Статья посвящена анализу современной тенденции в экологической науке и экологическом образовании - гуманитаризации. Дана краткая характеристика этапам и разновидностям экологического образования и воспитания, сделан вывод о том, что на всех этапах одной из главных целей экологического образования является развитие полноценного, всестороннего экологического сознания и экологической культуры. Развитое экологическое сознание и экологическая культура являются мощным оружием в борьбе с экологическими проблемами. Наиболее эффективна в этом плане гуманитарная экология, задачей которой является формирование в сознании обучающихся ценностного, личностного, этического, эстетического отношения к природе, осознание единства человечества и природы. Экологическое сознание невозможно сформировать только на основе системы экологических запретов и информации об экологических катастрофах. Культура, социум, символические миры (например, цифровой) занимают в умвельте (значимом жизненном мире) человека все большее место, вытесняя из него природный мир. Задача гуманитарной экологии - вернуть человеку природу, пусть и в опосредованном, преломленном виде. Выполнить эту задачу возможно за счет использования в образовании экологического нарратива, художественно-эстетических средств, нравственно-экологического воспитания. Гуманитаризация экологического образования признана основным вектором его развития до 2030 г.
Идентификаторы и классификаторы
В самом широком смысле экологическое образование подразделяется на дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское и дополнительное. Послевузовское экологическое образование (обучение в аспирантуре по комплексу специальностей в области экологии и природопользования) является специальным образованием и в данной статье затрагиваться практически не будет. Вузовское экологическое образование может быть как специальным (подготовка профессиональных экологов), так и представлять из себя отдельные курсы экологии для студентов неэкологических специальностей. В данной статье наибольшее внимание будет уделяться как раз непрофессиональному экологическому образованию как наиболее массовому и содержащему в себе элементы экологического воспитания.
Список литературы
1. Алексеев С. В. К вопросу о культуре устойчивого развития и ее оценке // Биология в школе. 2015. №3. С. 47-57. EDN: TVPSLZ
Alekseev, S. V. (2015). To a question of culture of a sustainable development and its assessment. Biology at School, 3, 47-57. EDN: TVPSLZ
2. Вагнер И. В. Гуманитарная экология: преодолеть отчуждение от природы и развивать ценности экологической этики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №13 (115). С. 189-191. EDN: OPHOCH
Wagner, I. V. (2011). Human ecology: overcome alienation from nature and develop values of ecological ethics. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 13(115), 189-191. EDN: OPHOCH
3. Везетиу Е. В. Методологические основы экологического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. С. 64-66. EDN: MHPHBR
Vesetiu, E. V. (2018). Methodological foundations of environmental education. Problems of Modern Pedagogical Education, 60-2, 64-66. EDN: MHPHBR
4. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. Москва: Наука, 1986. С. 144-158.
Girusov, E. V. (1986). From ecological knowledge to ecological consciousness., 144-158. Interaction of society and nature. Moscow: Nauka.
5. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с. EDN: CIGOJR
Deryabo, S. D., Yasvin, V. A. (1996). Environmental pedagogy and psychology., 480. Rostov-on-Don: Phoenix. EDN: CIGOJR
6. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. №1 (33). С. 1-14. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6692 EDN: YQSVVQ
Dzyatkovskaya E. N., Zakhlebny A. N. (2021). Humanitarization of environmental education as a vector of its development up to 2030. Lifelong Education: the XXI Century, 1(33), 1-14. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6692 EDN: YQSVVQ
7. Лещинская В. В. Технологический прогресс и проблема гуманизации общества в контексте формирования экологической культуры // Вопросы философии. 2017. №10. С. 199-205. EDN: ZMIXZB
Leshchinskaya, V. V. (2017). Technological progress and the problem of humanization of society in the context of the formation of ecological culture. Questions of Philosophy, 10, 199-205. EDN: ZMIXZB
8. Лещинская В. В. Формирование экологической культуры в условиях глобализирующегося мира: эстетический аспект // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2019. №3 (49). С. 112-118. DOI: 10.24866/1997-2857/2019-3/112-118 EDN: SNGQPU
Leshchinskaya, V. V. (2019). Formation of ecological culture in a globalizing world: aesthetic aspect. Humanities Research in the Russian Far East, 3(49), 112-118. DOI: 10.24866/1997-2857/2019-3/112-118 EDN: SNGQPU
9. Лисеев И. К. Экологическое мышление в формировании цивилизационных ориентаций российского общества цифровой эпохи // Вопросы философии. 2023. №4. С. 48-59. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-4-48-59 EDN: SNSKSA
Liseev, I. K. (2023). Ecological thinking in the formation of civilizational orientations of the russian society of the digital age. Questions of Philosophy, 4, 48-59. DOI: 10.21146/0042-8744-2023-4-48-59 EDN: SNSKSA
10. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / составитель и научный редактор А. С. Запесоцкий. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2015. 540 с.
