Словарный состав немецкого языка является динамичной системой. Одним из наиболее продуктивных способов обогащения словарного состава является словообразование. К продуктивным способам словообразования можно отнести словосложение, заимствование, префиксацию, суффиксацию, каждый из которых имеет свои особенности. Целью настоящего исследования является рассмотрение способов немецкого словообразования на предмет их продуктивности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Языкознание
К основным способам пополнения лексических единиц немецкого языка можно отнести словообразование, изменение значения слова и заимствование [1, с. 41], которые способствует расширению словарного состава.
Список литературы
1. Кубрякова Е. С., Харитончик З. А. О словообразовательном значении и описании смысловой структуры производных суффиксального типа // Принципы и методы семантических исследований. 1976. №3. С. 202-233. EDN: NRIZFI
2. Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка / под ред. Т. В. Строевой. Изд. 2-е, испр. М.: КомКника, 2007. 376 с.
3. Heringer H. J. Deutsche Grammatik und Wortbildung in 125 Fragen und Antworten [Elektronische Ressource] UTB. 2014. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/ser/onl.html (Дата обращения 15.05.2023).
4. Luscher R. Übungsgrammatik für Anfänger (DaF) [Elektronische Ressource]. Deutsch als Fremdsprache: Hueber. 2011. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/ser/onl.html (Дата обращения 15.05.2023).
5. Techmer, M., Lilli M. Großes Übungsbuch Deutsch [Elektronische Ressource]. Wortschatz. Niveau A2-C1: Hueber. 2016. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/ser/onl.html (Дата обращения 16.05.2023).
6. Wöllstein, Angelika Die Grammatik [Elektronische Ressource]. Unentbehrlich für richtiges Deutsch; Duden: 4 Dudenverlag. 2016. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/ser/onl.html (Дата обращения 16.05.2023).
7. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/wirtschaft/fleisch-und-milch-wie-daenemark-es-schafft-eine-klima- steuer-einzufuehren-a-fb63f963-15fc-4d87-87aa-c0c1e523c31d (Дата обращения 10.04.2023).
8. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/antarktis-forschende-halten-weiteres-kippelement- fuer-moeglich-a-e1a5ac65-b518-4dfb-a406-1ee9aba31a8d (Дата обращения 10.04.2023).
9. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/wissenschaft/natur/experten-fordern-billigeren-strom-und-teurere-fossile-brennstoffe-a-5748d811-3e1e-4acb-ab91-1704c62ae375 (Дата обращения 10.04.2023).
10. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/panorama/justiz/bundeskriminalamt-zahl-der-drogendelikte-2023-ge- stiegen-hoechststand-bei-kokain-a-849cf2d2-a9c8-4c8f-84ae-d43b9612f2c5 (Дата обращения 10.04.2023).
11. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/wissenschaft/osterinsel-ki-studie-widerlegt-gaengige-these-muss-die- geschichte-neu-geschrieben-werden-a-c230977f-814e-4aee-9624-c7741833cbe9?dicbo=v2- b9MSlwQ (Дата обращения 13.01.2024).
12. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/auto/erlangen-buerger-stimmen-fuer-umsetzung-der-stadt-umland- bahn-a-60b29fa9-179c-49de-9348-33dcfaaa5e77 (Дата обращения 18.01.2024).
13. spiegel.de [Электронный ресурс]. Официальный сайт немецкого журнала Spiegel. URL: https://www.spiegel.de/wissenschaft/weltall/deutsche-raumfahrt-geplanter-raketenstart-von- plattform-in-der-nordsee-faellt-ins-wasser-a-91c07575-4776-4180-bfe3-ff70f0462122 (Дата обращения 13.01.2024).
14. Barz I. Wortbildung und Nomination // Zur Theorie der Wortbildung im Deutschen. Dem Wirken Wolfgang Fleischers gewidmet. Berlin: Akademie-Verlag, 2008. S. 19-24.
15. Fleischer W. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. Tübingen 2012. 375 S.
16. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. 606 с. EDN: IMNYVY
17. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 2001. 416 с.
18. Sahel S. Einführung in die Morphologie des Deutschen [Elektronische Ressource]. Wissenschaftliche Buchgesellschaft. 2013. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/ser/onl.html (Дата обращения 24.03.2023).
19. Schröder M. Wortbildung der deutschen Gegenwartssprache. Tübingen: Niemeyer, 2007. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/ser/onl.html (Дата обращения 24.05.2023).
