СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
В данной статье показано усиление роли дополнительного образования, его востребованности среди потребителей и заказчиков, проведен краткий анализ рынка образования в России и мире с учетом развития рынка образовательных технологий. Проанализированы сегменты частного и государственного образования, их характеристики, преимущества и недостатки. Исследованы современное состояние, нормативные изменения в области дополнительного образования, системы подготовки педагогов дополнительного образования к реализации трудовых функций с учетом внедрения профессиональных стандартов. Проведен анализ российской реферативной базы публикаций в области подготовки педагогов дополнительного образования, развития их компетентности, оценки качества и т. д. По итогам проведенной работы выделен ряд проблем, касающихся подготовки педагогов дополнительного образования к профессиональной реализации трудовых функций на высоком уровне, которые не нашли отражения в трудах современных ученых.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время в связи с цифровизацией и развитием новых технологий происходит модернизация всех отраслей экономики. Рынок труда характеризуется отмиранием целых сегментов профессий и появлением новых, мировой борьбой за дефицитные конкурентные кадры для высокотехнологичных отраслей. С всеобщим признанием проблемы отставания системы классического образования от происходящих изменений, быстрого устаревания новой информации дополнительное образование детей и взрослых выходит на первый план по актуальности содержания образовательных программ и форм обучения, а значит, востребованности со стороны потребителей. Мировой рынок образования ежегодно растет. Эксперты прогнозируют рост рынка с 5,4 трлн долларов в 2020 г. до 7,3 трлн долларов к 2025 г. (+2 млрд новых учеников до 2050 г.), в том числе онлайн-образования – с 227 млрд долларов в 2020 г. до 404 млрд долларов к 2025 г. (х2) [1]. Согласно исследованию международного информационного агентства East-West Digital News, общий объем рынка образовательных услуг в России в 2016 г. составил 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в нем в 19,2 % (351,7 млрд рублей), на онлайн-образование приходилась доля в 1,1 % (20,7 млрд рублей). В 2021 г. произошло увеличение рынка до 2 трлн рублей с долей частного бизнеса 18,9 % (385,4 млрд рублей). Заметный рост произошел на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке составила уже 2,6 % (53,3 млрд рублей).
Список литературы
-
Международное аналитическое агентство HolonIQ. URL: https://www.holoniq.com/edtech/10-charts-that-explain-the-global-education-technology-market/ (дата обращения: 18.12.2022).
-
Паспорт федерального проекта “Успех каждого ребенка”, утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту “Образование” от 07.12.2018, № 3. URL: https://clck.ru/QSQDE (дата обращения: 18.12.2022).
-
Федеральный закон “О независимой оценке квалификации” от 03.07.2016 № 238-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485 (дата обращения: 20.11.2022).
-
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 20.11.2022).
-
Золотарева А. В. Научно-методическое обеспечение профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 89-98. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10108 EDN: XYPUWT
-
Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики // Мониторинг экономики образования. 2020. № 17. URL: https://memo.hse.ru/news/401425127.html.
-
Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. 186 с.
-
Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. Е. Лебедев, М. В. Катунова, Н. Ф. Трубицын и др. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с. EDN: UDKURK
-
Вихман В. В., Ромм М. В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 40-56. DOI: 10.15293/2658-6762.2205.03 EDN: PQVUVJ
-
Кузнецова Н. В. Использование потенциала цифровизации образования для подготовки педагога по внеурочной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 4 (44). С. 50-55. EDN: SASXBE
-
Шафигуллина М. М., Гильмутдинова Р. М. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск - Москва, 26-27 октября 2017 г.) / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 532 с.
-
Чаленко Н. Н., Косиенко Р. С. Современные тенденции развития системы дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 221-223. EDN: YUJNQL
-
Логинова Л. Г. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnoe-issledovanie-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 14.11.2022). EDN: OFUNXJ
-
Дьячкова Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: шаг к повышению качества региональной системы дополнительного образования детей и молодежи // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск. Москва, 26-27 октября 2017 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. С. 118-121.
-
Дьячкова М. А., Томюк О. Н. Интерактивные формы совершенствования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования // Дискуссия. 2017. № 11 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-sovershenstvovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.12.2022). EDN: YLUPND
-
Горшенина С. Н., Буянова И. Б., Шукшина Т. И. Применение практико-ориентированных оценочных средств в подготовке будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 4 (44). С. 25-30. EDN: QCVUJD
-
Кондаурова И. К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24. EDN: USJBGZ
-
Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б.и.], 2011. 233 с. EDN: QCNWXD
-
Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования. М.: МПГУ, 2017. 268 с. EDN: LATCHI
-
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42. EDN: SMMBFV
-
Проект профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)". URL: https://bit.ly/3VplAgW (дата обращения: 11.11.2022).
