ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ» В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА МУЛЬТИГРАМОТНОСТИ (2024)
Рассматривается практика применения метода «исследование в действии» (action research) при решении исследовательских задач. На основании истории появления и развития метода «исследование в действии», анализа примеров его использования в научных трудах сформировано описание метода, а также принципы его применения, которыми можно руководствоваться при проведении педагогического исследования. Метод получил широкое распространение в англоязычных исследованиях, как и феномен мультиграмотности, однако поиск среди множества научных источников в открытых ресурсах показал, что он редко применяется в контексте отечественных педагогических исследований. Обосновывается использование метода «исследование в действии» при изучении феномена мультиграмотности как интегративной личной характеристики, необходимой для взаимодействия с текстами новой природы. С помощью применения представленного метода описаны умения мультиграмотного человека, формируемые при освоении соответствующего онлайн-курса. Изучение практики освоения мультиграмотности как нового для русскоязычного педагогического дискурса феномена было дополнено актуальными данными, получено наиболее полное представление обо всех этапах его реализации. Описанный в статье этап диссертационного исследования позволил решить одну из поставленных в нем задач. Автор приводит не только преимущества применения метода «исследование в действии», но и риски, которые могут возникнуть. Применение данного метода позволяет произвести анализ практических действий, ведущих к формированию научных положений педагогического исследования и внести вклад в методологию педагогики.
Идентификаторы и классификаторы
Поисковая система «Яндекс» при запросе на русском языке «метод исследования в действии» находит 381 тыс. результатов. При англоязычном запросе action research в Google появляется около 7 млн результатов. Несмотря на такое множество, в отечественных диссертационных исследованиях, особенно педагогических, он все еще встречается редко. Изучение практики применения метода позволит открыть новые перспективы в научных исследованиях. В педагогических исследованиях чаще всего применяются такие «классические» методы, как анкетирование, интервьюирование, контент-анализ и другие статистические методы анализа данных. Для изучения нового, еще не вошедшего в практику явления использование перечисленных методов может быть недостаточно. Именно поэтому изучение метода «исследование в действии» является актуальной задачей. Метод был разработан в научной школе под руководством К. Левина в 1944 г., куда входили ученые США и Великобритании. К. Левин стал развивать его с целью «сравнительного исследования условий и последствий различных социальных действий и исследований, ведущих к новым социальным действиям» [1].
Список литературы
-
Lewin K. et al. Action research and minority problems // Journal of social issues. 1946. Т. 2, № 4. С. 34-46.
-
Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1 (45). С. 62-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-refleksiya-v-deyatelnosti-i-podgotovke-pedagoga (дата обращения: 09.01.2022). EDN: JWKTVX
-
Борщева В. В. “Action research” как инструмент повышения квалификации в преподавании иностранных языков // Педагогика и психология образования. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/action-research-kak-instrument-povysheniya-kvalifikatsii-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.01.2022). EDN: ZBHJAR
-
Жуков Ю. М. Исследование действием в науке и практике: промышленный период // Организационная психология. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-deystviem-v-nauke-i-praktike-promyshlennyy-period (дата обращения: 21.02.2022). EDN: WGMOHN
-
The New London Grop A Pedagogy of Multiliteracies: Designing Social Futures // Harvard Educational Review. URL: http://www.sfu.ca/~decaste/newlondon.htm (дата обращения: 20.04.2021).
-
Галактионова Т. Г., Казакова О. А. Коммуникативный код мультиграмотности в контексте цифровых образовательных практик // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. URL: https://nesinmis.ru/galaktionova-t-g/ (дата обращения: 20.02.2022).
