Статья посвящена проблеме изучения психологического здоровья взрослых людей. Осуществлен обзор основных трудов, раскрывающих подходы к пониманию психологического здоровья как феномена, проанализирован ряд научных работ, иллюстрирующих характерные черты психологического здоровья лиц в разных сферах и видах деятельности (студенты, педагоги, медицинские и социальные работники, представители системы министерства внутренних дел и др.). Обозначен существующий на настоящий момент в науке дефицит знаний относительно психологического здоровья лиц, регулярно занимающихся танцами, что и определило цель экспериментальной части исследования. В статье приведены результаты изучения психологического здоровья двух групп испытуемых - лиц, регулярно посещающих занятия танцами (народные, бальные, танцевальная вибропластика) - средний возраст 48 лет, и лиц, которые не посещают занятия танцами - средний возраст 47 лет. Описаны особенности психологического здоровья взрослых людей в аспекте выделенных автором структурных компонентов изучаемого феномена. Выделены типичные черты, иллюстрирующие психологическое здоровье занимающихся танцами, свидетельствующие о фактическом превышении показателей изучаемой сферы у этой категории лиц, что говорит о более позитивном состоянии у них психологического здоровья в целом.
Идентификаторы и классификаторы
Современные реалии характеризуются сложностью социально-психологической ситуации существования личности. С одной стороны, произошли стремительные изменения в системе коммуникации людей – появление всемирной сети Интернет создало новые возможности для расширения контактов, профессионального и личностного роста людей, удовлетворения познавательных потребностей, интересов. С другой стороны, имеет место нестабильность социальной, политической, идеологической обстановки, противоречивость нравственных ориентиров, что негативно сказывается на психическом состоянии человека, в силу чего порождаются неуверенность в завтрашнем дне, напряженность, повышенная тревога. В этой связи крайне остро стоит вопрос о психологическом здоровье личности, его поддержке и сохранении на позитивном уровне.
Список литературы
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: практическое пособие. Москва: Независимая фирма “Класс”, 2000. 208 с.
Alyoshina, Yu. E. (2000). Individual and family psychological counseling: a practical guide., 208. Moscow: Independent firm “Klass”.
2. Баранова Э. А., Соколова Е. В. Психологическое здоровье студентов и педагогов: обзор исследований // Развитие современной науки: опыт, проблемы, прогнозы: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства “Новая Наука” (ИП Ивановская И.И.), 2024. С. 132-136. EDN: RCKAZX
Baranova, E. A., Sokolova, E. V. (2024). Psychological health of students and teachers: research overview., 132-136. The development of modern science: experience, problems, forecasts: collection of articles of the VI international scientific and practical conference. Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership “New Science” (IP Ivanovskaya I.I.). EDN: RCKAZX
3. Белова Е. С. Влияние бального танца на здоровье людей “серебряного возраста” // Актуальные проблемы и перспективы развития современных танцевальных направлений: материалы I всероссийской научно-практической конференции. Москва: ИП Бескровный А.В., 2022. С. 4-7. EDN: ISWWLM
Belova, E. S. (2022). The influence of ballroom dancing on the health of people of the “silver age”., 4-7. Current problems and prospects for the development of modern dance trends: materials of the i all-russian scientific and practical conference. Moscow: IP Beskrovny A.V. EDN: ISWWLM
4. Белогурова М. В. Современные российские танцевальные практики (на примере города Перми): социокультурное исследование // Диалоги о культуре и искусстве: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию со дня основания Пермского государственного института культуры. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2015. С. 318-326. EDN: VNPXJX
Belogurova, M. V. (2015). Modern Russian dance practices (on the example of the city of Perm): sociocultural research., 318-326. Dialogues about culture and art: materials of the V all-russian scientific and practical conference dedicated to the 40th anniversary of the founding of the perm state institute of culture. Perm: Perm State Institute of Culture. EDN: VNPXJX
5. Даниленко О. И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. 2011. №2. С. 52-59. EDN: OIUFKR
Danilenko, O. I. (2011). Mental health as a dynamic characteristic of individuality. Cultural-historical psychology, 2, 52-59. EDN: OIUFKR
6. Данчева Т.Д. Теоретическая модель психологического здоровья личности // V Съезд Общероссийской общественной организации “Российское психологическое общество”: научные материалы. Т. 3. Москва, 2012. С. 23.
