Международные аспекты обеспечения информационной безопасности приобретают всё большую значимость в условиях глобализации информационного пространства и цифровой трансформации международных отношений. Трансграничный характер информационных угроз, размывание государственных границ в виртуальном пространстве и возрастающая взаимозависимость национальных информационных инфраструктур обусловливают необходимость международного сотрудничества в данной области. В статье анализируются подходы Китайской Народной Республики к обеспечению международной информационной безопасности. Участие страны в обеспечении международной информационной безопасности представляет собой один из ключевых принципов внешней политики Китайской Народной Республики. В связи с высоким уровнем экономического роста и укреплением позиции Китая на международной арене все чаще возникает конфликт интересов этого государства с другими странами. Особенно напряжены отношения Китая с Соединенными Штатами, что связано с проблемой кибербезопасности и защиты интеллектуальной собственности, в частности, уязвимостью финансового, энергетического секторов и сектора информационных технологий национальных хозяйств этих стран. Вместе с тем совершенствование и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяют противодействовать кибершпионажу со стороны иностранных агентов. Таким образом, правительство Китая заявляет о единоличном управлении собственным информационным пространством, что подразумевает создание защищенной от кибератак информационной структуры. В статье рассматриваются вопросы обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики в киберпространстве; проводится анализ международно-правовой базы КНР в области информационной безопасности; дается обзор участия Китая в разработке международной политики информационной безопасности, а также противостояния КНР и США по вопросам обеспечения международной информационной безопасности.
В статье обосновывается возможность использования показателей и критериев оценки реализации политики вмешательства во внутренние дела государства для описания стратегии и возможного стратегического замысла вмешательства США во внутренние дела Китая в отношении Тайваня. Политические установки Вашингтонского (2024 г.) саммита НАТО обусловливают возможность вмешательства стран-членов НАТО во внутренние дела России, Китая, Белоруссии и других государств мира. При этом страны-члены НАТО уже используют обширный инструментарий для вмешательства в решение внутриполитических вопрос зарубежных государств. Это делает актуальным разработку и апробации Методики оценки эффективности реализации политики вмешательства во внутренние дела государства. Показателями реализации политики вмешательства во внутренние дела государства могут быть показатели: ограничения его независимости (суверенитета) и свободы; торможения нормального политического, экономического, социального, а также культурного развития. Критерии оценки реализации политики вмешательства во внутренние дела государства могут включать правила оценки значений таких показателей в соответствии с реализуемыми ограничениями его независимости (суверенитета) и свободы; а также торможением его нормального политического, экономического, социального и культурного развития. В статье рассматриваются стратегия и возможный стратегический замысел вмешательства США во внутренние дела (ограничения независимости (суверенитета) и свободы) Китая в отношении Тайваня.
Статья посвящена комплексному анализу роли международных кредитных отношений в экономическом развитии стран с формирующимся рынком. Автор раскрывает двойственную природу внешних заимствований, которые, с одной стороны, служат катализатором экономического роста, а с другой - создают серьёзные риски долговой зависимости. В статье систематизированы основные аспекты международного кредита, формы классификации, проанализирована специфика его функционирования в глобальном масштабе. Особое внимание уделено деятельности ключевых международных финансовых институтов - МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, а также тенденциям, связанным с китайской инициативой «Пояс и путь». На основе сравнительного анализа успешных и кризисных ситуаций стран выявлены факторы, определяющие эффективность использования международных займов. Автор в статье показывает, что в условиях постпандемийного периода и ужесточения денежно-кредитной политики развитых стран проблема долговой устойчивости развивающихся экономик приобретает особую актуальность. Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по оптимизации управления внешним долгом, включая меры по мониторингу долговой устойчивости, развитию внутренних финансовых рынков и повышению прозрачности кредитных соглашений.