-
Профессиональное выгорание школьных учителей. Результаты всероссийского исследования программы "Я Учитель". URL: https://yandex.ru/company/news/22-12-2020 (дата обращения: 11.11.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты исследования связи эмоционального выгорания матерей с их иррациональными установками в мышлении, такими как «катастрофизация», «долженствование в отношении других», «долженствование в отношении себя», «непереносимость фрустрации», «оценочная установка». Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема иррациональных установок все более актуализируется в связи с расширением и углублением с каждым годом проблем, связанных с родительским выгоранием, неспособностью матерей осуществлять свои функции по развитию и воспитанию детей, осознавать наличие внутренних ресурсов, которые могут помочь в преодолении кризисных ситуаций; при наличии попыток научного осмысления проблемы иррациональных установок в психологии в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, в частности выявление иррациональных установок матерей, лежащих в основе их эмоционального выгорания, что и составило проблемное поле проведенного исследования. Наибольшее количество связей показателей эмоционального выгорания матерей установлено с иррациональными установками «непереносимость фрустрации» и «оценочная установка», отражающих степень непереносимости матерями различных фрустрирующих ситуаций и склонности оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. В теоретическом аспекте обогащены знания по проблемам эмоционального выгорания матерей, иррациональных установок, проведен анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению категорий «эмоциональное выгорание», «иррациональные установки». В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в деятельности психолога для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания матерей, что позволит минимизировать последствия дистресса, которые женщины-матери испытывают в родительстве.
Исследуется актуальный вопрос нивелирования негативных проявлений нарциссизма методом юнгианской песочной терапии, так как на практике отмечается недостаток методических разработок по оказанию помощи людей с нарциссическими проявлениями, не достигшими клинического уровня. Цель исследования: апробировать тренинговую программу по нивелированию негативных проявлений нарциссизма среди студентов методом юнгианской песочной терапии. Технология реализации тренинговой программы включала в себя следующие формы работы: психодиагностика, минилекция, экспресс-опрос, воркшоп, амплификации, индивидуальное консультирование, групповой тренинг. Анализ результатов исследования удостоверяет в положительной тенденции по трансформации нарциссических проявлений и может быть рекомендован к использованию в психологической практике для помощи людям с проявлениями нарциссизма.
Актуальность исследования состоит в выявлении новых вызовов и угроз, связанных с проблемой организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Новизна заключается в том, что проблема обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них связан с учетом особенностей поколения Z при выстраивании общения и учебного взаимодействия с ними, второй предполагает спецификацию использования цифровых технологий в образовательной среде с учетом рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, развития, воспитания школьников пересматриваются в контексте необходимости учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается значимость повышения авторитета учителя, развития у него востребованных педагогических способностей, формирования ценностных отношений к детям, профессии, себе как постоянно развивающейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности обучающихся как в учебном процессе, так и за его пределами.
В последние годы ситуации буллинга среди подростков происходят все чаще. Они негативно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, развитие личности, могут приводить к трагическим случаям с непоправимыми последствиями. Одной из задач педагогических коллективов образовательных учреждений является предупреждение прецедентов проявления жестокости среди подростков, профилактика буллинга. К эффективным методам профилактики буллинга в школе можно отнести социальный театр, который выполняет широкий спектр функций по отношению к его участникам: информационно-образовательную, познавательную, развивающую, социально-коммуникативную. Профилактика буллинга посредством социального театра направлена на осмысление темы буллинга, выработку негативного к нему отношения, осознание степени проблемы и способов ее решения.
Установленные в исследованиях взаимосвязи смартфон-аддикции с психологическим неблагополучием побудили ввести новый конструкт - «проблемное пользование смартфоном». Проверяется гипотеза о взаимосвязи проблемного пользования смартфоном с макиавеллизмом, направленностью личности и навыками коммуникации. Данные для эмпирического исследования собраны посредством онлайн-тестирования 713 респондентов в Беларуси и России, в их числе 361 женщина и 350 мужчин. Рабочая гипотеза подтвердилась: исследование показало, что проблемное пользование смартфоном положительно взаимосвязано с макиавеллизмом, направленностью на себя, зависимым и агрессивным поведением и негативно - с направленностью на задачу, уверенным поведением и возрастом. Данные выводы о связях проблемного использования смартфона с макиавеллизмом и типами поведения соответствуют аналогичным зарубежным результатам. Связи проблемного использования смартфона с направленностью личности ранее не изучались. Практическое значение полученных результатов включает их возможное использование в профилактической работе с целью предотвращения формирования у учащихся смартфон-аддикции.
Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь личностно-профессиональную направленность. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, - важнейшая задача подготовки специалистов в этой области. Чувствительность к другому человеку является одной из таких компетенций. В теоретической части проводится анализ понятия «чувствительность к человеку», раскрывается структура данного понятия и описываются компоненты чувствительности к другому, такие как интерес к человеку, эмпатия, понимание и помощь. Цель эмпирического исследования - выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Всего в исследовании приняло участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета (с 1-го по 5-й курс). В результате было установлено, что уровень чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки довольно высок, некоторое ее снижение происходит лишь на втором-третьем курсе. Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эмпатия и помощь. В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку и понимание человека. Научная новизна работы заключается в том, что представлен анализ динамики чувствительности у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, выявлены «проблемные» зоны при ее формировании на разных этапах обучения в вузе. Полученные данные показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности.
Представлены результаты разработки и психометрической проверки опросника имплицитных теорий образования. Имплицитные теории рассматриваются многими исследователями как принципиальная основа организации познания мира субъектом и систематизации индивидуального опыта. Их изучение позволяет определить систему отношений субъекта к реальности, его представлений о ней и поведенческих моделей, определяемых содержанием данных теорий. Имплицитные теории имеют разную предметную направленность, оказываясь включенными в различные аспекты жизни индивида. Специфическая деятельность способствует формированию характерных имплицитных теорий. В этом смысле имплицитные теории обучения являются частью мышления педагога. На этапе анализа были выделены четыре педагогические концепции, которые легли в основу разработки опросника. Ход разработки опросника подтвердил обоснованность четырехфакторной модели для описания имплицитных теорий образования, что содержательно соответствует выделенным образовательным концепциям. Дополнительные методы измерения валидности показали результаты, согласующиеся с данными разрабатываемого опросника. Показано, что студенты педагогических профилей подготовки обладают специфическими и дифференцированными представлениями об образовательном процессе. Представлены перспективы дальнейшего использования разработанного опросника как исследовательского инструмента.
Рассматривается разработка технологии оптимизации ресурсной составляющей профессионально-личностного развития специалиста по физическому воспитанию, которая актуализировалась в связи с трендами цифровизации образовательной системы. Дана характеристика дидактической коммуникации в виде передачи и приема информации между субъектами учебно-тренировочного процесса, усвоения знаний, двигательных умений, навыков и формирования здорового образа жизни. Раскрыта специфика коммуникации на занятиях физической культурой и спортом в условиях цифровой трансформации, приносящая изменения у субъектов обучения в личностном, профессионально-групповом и социокультурном уровнях. Со стороны преподавателя физической культуры это проявляется в постоянном обновлении своих знаний, отслеживании изменений в образовательных запросах студентов во времени, овладении навыками убеждения, демонстрации своего отношения к здоровому образу жизни и двигательной активности как фактору эффективного жизнеобеспечения современного члена общества. Описаны эффективные инструменты онлайн- и офлайн-взаимодействия, дидактическое наполнение учебно-тренировочного процесса, способствующие повышению уровня физического развития и физической подготовленности, отношения студентов к физической активности и интереса к занятиям как компонента культурного развития студентов.
Рассматривается феномен «образовательной коммуникации» в контексте организации совместной деятельности педагога и обучающихся в высшей школе. Проведен сравнительный анализ образовательной и педагогической коммуникации, в основу которого положены следующие критерии: цель, содержание, позиции участников, способы организации, результаты. Описаны ключевые характеристики образовательной коммуникации - вовлеченность и агентность, способствующие усилению субъектной позиции обучающихся. Делается вывод о том, что вовлечение субъектов образовательного процесса в коммуникацию обеспечивается особыми метаметодическими средствами, универсальными для любого учебного предмета.