20. Eisenberg P. Das Wort. Grundriss der deutschen Grammatik. Stuttgart: Metzlerische Verlags-buchhandlung und Carl Ernst Poeschel Verlag, 2006. 520 S.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная лингвистика включила в объект своих исследований различные паратекстовые элементы, сопровождающие создание художественного произведения. Паратекстовые составляющие оказывают серьезное влияние на такие категории текста, как связность и целостность при передаче информации. Благодаря им дополняется содержательная и структурная сторона романа, усиливается его информационный потенциал. Авторы современных французских романов активно обращаются к различным паратекстовым приемам, позволяющим продемонстрировать их прагматическую направленность и создать индивидуальную стилистику произведения. Такие приемы постоянно присутствуют в творчестве известного французского писателя-фантаста Б. Вербера, который расширяет семантическое пространство своего романа за счет смыслового наполнения таких элементов, как заголовок, посвящение и предисловие. Литература постмодернизма характеризуется интенсивным обновлением современных романных форм, что требует от автора пояснения читателю своих целей. Паратекст, в силу присущих ему особенностей, предоставляет такую возможность. Пространственная ограниченность паратекстуальных вставок позволяет читателю сконцентрироваться и предварительно понять, где следует искать объяснение тому, о чем будет говориться в книге. Обращение к новым и необычным для художественного произведения темам в романе «Муравьи» позволяет Б. Верберу сформировать свой языковой код в современном французском постмодернизме. Для его восприятия читателем Б. Верберу необходимо сформировать паратекстовое пространство, выраженное в заглавии, посвящении и предисловии, образующее с основным текстом единое целое. Автор соединяет в нем язык и стиль естественнонаучных и гуманитарных наук, в соответствии с коммуникативно-прагматической установкой.
Статья посвящена проблеме воссоздания в художественном переводе библейских претекстов. Актуальность темы определяется необходимостью исследования англоязычных переводов рассказов А. П. Чехова в аспекте рассмотрения интертекстуальных вкраплений из библейских претекстов с целью изучения актуализации их метафорических смыслов в процессе перевода. Научная новизна статьи определяется тем, что в ней предпринята попытка анализа в сравнительно-сопоставительном аспекте содержащих библейские претексты языковых единиц, представленных в оригинале рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» (1894), а также их соответствий, фигурирующих в вариантах перевода рассказа на английский язык, осуществленных британскими переводчиками К. Гарнетт (“Rothschild’s Fiddle”, 1920) и Дж. Леджером (“Rothschild’s Violin”, 2014). Выявлено, что для передачи в переводе смыслов подобных интер- текстуальных включений художественного текста в ряде случаев необходимо использование переводческого комментария, либо переводческих примечаний.
Сравнение микротопонимики французской и русской деревни представляет интерес для исследования структуры топонимической номинации и ее смыслового наполнения. Новые направления в исследовании имен собственных расширили не только семантику французских и русских микротопонимов, но и определили их словообразовательные модели, в которых можно выделить как общие, так и индивидуальные языковые характеристики. Общими чертами для структурных моделей французских и русских микротопонимов являются: прямой переход нарицательного слова в топоним, аффиксальный способ образования, словосложение и словосочетание.
В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания русского языка в старших (10-11) классах нерусской (на примере башкирской) школы. Заостряется внимание на том, что на итоговом государственном экзамене (ЕГЭ) по русскому языку за курс средней школы предъявляются единые требования к знаниям выпускников русских и нерусских школ. Не одинаковы пути овладения и степень владения русским языком как родным (учащимися русских школ) и как неродным (учащимися нерусских школ). В этих условиях возникает необходимость повышения уровня знаний по русскому языку учащихся нерусских школ до уровня знаний выпускников русских школ. Эта задача решается, главным образом, в старших (10-11) классах, на завершающем этапе подготовки к ЕГЭ. В статье предлагается один из возможных вариантов этой методики, эффективность которой проверена в практике обучения русскому языку в нерусских школах Республики Башкортостан.
Семантика топонимов рассматривается с точки зрения когнитивного подхода к пониманию языка и определяется широко как совокупность элементов знания, имеющегося у носителей языка об объекте номинации. Специфичность топонимической семантики заключается в ее тесной обусловленности экстралингвистическими факторами, формирующими индивидуализирующие и оценочные признаки.
В статье впервые исследуется лексика кухонной посуды и утвари в лексикографическом аспекте. В ней показана степень отражения данной лексики в двуязычных переводных и толковом словарях карачаево-балкарского языка. Особое внимание уделяется системному описанию наименований кухонной посуды и утвари, в научный оборот вводятся новые лексические единицы, и их трактовка прежде не зафиксированные словарями карачаево-балкарского языка. Проводится классификация данной тематической группы слов в соответствии с бытовыми функциями, а также в зависимости от материала их изготовления с привлечением новых заимствованных слов. Особое внимание обращается к отражению специфики кухонной посуды и утвари в карачаево-балкарских пословицах и поговорках и фразеологизмах.