В статье рассматриваются проблемы и перспективы налогообложения в нефтегазовой отрасли России с акцентом на необходимость перехода к более гибкой и стимулирующей налоговой политике для разработки трудноизвлекаемых запасов нефти (ТрИЗ). Проведён анализ текущего механизма НДПИ и специального налогового режима - НДД, выявлены их ограничения. На основе международного опыта, особенно США, предложены меры по модернизации налоговой системы: дифференцированный подход к льготам, связь налоговых преференций с инвестициями в технологии, внедрение прогрессивной шкалы налогов и поддержка малых и средних нефтегазовых компаний. Статья демонстрирует, что эффективная налоговая политика способна продлить жизненный цикл нефтегазового сектора, укрепить экономику регионов и обеспечить технологический суверенитет страны.
В статье проводится анализ динамики ключевых экономических показателей Турции во взаимосвязи с положением страны в рейтингах; по ним и выделяются причины изменений за последнее десятилетие. Рассматривается динамика и структура экспорта и импорта товаров. Отдельно выделяется сектор услуг, структура экспорта которого почти полностью состоит из туристического и транспортного сервиса, покрывающих часть отрицательного сальдо торгового баланса товаров. Рассматривается экономическое сотрудничество Турции с другими странами и интеграционными блоками. Отдельно выделяется партнерство с Российской Федерацией (РФ), которое продолжает укрепляться, несмотря на геополитическую обстановку. Отмечается реализация крупномасштабных проектов между странами, особенно в энергетическом секторе.
В статье выполнен обзор действующей политики регулирования, касающейся коммерциализации космической деятельности Госкорпорации «Роскосмос». Выявлены проблемы, препятствующие организации работ с объектами космического мусора, что обусловливает международные риски в обозначенной сфере. В качестве мер поддержки для развития Госкорпорации «Роскосмос» сформулированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство и структуру органов управления космической деятельностью.
В настоящее время со стороны государства все больше внимания уделяется деятельности корпоративных структур, что проявляется в осуществлении бюджетных инвестиций посредством приобретения доли в их уставном капитале и расширении способов взаимодействия между бюджетными и коммерческими организациями. В связи с этим повышается внимание к вопросу законности и эффективности деятельности таких корпоративных структур со стороны контрольных органов, а с учетом наблюдаемой тенденции расширения границ контроля на всех уровнях государственного управления повышается и ответственность за целевое и эффективное использование соответствующих денежных средств.
В статье на основе проведенного анализа и оценки практики организации и осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах корпоративного и государственного секторов структурированы стадии формирования института внутреннего контроля в корпоративных структурах с государственным участием на примере контроля за движением денежных средств. Процесс предусматривает 12 этапов, последовательное выполнение которых способствует формированию указанного института, включая анализ внутренних и внешних условий функционирования организации, оценку системы внутреннего контроля, специфику стратегии ее развития и роль в экономике регионов и экономики страны в целом, способов его организации, его возможные формы, функции, цели и задачи, методы и контрольные действия (процедуры). Рекомендации к процессам определения элементов механизма казначейского контроля представлены в данной статье.
По результатам всестороннего анализа существующей практики внутреннего контроля в отношении движения денежных средств и специфики функционирования корпоративных структур, в том числе с государственным участием, разработана методика организации и осуществления корпоративного казначейского контроля.
Цифровизация государственного финансового контроля - процесс непрерывный, обусловленный цифровой трансформацией сектора государственного управления. Принимая во внимание большое количество органов, осуществляющих финансовый контроль, необходимо выбирать оптимальные подходы при решении этой задачи.
Предметом настоящего исследования является деятельность органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля (далее соответственно - ГФК, ВГФК) в ключе цифровизации. Цель статьи состоит в разработке наиболее эффективных подходов и рекомендаций для внедрения IT-технологий в работу органов ГФК.
Цифровое преобразование бюджетных процессов, связанных с формированием единого бюджетного пространства в рамках государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»), требует внедрения и развития цифровых технологий в сфере государственного финансового контроля.