Likhachev, D. S. (2015). Selected works on Russian and world culture., 540 / compiled and edited by A. S. Zapesotsky. 2nd ed., reprint. and add. St. Petersburg: SPbGUP.
11. Федеральный Закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
Federal Law No. 273-FZ “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
12. Панов В. И., Лидская Э. В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Социально-экологические технологии. 2012. №1. С. 38-50. EDN: PHDDZL
Panov, V. I., Lidskaya, E. V. (2012). Concept of sustainable development: ecological thinking, consciousness, responsibility. Environment and Human: Ecological Studies, 1, 38-50. EDN: PHDDZL
13. Петрова Е. В. Гуманитаризация экологии как метод борьбы с экологическим кризисом // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2024. Том 10. №3. С. 5-19. DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-3-0-1 EDN: RPDCPB
Petrova E. V. (2024). Humanitarianization of ecology as a method of combating the ecological crisis. Research Result. Social Studies and Humanities, 10(3), 5-19. DOI: 10.18413/2408-932X-2024-10-3-0-1 EDN: RPDCPB
14. Петрова Е. В. Философские проблемы экологического образования в современном цифровом мире // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2021. №4 (58). С. 43-48. DOI: 10.24866/1997-2857/2021-4/43-48 EDN: ZSUTYR
Petrova E. V. (2021). Philosophical problems of environmental education in the modern digital world. Humanities Research in the Russian Far East, 4(58), 43-48. DOI: 10.24866/1997-2857/2021-4/43-48 EDN: ZSUTYR
15. Петрова Е. В. Экология цифровой среды как попытка ответа на цивилизационные вызовы цифровой эпохи // Вопросы философии. 2022. №11. С. 99-109. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-11-99-109 EDN: RHCFNE
Petrova E. V. (2022). Ecology of the digital environment as an attempt to respond to the civilizational challenges of the digital age. Questions of Philosophy, 11, 99-109. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-11-99-109 EDN: RHCFNE
16. Степин В. С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. 408 с.
Stepin, V. S. (2011). Civilization and culture., 408. St. Petersburg: SPbGUP.
17. Черникова И. В. Процедура интерпретации в современном естествознании // Вестник Томского государственного университета. 2017. №425. С. 105-111. DOI: 10.17223/15617793/425/14 EDN: YSYYPL
Chernikova I. V. (2017). Interpretation procedure in the contemporary natural science. Tomsk State University Journal, 425, 105-111. DOI: 10.17223/15617793/425/14 EDN: YSYYPL
18. Чуйкова Л. Ю., Чуйков Ю. С. Экологическая педагогика как область исследования и применения // Гуманитарные исследования. 2014. №1 (49). С. 111-118. EDN: SIEHVV
Chuikova, L. Yu., Chuikov, Yu. S. (2014). Environmental education as a field of study and application. Humanitarian Studies, 1(49), 111-118. EDN: SIEHVV
19. Щедрина И. О. Историческая память и нарратив: экологические контексты. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2022. 174 с. EDN: TRCAWZ
Shchedrina, I. O. (2022). Historical memory and narrative: ecological contexts., 174. Moscow; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives. EDN: TRCAWZ
20. Щедрина И. О. Роль нарративного подхода в формировании экологической культуры или К вопросу о человекоразмерности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Том 37. №3. С. 544-553. DOI: 10.21638/spbu17.2021.314 EDN: WSHWFR
Shchedrina, I. O. (2021). The role of the narrative approach in the formation of ecological culture or to the question of human dimension. Bulletin of St. Petersburg University. Philosophy and Conflictology, 37(3), 544-553. DOI: 10.21638/spbu17.2021.314 EDN: WSHWFR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена исследованию особенностей развития мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе. В рамках исследовательской деятельности происходит не только приобретение и осмысление новых знаний, но и их применение в решении практических задач. В настоящее время имеет место поиск форм и содержания развития мотивации подростков к исследовательской деятельности. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические (авторское анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) методы, методы обработки результатов исследования. Диагностическая программа исследования включала шесть методик с целью изучения особенностей мотивации подростков к исследовательской деятельности. В исследовании приняли участие учащиеся 6-го класса. Программа развития мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе включала разные формы: ученическая конференция, работа в микрогруппах, занятия с элементами тренинга, деловой игры и т. д. Отмечается, что развитие мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе будет проходить более успешно при учете индивидуальных и возрастно-психологических особенностей подростков, их интересов, обеспечении индивидуального подхода, создании ситуаций успеха, самоутверждении и самовыражении. Результаты исследования, программа развития мотивации учащихся могут быть использованы в работе психологической службы, классного руководителя, советника по воспитанию, руководителя научного кружка в школе, учреждении дополнительного образования.