Dancheva, T. D. (2012). Theoretical model of psychological health of personality., 23. V Congress of the All-Russian public organization “Russian Psychological Society”. Vol. 3. Moscow.
7. Лебедева О. В. Психологическое здоровье будущего педагога в образовательном пространстве педагогического вуза: автореф. дис. … д-ра. психол. наук: 19.00.07. Рязань, 2021. 47 с. EDN: NBLWTA
Lebedeva, O. V. (2021). Psychological health of a future teacher in the educational space of a pedagogical university.,47. Ryazan. EDN: NBLWTA
8. Мордовина И. Н. Организационно-педагогические условия развития клубного танца в системе социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук.: 13.00.05. Тамбов, 2006. 26 с. EDN: NKEHLJ
Mordovina, I. N. (2006). Organizational and pedagogical conditions for the development of club dance in the system of socio-cultural activities., 26. Tambov. EDN: NKEHLJ
9. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование: методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский госуд. ун-т, Ассоциация лекторов, Центр прикладной психологии, 1993. 49 с.
Obozov, N. N. (1993). Psychological counseling (methodological guide)., 49. St. Petersburg: St. Petersburg State University. UN-t, Association of Lecturers, Center for Applied Psychology.
10. Оксанич С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Самара, 2007. 25 с. EDN: NIPVHZ
Oksana, S. I. (2007). Psychological and pedagogical conditions for the preservation and maintenance of psychological health of medical college students., 25. Samara. EDN: NIPVHZ
11. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва: Питер, 2006. 237 с. EDN: QXNVWT
Pakhalyan, V. E. (2006). Development and psychological health. Preschool and school age: studies. a manual for university students studying in the field and specialties of psychology., 237. Moscow: Peter. EDN: QXNVWT
12. Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 416 с. EDN: SAOJAD
Regush, L. A., Orlova, A. V. (2011). Pedagogical psychology: studies. help., 416. St. Petersburg: Peter.
13. Садыкова Д. А. Танец в пространстве современной культуры: автореф. дис.... канд. культурологии: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2014. 22 с. EDN: ZPNWWH
Sadykova, D. A. (2014). Dance in the space of modern culture., 22. St. Petersburg. EDN: ZPNWWH
14. Соколова Е. В. Занятия танцами и психологическое здоровье личности: к постановке проблемы // Молодой учёный: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. С. 205-207. EDN: ORXMIM
Sokolova, E. V. (2024). Dancing classes and psychological health of the individual: towards the formulation of the problem., 205-207. Young scientist: collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference. Penza: Science and Education (IP Gulyaev G.Yu.). EDN: ORXMIM
15. Соколовская Л. Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Красноярск, 2004. 24 с. EDN: DXERMX
Sokolovskaya, L. B. (2004). Actualization of the spiritual and creative potential of a personality as a factor of psychological health of a young person., 24. Krasnoyarsk. EDN: DXERMX
16. Соломонов В. А. Психологические условия развития ценностного отношения к здоровью у студентов вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2005. 19 с. EDN: NIMTHP
Solomonov, V. A. (2005). Psychological conditions for the development of a value attitude to health among university students., 19. Stavropol. EDN: NIMTHP
17. Сысоева С. А. Психолого-акмеологическая модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Тамбов, 2009. 22 с. EDN: NKYNGD
Sysoeva, S. A. (2009). Psychological and acmeological model of the development of psychological health of a teacher of a secondary school., 22. Tambov. EDN: NKYNGD
18. Толстова Д. А. Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2014. 23 с. EDN: SVCBOX
Tolstova, D. A. (2014). Social Latin American dances as a means of harmonizing the communicative sphere of personality., 23. Moscow. EDN: SVCBOX
19. Хусаинова Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. Казань, 2006. 24 с. EDN: NKDXFZ
Khusainova, R. M. (2006). The dependence of a teacher’s psychological health on the age and length of teaching experience., 24. Kazan. EDN: NKDXFZ
20. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студ-в высш. пед. учеб. завед. Москва: Академия, 2001. 202 с. EDN: QXVDZV
Khukhlaeva, O. V. (2001). Fundamentals of psychological counseling and psychological correction: textbook a manual for students in higher education the institution., 202. Moscow: Academy. EDN: QXVDZV
21. Якунина Е. Н. Особенности адаптации студентов к учебной деятельности при занятиях парным коллективным танцем: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.03.01. Томск, 2011. 22 с. EDN: QFRTVL
Yakunina, E. N. (2011). Features of students’ adaptation to educational activities during classes in pair collective dance., 22. Tomsk. EDN: QFRTVL
22. Щербакова I. М. Духовний вимiр психологiчного здоров’я особистостi в сучасному глобалiзованному просторi // Проблеми сучасноȉ психологiȉ. 2010. №10. С. 892-901.