В конце XX - начале XXI в. происходят значительные изменения в отечественном языковом образовании, что повлекло пересмотр всей системы преподавания иностранных языков на всех уровнях образования. Своеобразным триггером модернизации и развития подходов к изучению иностранных языков послужили социокультурные и научно-педагогические факторы. На фоне стремительно расширяющегося международного сотрудничества в 1990-х гг. педагогическая общественность акцентировала свое внимание на разработке новых подходов к преподаванию языков. Осуществлено детальное изучение влияния социокультурных и научно-педагогических факторов на развитие подходов к обучению иностранным языкам. Даны конкретные примеры расширения и наращивания межкультурных связей России и западных стран после распада СССР. Констатируется, что быстрыми темпами развивающееся международное взаимодействие требовало людей, владеющих иностранными языками. На основе теоретического анализа научных работ педагогов, лингвистов и методистов характеризуются ключевые идеи коммуникативного и культурологического подходов к преподаванию иностранных языков. Сделан вывод о том, что коммуникативный и культурологический подходы к изучению иностранных языков были призваны оптимальным образом способствовать их быстрому усвоению, развитию коммуникативной компетенции, получению навыков общения с представителями других стран, постижению культуры иных народов для продуктивного взаимодействия в различных областях человеческой деятельности.
Рассматривается понятие «этнокультурная компетентность» в сфере образования. Большое внимание уделено типам упражнений, факторам, которые необходимо учитывать при построении градуальных упражнений, а также критериям для оценки уровня сформированной этно-культурной компетентности учащихся. Предложен дидактический материал, иллюстрирующий представленные упражнения. Описаны упражнения, разработанные по градуальному принципу с целью формирования этнокультурной компетентности вьетнамских учащихся в процессе обучения пословицам с этнокультурным компонентом.
В эпоху цифровизации и активного распространения корпусных технологий в лингвистическом образовании специалисты в области лингводидактики постоянно открывают все новые возможности в работе с большими данными. Одним из относительно новых явлений в российском образовании является сбор корпусов ученических текстов на иностранном языке. Их возможности для лингводидактических исследований зависят прежде всего от продолжительности сбора данных и от разметки, которую содержит тот или иной корпус. В статье речь идет о корпусе немецко-язычных студенческих текстов Петрозаводского аннотированного корпуса текстов и лонгитюдном исследовании типов лингвистических ошибок, допускаемых студентами на всем протяжении изучения немецкого языка в течение 5 лет. Результатом исследования стала статистика по 90 классам ошибок, поделенных на семь основных групп, и динамика этой статистики на протяжении 5 лет обучения немецкому языку. Сравнение наиболее частотных ошибок на первом и пятом курсах показывает, что к темам, которые на протяжении всех годов обучения вызывают наибольшие проблемы у студентов, относятся выбор лексемы, орфография, пропуски, пунктуация и обратный порядок слов. Уходят к концу обучения в вузе проблемы с неопределенным артиклем, склонением прилагательных и существительных, образованием множественного числа и родом существительных, уступая место другим проблемам, таким как лишние элементы, логика, порядок слов в придаточных предложениях и стилистические ошибки.
В статье рассматриваются основные принципы организации способов и методик выстраивания индивидуальной траектории образования в процессе подготовки студента-хореографа по направлению 52.03.01. «Хореографическое искусство». Авторы акцентируют внимание на актуализации данной проблемы в контексте подготовки выпускника по художественным специальностям в вузе культуры. Ракурс рассмотрения данной проблемы определяется персоналистским подходом как способом центрированного взаимодействия преподавателя и студента, которое основано на партнерстве, определяемом выстраиванием индивидуальной траектории развития студента в контексте образовательной среды вуза. Индивидуальная траектория образования понимается авторами как проектируемый кафедрой поэтапный процесс движения от целей к результатам освоения профессиональных компетенций и становления личности выпускника как субъекта художественно-творческой и педагогической деятельности, определяемой мотивацией дальнейшего самостоятельного роста. По утверждению авторов, образовательную среду вуза культуры необходимо формировать как отвечающую стратегии студенто-центрированности - определяющему вектору подготовки по направлениям художественного профиля. Выявлены особенности достижения профессиональных целей и задач образовательной программы «Хореографическое искусство» по профилю «Педагогика современного танца»: педагогические, творческо-исполнительские, балетмейстерско-постановочные. Сформулированы принципы конструирования и реализации индивидуальной траектории образования по данному направлению.