В данной статье проведен анализ текущего состояния внешней торговли Китая, результаты которого позволили определить ее положительную тенденцию, а также выявить замедление темпов роста товарооборота. Также в статье определены причины такого снижения активности внешней торговли Китая со странами - партнерами. Проведено исследование внешнеторговых связей Китая, представлены ключевые внешнеторговые партнеры, а также товарооборот между ними. Выявлены особенности развития внешнеторговых связей Китая в настоящее время, представлены принципы функционирования внешнеэкономической деятельности Китая в целом. Цель исследования заключается в изучении особенностей построения системы внешнеторговых связей Китая в современных условиях.
В ходе анализа представлены разнонаправленные динамики импортной деятельность стран-членов ЕС, в период с 1 квартала 2022 по 1 квартал 2025 года, относительно иных государств мира. Определены агроимпортные товарные группы, которые фиксируют рост или падение. Обозначено, как изменился «агроимпортный ландшафт» стран партнеров ЕС в мире, что способствовало смене лидеров за этот период и какие меры предпринял ЕС для переориентации своих импортных агропродовольственных товарных потоков с иных континентов или географических ареалов внешнеторгового закупа. Автором представлено, за счет каких мер удалось перенастроить смену импортного курса с рынков закупа классических партнеров (например, России) на новые государства (ранее не входившие в топ основных партнеров экспортеров на европейский рынок потребления продовольственной продукции). Анализ демонстрирует, какие товарные группы остались незыблемы и показали существенный рост в торговом балансе с классическими странами, ранее основными партнёрами ЕС. Фокус исследования акцентирован на период экономических ограничений ЕС в отношении России, прямой формы геополитических противоречий в черноморском регионе как доноре сельскохозяйственного сырья на мировые рынки, а также фиксирует важные снисходящие экспортные тренды с Китаем и динамичный внешнеторговый рост с рядом государств западной Африки (Нигерия, Кот-д`Вуар и др.).
В работе исследуется проблема научной проработанности понятия и сущности стратегического планирования, а также его значимости для решения национальных задач. Проведен аналитический обзор основных концепций различных научных школ в области стратегического планирования, определены его основные характеристики и качественные показатели, такие как: ориентация на желаемое развитие, целенаправленное влияние, активизация конкурентных преимуществ, консолидация политики всех сторон, вовлечение ресурсов, внешние и внешние факторы, противодействие вызовам и угрозам. Эти аспекты поднимают государственное экономическое регулирование на новый уровень, предотвращая дестабилизацию рынка. На основе обобщения наиболее известных научных определений установлено, что стратегическое планирование представляет собой процесс обоснования желаемого состояния национальной экономики и перехода к ней с использованием участниками стратегирования методов целенаправленного воздействия на объекты планирования. Обращается внимание на то, что развитые страны используют инструменты планирования для создания условий, которые предусматривают развитие промышленности и экономики в целом. Механизмы стратегического планирования не только снижают риски, но и эффективно управляют экономическим ростом. Сегодня это особенно актуально для нашей страны в сфере обеспечения продовольственной безопасности, где Доктрина ставит принципиально новые задачи по достижению физической и экономической доступности продукции на уровне рациональных норм потребления.
Современная финансовая среда на сегодняшний день характеризуется процессами внедрения и использования инновационных финансовых продуктов, в частности ориентированных на оборот цифровых финансовых активов (далее по тексту ЦФА). Государственное управление при появлении и инновационных финансовых продуктов ставит задачу определения той системы законодательного регулирования, которая позволила бы использовать правовой механизм для его управления. При этом возможны несколько вариантов правовых решений, ориентированных на закрепление законодательных вопросов по отношению к инновационному активу. В первую очередь возможен вариант формирования такого правового механизма, который уже используется по отношению к аналогичным объектам правового регулирования. Во вторую очередь, может быть разработан специфический механизм правового регулирования, который будет ориентирован на особенности ЦФА.
- 1
- 2