-
Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. C. 102-109. 10.17759/ pse.2016210409. DOI: 10.17759/pse.2016210409 EDN: XWOOLF
-
Ajayi L. A. Multiliteracies Pedagogy: Exploring Semiotic Possibilities of a Disney video in a third grade diverse classroom // Urban Review. 2011. Vol. 43 (3). P. 396-413. EDN: JKLIGE
-
Трофимова И. Н. Мультиграмотность как социальная ценность и фактор развития современного общества // Политика и общество. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multigramotnost-kak-sotsialnaya-tsennost-i-faktor-razvitiya-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 09.11.2020). EDN: YVMKBX
-
Короткина И. Б. Международные исследования новой грамотности и проблемы терминологических несоответствий в отечественной педагогике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 3 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-issledovaniya-novoy-gramotnosti-i-problemy-terminologicheskih-nesootvetstviy-v-otechestvennoy-pedagogike (дата обращения: 09.11.2020). EDN: USCYJQ
-
Отзывы учащихся о курсе Multimodal Literacies: Communication and Learning in the Era of Digital // Coursera. URL: https://www.coursera.org/learn/multimodal-literacies/reviews?page=1&star=5 (дата обращения: 20.07.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты исследования связи эмоционального выгорания матерей с их иррациональными установками в мышлении, такими как «катастрофизация», «долженствование в отношении других», «долженствование в отношении себя», «непереносимость фрустрации», «оценочная установка». Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема иррациональных установок все более актуализируется в связи с расширением и углублением с каждым годом проблем, связанных с родительским выгоранием, неспособностью матерей осуществлять свои функции по развитию и воспитанию детей, осознавать наличие внутренних ресурсов, которые могут помочь в преодолении кризисных ситуаций; при наличии попыток научного осмысления проблемы иррациональных установок в психологии в настоящее время существует ряд неизученных вопросов, в частности выявление иррациональных установок матерей, лежащих в основе их эмоционального выгорания, что и составило проблемное поле проведенного исследования. Наибольшее количество связей показателей эмоционального выгорания матерей установлено с иррациональными установками «непереносимость фрустрации» и «оценочная установка», отражающих степень непереносимости матерями различных фрустрирующих ситуаций и склонности оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. В теоретическом аспекте обогащены знания по проблемам эмоционального выгорания матерей, иррациональных установок, проведен анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению категорий «эмоциональное выгорание», «иррациональные установки». В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в деятельности психолога для коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания матерей, что позволит минимизировать последствия дистресса, которые женщины-матери испытывают в родительстве.
Исследуется актуальный вопрос нивелирования негативных проявлений нарциссизма методом юнгианской песочной терапии, так как на практике отмечается недостаток методических разработок по оказанию помощи людей с нарциссическими проявлениями, не достигшими клинического уровня. Цель исследования: апробировать тренинговую программу по нивелированию негативных проявлений нарциссизма среди студентов методом юнгианской песочной терапии. Технология реализации тренинговой программы включала в себя следующие формы работы: психодиагностика, минилекция, экспресс-опрос, воркшоп, амплификации, индивидуальное консультирование, групповой тренинг. Анализ результатов исследования удостоверяет в положительной тенденции по трансформации нарциссических проявлений и может быть рекомендован к использованию в психологической практике для помощи людям с проявлениями нарциссизма.
Актуальность исследования состоит в выявлении новых вызовов и угроз, связанных с проблемой организации педагогического общения и учебного взаимодействия с детьми поколения Z. Новизна заключается в том, что проблема обеспечения психологической безопасности личности в образовательной среде рассматривается с позиции двух подходов: возрастно-психологического и информационно-педагогического. Первый из них связан с учетом особенностей поколения Z при выстраивании общения и учебного взаимодействия с ними, второй предполагает спецификацию использования цифровых технологий в образовательной среде с учетом рисков и угроз, которые могут возникать при их применении. Традиционные общепсихологические закономерности обучения, развития, воспитания школьников пересматриваются в контексте необходимости учета особенностей цифрового поколения и современных условий реализации образовательного процесса. Подчеркивается значимость повышения авторитета учителя, развития у него востребованных педагогических способностей, формирования ценностных отношений к детям, профессии, себе как постоянно развивающейся личности и профессионалу. Выявленные риски и угрозы составляют особый пласт воспитательной работы современного учителя в контексте обеспечения психологической безопасности обучающихся как в учебном процессе, так и за его пределами.
В последние годы ситуации буллинга среди подростков происходят все чаще. Они негативно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, развитие личности, могут приводить к трагическим случаям с непоправимыми последствиями. Одной из задач педагогических коллективов образовательных учреждений является предупреждение прецедентов проявления жестокости среди подростков, профилактика буллинга. К эффективным методам профилактики буллинга в школе можно отнести социальный театр, который выполняет широкий спектр функций по отношению к его участникам: информационно-образовательную, познавательную, развивающую, социально-коммуникативную. Профилактика буллинга посредством социального театра направлена на осмысление темы буллинга, выработку негативного к нему отношения, осознание степени проблемы и способов ее решения.