Статья посвящена проблеме разграничения полисемии и омонимии в башкирской лексикологии и лексикографии. Под полисемией понимается наличие у одного и того же слова два и более значений. Обязательным признаком полисемантического слова является наличие в его значении общей семы. Омонимия - звуковое совпадение разных языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом. В статье рассматриваются две различные точки зрения о полисемии и омонимии. Ряд лингвистов к омонимам относят также слова, возникшие в результате семантического разрыва значений многозначного слова, другие считают, что полисемия никогда не перерастает в омонимию. Включение в разряд омонимов слов, возникших в результате распада значений многозначного слова, привело к трудности разграничения многозначных слов и омонимов. Это негативно отразилось прежде всего на составлении словарей. В данной статье высказывается мысль о том, что омонимами следует считать только значения, относящиеся к словам, различным по происхождению. Главным критерием разграничения полисемантичных слов от омонимов является выяснение происхождения слов. В башкирском языке происхождение многих слов установить достаточно трудно. Процесс распада значений многозначного слова является длительным и малозаметным. В таких случаях семантическую связь между значениями слов можно восстановить, только прибегая к экстралингвистическим факторам. При установлении этимологии реликтовых слов следует учитывать былые представления носителей языка о том или ином объекте действительности и его понятии.
В статье рассматриваются трудности и приоритеты современной профориентационной работы. Описываются основные классификации личности, получившие признание в научном сообществе. Обосновывается возможность применения теста на определение ведущей модальности восприятия при проведении диагностики индивидуальных особенностей старшеклассника. Опора на доминирующую модальность восприятия и учет специфики взаимодействия с информацией дают будущему абитуриенту возможность сделать профессиональный выбор, соответствующий его способностям и склонностям.
В настоящее время в современной лингвистике активно развивается дискурс-анализ: особый интерес ученых вызывают активные процессы на стыке дискурсов разных типов, размывание их границ, слияние нескольких субдискурсов, изменение состава участников и перечня жанров, а также демократизация. Особенно ярко эти процессы выражены в институциональных профессиональных дискурсах. В данной статье анализируются подходы к определению лингвистических понятий «дискурс» и «профессиональный дискурс» на примере медицинской сферы деятельности, в частности оказания косметологических услуг; выявлены критерии для дифференциации таких терминов, как «дискурс», «виртуальный дискурс» и «профессиональный дискурс». Рассмотрены некоторые аспекты изучения и анализа особенностей неформальной профессиональной медицинской лексики в рамках косметологического дискурса. Приведены примеры употребления профессионализмов, реализующихся в поле исследуемого дискурса, в рамках парадигмы коммуникации «профессионал - профессионал» и «профессионал - непрофессионал». Основной целью данного исследования является дифференциация понятий «дискурс» и «профессиональный дискурс», освещение проблем изучения и определения этих терминов; изучение особенностей взаимодействия терминосистемы косметологического дискурса и профессионального сленга врачей-косметологов, ее функционирования в научном, виртуальном и рекламном дискурсах, в том числе в социальных сетях и сети Интернет в целом. Актуальность этой темы обусловлена тем, что в эпоху глобализации, демократизации иерархических отношений в коллективе, увеличения количества сотрудников, работающих удаленно, профессиональная коммуникация претерпевает ощутимые изменения. Материалом исследования послужили рекламные посты косметологических клиник г. Уфы, посты на личных страницах врачей-косметологов и косметиков-эстетистов, а также отзывы клиентов, не имеющих медицинского образования, на услуги врачей-косметологов.
В статье анализируется использование анафоры и синтаксического параллелизма в произведениях современных немецких писателей Бернгарда Шлинка и Юдит Герман. Выявлена роль и специфика анафорического параллелизма как художественно-выразительного средства, отягощенного в ряде случаев также эпифорой, в формировании идиостиля названных авторов, исследуемые произведения которых вышли в свет в конце ХХ в. практически одновременно.
В статье рассматриваются названия предприятий общественного питания города Уфы, содержащие глагол. Проводится анализ используемых в эргонимах глаголов по форме, по категории времени, по количеству. Глагольные эргонимы классифицируются по типам предложений. Отмечается возрастание доли глагольных именований в городском эргонимиконе в последние годы. Выявляется взаимосвязь эргонимов с хештегами, устанавливаются их общие черты. Фиксируется новая тенденция использования хештега в качестве эргонима.
Издательство
- Издательство
- УУНИТ
- Регион
- Россия, Уфа
- Почтовый адрес
- 450076, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32
- Юр. адрес
- 450076, Приволжский федеральный округ, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, дом 32
- ФИО
- Захаров Вадим Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@uust.ru
- Контактный телефон
- +7 (347) 2299677
- Сайт
- https://uust.ru/