Рассматривается проблема качества профессиональной подготовки средовых дизайнеров, выраженная в отсутствии у студентов личностно-смыслового включения в профессиональную деятельность. Анализируются причины, оказывающие влияние на уровень смыслообразования и целеполагания в процессе обучения средовому дизайну в высшей школе. Охарактеризованы пути осмысления и формирования профессиональной идентичности. Установлено, что усилению смысловой компоненты в системе профессиональной подготовки средовых дизайнеров в вузе способствует моделирование образа самого себя в будущей профессии в контексте личностных характеристик, имеющегося опыта у студентов и перспективного видения. Выявлены механизмы профессионального смыслообразования, приводящие в действие сущностные силы человека на формирование личностных качеств, социальной активности и способности к самостоятельному целеполаганию и готовности к самореализации в сфере дизайна. Определены положения методики обучения средовому дизайну, эффективно формирующие у студентов мотивационные установки в получении профессии и саморазвитии своих профессиональных умений и навыков. Описаны условия личностно ориентированного обучения студентов - будущих средовых дизайнеров с учетом смыслообразования.
Подготовка инженерных кадров, обладающих определенным набором профессиональных компетенций, позволяющих использовать современные достижения науки и уровень цифровых технологий в области железнодорожного транспорта, на сегодняшний день имеет огромное значение. Сквозной нитью проходит через общепрофессиональные и профессиональные компетенции формирование так называемой графической компетенции. Рассмотрены возможности и преимущества использования профессионально адаптированных учебных графических задач в учебном процессе для студентов строительно-железнодорожных специальностей, способствующих формированию графической компетенции, а также процессу профессионального становления обучающегося. Представлены примеры профессионально адаптированных учебных графических задач для строительно-железнодорожных специальностей.
Рассматривается практика применения метода «исследование в действии» (action research) при решении исследовательских задач. На основании истории появления и развития метода «исследование в действии», анализа примеров его использования в научных трудах сформировано описание метода, а также принципы его применения, которыми можно руководствоваться при проведении педагогического исследования. Метод получил широкое распространение в англоязычных исследованиях, как и феномен мультиграмотности, однако поиск среди множества научных источников в открытых ресурсах показал, что он редко применяется в контексте отечественных педагогических исследований. Обосновывается использование метода «исследование в действии» при изучении феномена мультиграмотности как интегративной личной характеристики, необходимой для взаимодействия с текстами новой природы. С помощью применения представленного метода описаны умения мультиграмотного человека, формируемые при освоении соответствующего онлайн-курса. Изучение практики освоения мультиграмотности как нового для русскоязычного педагогического дискурса феномена было дополнено актуальными данными, получено наиболее полное представление обо всех этапах его реализации. Описанный в статье этап диссертационного исследования позволил решить одну из поставленных в нем задач. Автор приводит не только преимущества применения метода «исследование в действии», но и риски, которые могут возникнуть. Применение данного метода позволяет произвести анализ практических действий, ведущих к формированию научных положений педагогического исследования и внести вклад в методологию педагогики.
В статье рассматриваются понятия естественно-научной грамотности, экологического образования и культуры; проанализирован опыт экологического образования на территории России, представлены методы, формы, приемы работы по экологическому образованию, определены особенности выбранных дидактических приемов в работе конкретных педагогов. Кратко представлен анализ экологической обстановки в Томске, выделены основные экологические проблемы. Экологические проблемы актуальны сегодня и подтверждают необходимость экологического образования подрастающего поколения. Подчеркивается важность формирования не только знаниевого, но и деятельностного компонента экологической культуры, чтобы постепенно сформировать поколение граждан, неравнодушных к проблемам окружающей среды. Анализ содержания учебно-методических комплектов по математике и окружающему миру показал, что имеются дефициты в данном направлении. Экологические задания в учебниках содержатся либо в недостаточном количестве, либо представлены бессистемно. Практически отсутствуют задания, направленные на формирование деятельностного компонента экологической культуры. На этапе эксперимента получены данные, подтверждающие актуальность экологического образования, выявлено, что у учащихся 4-го класса слабо сформирован когнитивный компонент экологической культуры. Выделены направления в работе по формированию экологической культуры на уроках математики и во внеурочной деятельности. Представлен опыт работы во внеурочной деятельности по созданию экологических проектов в начальной школе. На основе реальных данных о работе томских предприятий составлены и апробированы экологические задачи, направленные на формирование естественно-научной грамотности. Рассмотрены примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на основе краеведческого материала Томской области, которые затрагивают различные виды экологических проблем.
Издательство
- Издательство
- ТГПУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634061, Томская область, город Томск, Киевская ул., д.60
- Юр. адрес
- 634061, Томская область, город Томск, Киевская ул., д.60
- ФИО
- Макаренко Андрей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@tspu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (382) 2311271