Установленные в исследованиях взаимосвязи смартфон-аддикции с психологическим неблагополучием побудили ввести новый конструкт - «проблемное пользование смартфоном». Проверяется гипотеза о взаимосвязи проблемного пользования смартфоном с макиавеллизмом, направленностью личности и навыками коммуникации. Данные для эмпирического исследования собраны посредством онлайн-тестирования 713 респондентов в Беларуси и России, в их числе 361 женщина и 350 мужчин. Рабочая гипотеза подтвердилась: исследование показало, что проблемное пользование смартфоном положительно взаимосвязано с макиавеллизмом, направленностью на себя, зависимым и агрессивным поведением и негативно - с направленностью на задачу, уверенным поведением и возрастом. Данные выводы о связях проблемного использования смартфона с макиавеллизмом и типами поведения соответствуют аналогичным зарубежным результатам. Связи проблемного использования смартфона с направленностью личности ранее не изучались. Практическое значение полученных результатов включает их возможное использование в профилактической работе с целью предотвращения формирования у учащихся смартфон-аддикции.
Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь личностно-профессиональную направленность. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, - важнейшая задача подготовки специалистов в этой области. Чувствительность к другому человеку является одной из таких компетенций. В теоретической части проводится анализ понятия «чувствительность к человеку», раскрывается структура данного понятия и описываются компоненты чувствительности к другому, такие как интерес к человеку, эмпатия, понимание и помощь. Цель эмпирического исследования - выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Всего в исследовании приняло участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета (с 1-го по 5-й курс). В результате было установлено, что уровень чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки довольно высок, некоторое ее снижение происходит лишь на втором-третьем курсе. Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эмпатия и помощь. В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку и понимание человека. Научная новизна работы заключается в том, что представлен анализ динамики чувствительности у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, выявлены «проблемные» зоны при ее формировании на разных этапах обучения в вузе. Полученные данные показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности.
Представлены результаты разработки и психометрической проверки опросника имплицитных теорий образования. Имплицитные теории рассматриваются многими исследователями как принципиальная основа организации познания мира субъектом и систематизации индивидуального опыта. Их изучение позволяет определить систему отношений субъекта к реальности, его представлений о ней и поведенческих моделей, определяемых содержанием данных теорий. Имплицитные теории имеют разную предметную направленность, оказываясь включенными в различные аспекты жизни индивида. Специфическая деятельность способствует формированию характерных имплицитных теорий. В этом смысле имплицитные теории обучения являются частью мышления педагога. На этапе анализа были выделены четыре педагогические концепции, которые легли в основу разработки опросника. Ход разработки опросника подтвердил обоснованность четырехфакторной модели для описания имплицитных теорий образования, что содержательно соответствует выделенным образовательным концепциям. Дополнительные методы измерения валидности показали результаты, согласующиеся с данными разрабатываемого опросника. Показано, что студенты педагогических профилей подготовки обладают специфическими и дифференцированными представлениями об образовательном процессе. Представлены перспективы дальнейшего использования разработанного опросника как исследовательского инструмента.
Рассматривается разработка технологии оптимизации ресурсной составляющей профессионально-личностного развития специалиста по физическому воспитанию, которая актуализировалась в связи с трендами цифровизации образовательной системы. Дана характеристика дидактической коммуникации в виде передачи и приема информации между субъектами учебно-тренировочного процесса, усвоения знаний, двигательных умений, навыков и формирования здорового образа жизни. Раскрыта специфика коммуникации на занятиях физической культурой и спортом в условиях цифровой трансформации, приносящая изменения у субъектов обучения в личностном, профессионально-групповом и социокультурном уровнях. Со стороны преподавателя физической культуры это проявляется в постоянном обновлении своих знаний, отслеживании изменений в образовательных запросах студентов во времени, овладении навыками убеждения, демонстрации своего отношения к здоровому образу жизни и двигательной активности как фактору эффективного жизнеобеспечения современного члена общества. Описаны эффективные инструменты онлайн- и офлайн-взаимодействия, дидактическое наполнение учебно-тренировочного процесса, способствующие повышению уровня физического развития и физической подготовленности, отношения студентов к физической активности и интереса к занятиям как компонента культурного развития студентов.
Рассматривается феномен «образовательной коммуникации» в контексте организации совместной деятельности педагога и обучающихся в высшей школе. Проведен сравнительный анализ образовательной и педагогической коммуникации, в основу которого положены следующие критерии: цель, содержание, позиции участников, способы организации, результаты. Описаны ключевые характеристики образовательной коммуникации - вовлеченность и агентность, способствующие усилению субъектной позиции обучающихся. Делается вывод о том, что вовлечение субъектов образовательного процесса в коммуникацию обеспечивается особыми метаметодическими средствами, универсальными для любого учебного предмета.