Shcherbakova, I. M. (2010). spiritual dimension of psychological health of the individual in the modern globalized space. Problems of modern psychology, 10, 892-901.
23. Huppert F. A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2009. №1 (2). P. 137-164.
Huppert, F. A. (2009). Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences. Applied Psychology: Health and Well-Being, 1(2), 137-164.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена исследованию особенностей развития мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе. В рамках исследовательской деятельности происходит не только приобретение и осмысление новых знаний, но и их применение в решении практических задач. В настоящее время имеет место поиск форм и содержания развития мотивации подростков к исследовательской деятельности. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические (авторское анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) методы, методы обработки результатов исследования. Диагностическая программа исследования включала шесть методик с целью изучения особенностей мотивации подростков к исследовательской деятельности. В исследовании приняли участие учащиеся 6-го класса. Программа развития мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе включала разные формы: ученическая конференция, работа в микрогруппах, занятия с элементами тренинга, деловой игры и т. д. Отмечается, что развитие мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе будет проходить более успешно при учете индивидуальных и возрастно-психологических особенностей подростков, их интересов, обеспечении индивидуального подхода, создании ситуаций успеха, самоутверждении и самовыражении. Результаты исследования, программа развития мотивации учащихся могут быть использованы в работе психологической службы, классного руководителя, советника по воспитанию, руководителя научного кружка в школе, учреждении дополнительного образования.
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, сравнивающего динамику развития жизненных ценностей подростков с задержкой психического здоровья и нормотипичных сверстников. Исследование доминирующих ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 157 города Екатеринбурга в период с 2021 по 2023 годы. Диагностика жизненных ценностей подростков осуществлялась с использованием двух методик: «Методика изучения ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Иерархия жизненных ценностей» (Г. В. Резапкина). Исследование показало, что подростки с задержкой психического развития и нормотипичные сверстники имеют схожие жизненные ценности, но с некоторыми заметными различиями. Эти различия подчеркивают важность предоставления индивидуальной поддержки подросткам с задержкой психического развития, что будет способствовать их личностному росту. Полученные данные также будут интересны для педагогов, родителей и специалистов, организующих и осуществляющих коррекционно-развивающую работу, обеспечивая благополучие подростков с задержкой психического развития. Исследование динамики развития ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития позволило провести сравнительный анализ и определить тенденции формирования жизненных ценностей у данных категорий подростков.
В настоящей статье отражены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Обращение к обозначенному вопросу сопряжено с наличием значимых деформаций в системе детско-родительских отношений, фиксируемых в последние десятилетия в современных семьях, которые негативным образом отражаются на личностном развитии подрастающего поколения. Особо значимым в данном вопросе является дошкольный период, когда происходит становление фундаментальных основ личности ребенка, прежде всего, возможностей осознания им своего Я. В то же время, несмотря на возросшую актуальность обозначенной проблематики, можно констатировать, что она не окончательно решена. Цель исследования - выявить особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, методы их интерпретации. Результаты исследования: в ходе экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений заключаются в следующем: гармоничные отношения между родителями и ребенком в семье способствуют формированию у него более высокого уровня «Я-образа», притязания на признание, чувства половой принадлежности, ощущения себя во времени, понимания своих прав и обязанностей по сравнению с дисгармоничными.