В конце XX - начале XXI в. происходят значительные изменения в отечественном языковом образовании, что повлекло пересмотр всей системы преподавания иностранных языков на всех уровнях образования. Своеобразным триггером модернизации и развития подходов к изучению иностранных языков послужили социокультурные и научно-педагогические факторы. На фоне стремительно расширяющегося международного сотрудничества в 1990-х гг. педагогическая общественность акцентировала свое внимание на разработке новых подходов к преподаванию языков. Осуществлено детальное изучение влияния социокультурных и научно-педагогических факторов на развитие подходов к обучению иностранным языкам. Даны конкретные примеры расширения и наращивания межкультурных связей России и западных стран после распада СССР. Констатируется, что быстрыми темпами развивающееся международное взаимодействие требовало людей, владеющих иностранными языками. На основе теоретического анализа научных работ педагогов, лингвистов и методистов характеризуются ключевые идеи коммуникативного и культурологического подходов к преподаванию иностранных языков. Сделан вывод о том, что коммуникативный и культурологический подходы к изучению иностранных языков были призваны оптимальным образом способствовать их быстрому усвоению, развитию коммуникативной компетенции, получению навыков общения с представителями других стран, постижению культуры иных народов для продуктивного взаимодействия в различных областях человеческой деятельности.
Рассматривается понятие «этнокультурная компетентность» в сфере образования. Большое внимание уделено типам упражнений, факторам, которые необходимо учитывать при построении градуальных упражнений, а также критериям для оценки уровня сформированной этно-культурной компетентности учащихся. Предложен дидактический материал, иллюстрирующий представленные упражнения. Описаны упражнения, разработанные по градуальному принципу с целью формирования этнокультурной компетентности вьетнамских учащихся в процессе обучения пословицам с этнокультурным компонентом.
В эпоху цифровизации и активного распространения корпусных технологий в лингвистическом образовании специалисты в области лингводидактики постоянно открывают все новые возможности в работе с большими данными. Одним из относительно новых явлений в российском образовании является сбор корпусов ученических текстов на иностранном языке. Их возможности для лингводидактических исследований зависят прежде всего от продолжительности сбора данных и от разметки, которую содержит тот или иной корпус. В статье речь идет о корпусе немецко-язычных студенческих текстов Петрозаводского аннотированного корпуса текстов и лонгитюдном исследовании типов лингвистических ошибок, допускаемых студентами на всем протяжении изучения немецкого языка в течение 5 лет. Результатом исследования стала статистика по 90 классам ошибок, поделенных на семь основных групп, и динамика этой статистики на протяжении 5 лет обучения немецкому языку. Сравнение наиболее частотных ошибок на первом и пятом курсах показывает, что к темам, которые на протяжении всех годов обучения вызывают наибольшие проблемы у студентов, относятся выбор лексемы, орфография, пропуски, пунктуация и обратный порядок слов. Уходят к концу обучения в вузе проблемы с неопределенным артиклем, склонением прилагательных и существительных, образованием множественного числа и родом существительных, уступая место другим проблемам, таким как лишние элементы, логика, порядок слов в придаточных предложениях и стилистические ошибки.
В статье рассматриваются основные принципы организации способов и методик выстраивания индивидуальной траектории образования в процессе подготовки студента-хореографа по направлению 52.03.01. «Хореографическое искусство». Авторы акцентируют внимание на актуализации данной проблемы в контексте подготовки выпускника по художественным специальностям в вузе культуры. Ракурс рассмотрения данной проблемы определяется персоналистским подходом как способом центрированного взаимодействия преподавателя и студента, которое основано на партнерстве, определяемом выстраиванием индивидуальной траектории развития студента в контексте образовательной среды вуза. Индивидуальная траектория образования понимается авторами как проектируемый кафедрой поэтапный процесс движения от целей к результатам освоения профессиональных компетенций и становления личности выпускника как субъекта художественно-творческой и педагогической деятельности, определяемой мотивацией дальнейшего самостоятельного роста. По утверждению авторов, образовательную среду вуза культуры необходимо формировать как отвечающую стратегии студенто-центрированности - определяющему вектору подготовки по направлениям художественного профиля. Выявлены особенности достижения профессиональных целей и задач образовательной программы «Хореографическое искусство» по профилю «Педагогика современного танца»: педагогические, творческо-исполнительские, балетмейстерско-постановочные. Сформулированы принципы конструирования и реализации индивидуальной траектории образования по данному направлению.