Развитие кадрового потенциала педагогических работников выходит на одно их ведущих мест в обозначении актуальных задач по повышению качества общего образования как основного вектора развития государственной образовательной политики. Взаимосвязь и взаимозависимость процессов развития кадрового потенциала педагогов и качества образовательных результатов обучающихся не вызывают сомнений, что и определяет актуальность представленного исследования. Целью данной статьи является определение основных направлений государственной политики в сфере педагогического образования и развития кадрового потенциала педагогических работников в Российской Федерации. Основными материалами для проведения исследования послужили федеральные и региональные нормативно-правовые документы, отражающие главные направления государственной политики в сфере педагогического образования и развития кадрового потенциала педагогических работников в Российской Федерации, а основным методом исследования в представленной работе стал анализ данных документов. Кроме того, в основу исследования также лег анализ региональной практики реализации основных направлений государственной политики в сфере образования на примере Кабардино-Балкарской Республики. В результате исследования были определены основные векторы государственной образовательной политики в сфере педагогического образования и развития
В статье рассмотрена проблема качества подготовки студентов на фоне дефицита кадрового ресурса в сфере информационных технологий. Описаны проблемы, связанные с подготовкой узкопрофильных специалистов. Предложено возможное решение в виде создания центра взаимодействия вуза и производства. Этот центр будет способствовать интеграции образовательного процесса с реальными проектами и задачами, что позволит студентам получать практические навыки и знания, необходимые для успешной карьеры в сфере информационных технологий. Изложена реализация процесса поэтапной подготовки специалистов, при которой базовая часть находится в рамках вуза, а актуализируемая - в рамках компании и проектной деятельности. Сделаны выводы об эффективности интеграции на основе анализа финансовых показателей компании и оценки качества обучения. Показано, что внедрение предложенного решения приводит к улучшению финансовых показателей компании за счет повышения квалификации сотрудников и снижения затрат на обучение новых специалистов. Также отмечена положительная динамика в оценке качества обучения, что свидетельствует о повышении уровня подготовки выпускников. Сформулированы дальнейшие перспективы развития предложенного решения, включая расширение сотрудничества с другими компаниями и вузами, внедрение новых образовательных программ и технологий, а также проведение регулярных исследований и анализа эффективности интеграции.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ NO-CODE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ “ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИА”
Статья посвящена анализу современной тенденции в экологической науке и экологическом образовании - гуманитаризации. Дана краткая характеристика этапам и разновидностям экологического образования и воспитания, сделан вывод о том, что на всех этапах одной из главных целей экологического образования является развитие полноценного, всестороннего экологического сознания и экологической культуры. Развитое экологическое сознание и экологическая культура являются мощным оружием в борьбе с экологическими проблемами. Наиболее эффективна в этом плане гуманитарная экология, задачей которой является формирование в сознании обучающихся ценностного, личностного, этического, эстетического отношения к природе, осознание единства человечества и природы. Экологическое сознание невозможно сформировать только на основе системы экологических запретов и информации об экологических катастрофах. Культура, социум, символические миры (например, цифровой) занимают в умвельте (значимом жизненном мире) человека все большее место, вытесняя из него природный мир. Задача гуманитарной экологии - вернуть человеку природу, пусть и в опосредованном, преломленном виде. Выполнить эту задачу возможно за счет использования в образовании экологического нарратива, художественно-эстетических средств, нравственно-экологического воспитания. Гуманитаризация экологического образования признана основным вектором его развития до 2030 г.
В работе исследуется потенциал, и раскрывается значение метода партнерского проекта в процессе адаптации иностранных студентов, формировании их внешних связей и социального окружения в российской реальности. Представлен студенческий партнерский проект, организованный кафедрой русского языка как иностранного Пермского государственного медицинского университета и департаментом иностранных языков НИУ ВШЭ - Пермь. Проект реализован на основе практико-ориентированного межвузовского сотрудничества. Его цель обусловлена взаимосвязанными проблемами: с одной стороны, сообщество индийских студентов в Перми остается изолированным, недостаточно вовлеченным в культурно-языковую среду города, а, с другой стороны, жители Перми и студенты вузов плохо представляют себе особенности жизни и учебы большого числа иностранных студентов, проживающих в городе. Актуальность межвузовского проекта заключается в том, что пермским и индийским студентам предоставлена возможность познакомиться, поделиться знаниями о культурах своих стран, выстроить дружескую и деловую коммуникацию, участвовать в создании совместного творческого продукта. Это, безусловно, способствует межнациональному диалогу, формированию коммуникативных навыков и межкультурной компетенции будущих специалистов.
В статье поднимается вопрос об использовании инновационных технологий обучения, высокотехнологичного симуляционного оборудования в процессе обучения будущих врачей. Данные технологии значительно повышают качество образования, способствуют формированию профессиональных компетенций и клинического мышления, а также помогают приобрести необходимые для деятельности медицинского работника навыки. Целью научной работы является определение отношения обучающихся медицинских вузов к использованию технологий симуляционного обучения и готовности к их применению в образовательном процессе. Для реализации поставленной цели было проведено анкетирование, состоящее из двух частей. Первая часть анкеты была направлена на оценивание отношения респондентов к работе в высокотехнологичной среде, вторая часть - на определение отношения обучающихся к различным технологиям в центрах симуляционного обучения. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство обучающихся медицинских вузов осознают необходимость применения симуляционных технологий в образовательном процессе, так как они позволяют освоить лечебные и диагностические манипуляции без привлечения пациентов. Не остается сомнений в том, что инновационные технологии обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Полученные результаты убеждают нас в том, что центры симуляционного обучения создают необходимую безопасную среду как для обучающихся медицинских вузов, так и для пациентов, а также помогают накопить опыт, который впоследствии будет применяться молодыми специалистами в их врачебной практической деятельности.
Статья посвящена изучению концептуальных основ дидактики И. Я. Яковлева. В работе представлено аналитическое описание технологий самостоятельной работы, саморазвития, самообразования в педагогической системе просветителя чувашского народа. Опираясь на содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, автор доказывает востребованность дидактической системы И. Я. Яковлева в современных условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования», эффективность организации образовательного процесса в Симбирской чувашской учительской школе. В работе изложены результаты анализа современных учебных программ по направлению подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» на предмет представленности в них описания технологий и объема времени на выполнение заданий для самостоятельной работы. Изучение дидактической системы И. Я. Яковлева построено с учетом знаниевой, этнокультурной, персонологической парадигм и на принципах системности, компетентности. Итоги исследования, полученные на основе теоретического анализа педагогической литературы и нормативных регуляторов образования, имеют методологический характер, созвучны с требованиями к результатам сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Автор представил содержательный анализ авторских и передовых для 18 века технологий организации аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся: чтение, пересказ, конспектирование педагогической литературы, исследование, проект, сочинение-рассуждение, развивающие логику и критическое мышление. Описанные технологии требуют реконструкции в новых социокультурных условиях, их можно рекомендовать для использования в учебном процессе современного вуза.
В статье рассматривается актуальный вопрос применения информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юридических кадров с целью формирования уровня цифровых компетенций, необходимых в современных условиях цифровизации экономики. Анализируются подходы различных вузов, подготавливающих юридические кадры, к подбору дисциплин, формирующих цифровые компетенции. Особенно подчеркивается, что минимальный объем дисциплин, формирующих данный вид компетенций, во многих вузах не позволяет подготовить юристов, обладающих необходимыми умениями для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий. Авторами на примере дисциплины «Криминалистика» предложен подход к формированию необходимого уровня цифровых компетенций за счет использования информационных технологий в процессе изучения дисциплин соответствующего направления и профиля. В статье обоснована целесообразность применения на лекционных занятиях видеоматериалов; проведения лекций-конференций, сопровождаемых презентациями; обязательного проведения практических занятий с помощью программных средств учебного назначения (компьютерные деловые и обучающие игры, программы-тренажеры, технологии виртуальной реальности) в процессе изучения дисциплин соответствующего направления и профиля, так как это способствует не только более эффективному усвоению студентами юридических специальностей учебного материала, но и формированию необходимого в современном обществе уровня цифровых компетенций.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 265-57-31