Рассматривается проблема качества профессиональной подготовки средовых дизайнеров, выраженная в отсутствии у студентов личностно-смыслового включения в профессиональную деятельность. Анализируются причины, оказывающие влияние на уровень смыслообразования и целеполагания в процессе обучения средовому дизайну в высшей школе. Охарактеризованы пути осмысления и формирования профессиональной идентичности. Установлено, что усилению смысловой компоненты в системе профессиональной подготовки средовых дизайнеров в вузе способствует моделирование образа самого себя в будущей профессии в контексте личностных характеристик, имеющегося опыта у студентов и перспективного видения. Выявлены механизмы профессионального смыслообразования, приводящие в действие сущностные силы человека на формирование личностных качеств, социальной активности и способности к самостоятельному целеполаганию и готовности к самореализации в сфере дизайна. Определены положения методики обучения средовому дизайну, эффективно формирующие у студентов мотивационные установки в получении профессии и саморазвитии своих профессиональных умений и навыков. Описаны условия личностно ориентированного обучения студентов - будущих средовых дизайнеров с учетом смыслообразования.
Подготовка инженерных кадров, обладающих определенным набором профессиональных компетенций, позволяющих использовать современные достижения науки и уровень цифровых технологий в области железнодорожного транспорта, на сегодняшний день имеет огромное значение. Сквозной нитью проходит через общепрофессиональные и профессиональные компетенции формирование так называемой графической компетенции. Рассмотрены возможности и преимущества использования профессионально адаптированных учебных графических задач в учебном процессе для студентов строительно-железнодорожных специальностей, способствующих формированию графической компетенции, а также процессу профессионального становления обучающегося. Представлены примеры профессионально адаптированных учебных графических задач для строительно-железнодорожных специальностей.
В данной статье показано усиление роли дополнительного образования, его востребованности среди потребителей и заказчиков, проведен краткий анализ рынка образования в России и мире с учетом развития рынка образовательных технологий. Проанализированы сегменты частного и государственного образования, их характеристики, преимущества и недостатки. Исследованы современное состояние, нормативные изменения в области дополнительного образования, системы подготовки педагогов дополнительного образования к реализации трудовых функций с учетом внедрения профессиональных стандартов. Проведен анализ российской реферативной базы публикаций в области подготовки педагогов дополнительного образования, развития их компетентности, оценки качества и т. д. По итогам проведенной работы выделен ряд проблем, касающихся подготовки педагогов дополнительного образования к профессиональной реализации трудовых функций на высоком уровне, которые не нашли отражения в трудах современных ученых.
В статье рассматриваются понятия естественно-научной грамотности, экологического образования и культуры; проанализирован опыт экологического образования на территории России, представлены методы, формы, приемы работы по экологическому образованию, определены особенности выбранных дидактических приемов в работе конкретных педагогов. Кратко представлен анализ экологической обстановки в Томске, выделены основные экологические проблемы. Экологические проблемы актуальны сегодня и подтверждают необходимость экологического образования подрастающего поколения. Подчеркивается важность формирования не только знаниевого, но и деятельностного компонента экологической культуры, чтобы постепенно сформировать поколение граждан, неравнодушных к проблемам окружающей среды. Анализ содержания учебно-методических комплектов по математике и окружающему миру показал, что имеются дефициты в данном направлении. Экологические задания в учебниках содержатся либо в недостаточном количестве, либо представлены бессистемно. Практически отсутствуют задания, направленные на формирование деятельностного компонента экологической культуры. На этапе эксперимента получены данные, подтверждающие актуальность экологического образования, выявлено, что у учащихся 4-го класса слабо сформирован когнитивный компонент экологической культуры. Выделены направления в работе по формированию экологической культуры на уроках математики и во внеурочной деятельности. Представлен опыт работы во внеурочной деятельности по созданию экологических проектов в начальной школе. На основе реальных данных о работе томских предприятий составлены и апробированы экологические задачи, направленные на формирование естественно-научной грамотности. Рассмотрены примеры заданий по формированию естественно-научной грамотности на основе краеведческого материала Томской области, которые затрагивают различные виды экологических проблем.
Издательство
- Издательство
- ТГПУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634061, Томская область, город Томск, Киевская ул., д.60
- Юр. адрес
- 634061, Томская область, город Томск, Киевская ул., д.60
- ФИО
- Макаренко Андрей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@tspu.edu.ru
- Контактный телефон
- +7 (382) 2311271