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, сравнивающего динамику развития жизненных ценностей подростков с задержкой психического здоровья и нормотипичных сверстников. Исследование доминирующих ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 157 города Екатеринбурга в период с 2021 по 2023 годы. Диагностика жизненных ценностей подростков осуществлялась с использованием двух методик: «Методика изучения ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Иерархия жизненных ценностей» (Г. В. Резапкина). Исследование показало, что подростки с задержкой психического развития и нормотипичные сверстники имеют схожие жизненные ценности, но с некоторыми заметными различиями. Эти различия подчеркивают важность предоставления индивидуальной поддержки подросткам с задержкой психического развития, что будет способствовать их личностному росту. Полученные данные также будут интересны для педагогов, родителей и специалистов, организующих и осуществляющих коррекционно-развивающую работу, обеспечивая благополучие подростков с задержкой психического развития. Исследование динамики развития ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития позволило провести сравнительный анализ и определить тенденции формирования жизненных ценностей у данных категорий подростков.
В настоящей статье отражены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Обращение к обозначенному вопросу сопряжено с наличием значимых деформаций в системе детско-родительских отношений, фиксируемых в последние десятилетия в современных семьях, которые негативным образом отражаются на личностном развитии подрастающего поколения. Особо значимым в данном вопросе является дошкольный период, когда происходит становление фундаментальных основ личности ребенка, прежде всего, возможностей осознания им своего Я. В то же время, несмотря на возросшую актуальность обозначенной проблематики, можно констатировать, что она не окончательно решена. Цель исследования - выявить особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, методы их интерпретации. Результаты исследования: в ходе экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений заключаются в следующем: гармоничные отношения между родителями и ребенком в семье способствуют формированию у него более высокого уровня «Я-образа», притязания на признание, чувства половой принадлежности, ощущения себя во времени, понимания своих прав и обязанностей по сравнению с дисгармоничными.
Статья посвящена проблеме изучения психологического здоровья взрослых людей. Осуществлен обзор основных трудов, раскрывающих подходы к пониманию психологического здоровья как феномена, проанализирован ряд научных работ, иллюстрирующих характерные черты психологического здоровья лиц в разных сферах и видах деятельности (студенты, педагоги, медицинские и социальные работники, представители системы министерства внутренних дел и др.). Обозначен существующий на настоящий момент в науке дефицит знаний относительно психологического здоровья лиц, регулярно занимающихся танцами, что и определило цель экспериментальной части исследования. В статье приведены результаты изучения психологического здоровья двух групп испытуемых - лиц, регулярно посещающих занятия танцами (народные, бальные, танцевальная вибропластика) - средний возраст 48 лет, и лиц, которые не посещают занятия танцами - средний возраст 47 лет. Описаны особенности психологического здоровья взрослых людей в аспекте выделенных автором структурных компонентов изучаемого феномена. Выделены типичные черты, иллюстрирующие психологическое здоровье занимающихся танцами, свидетельствующие о фактическом превышении показателей изучаемой сферы у этой категории лиц, что говорит о более позитивном состоянии у них психологического здоровья в целом.
Развитие кадрового потенциала педагогических работников выходит на одно их ведущих мест в обозначении актуальных задач по повышению качества общего образования как основного вектора развития государственной образовательной политики. Взаимосвязь и взаимозависимость процессов развития кадрового потенциала педагогов и качества образовательных результатов обучающихся не вызывают сомнений, что и определяет актуальность представленного исследования. Целью данной статьи является определение основных направлений государственной политики в сфере педагогического образования и развития кадрового потенциала педагогических работников в Российской Федерации. Основными материалами для проведения исследования послужили федеральные и региональные нормативно-правовые документы, отражающие главные направления государственной политики в сфере педагогического образования и развития кадрового потенциала педагогических работников в Российской Федерации, а основным методом исследования в представленной работе стал анализ данных документов. Кроме того, в основу исследования также лег анализ региональной практики реализации основных направлений государственной политики в сфере образования на примере Кабардино-Балкарской Республики. В результате исследования были определены основные векторы государственной образовательной политики в сфере педагогического образования и развития
В статье рассмотрена проблема качества подготовки студентов на фоне дефицита кадрового ресурса в сфере информационных технологий. Описаны проблемы, связанные с подготовкой узкопрофильных специалистов. Предложено возможное решение в виде создания центра взаимодействия вуза и производства. Этот центр будет способствовать интеграции образовательного процесса с реальными проектами и задачами, что позволит студентам получать практические навыки и знания, необходимые для успешной карьеры в сфере информационных технологий. Изложена реализация процесса поэтапной подготовки специалистов, при которой базовая часть находится в рамках вуза, а актуализируемая - в рамках компании и проектной деятельности. Сделаны выводы об эффективности интеграции на основе анализа финансовых показателей компании и оценки качества обучения. Показано, что внедрение предложенного решения приводит к улучшению финансовых показателей компании за счет повышения квалификации сотрудников и снижения затрат на обучение новых специалистов. Также отмечена положительная динамика в оценке качества обучения, что свидетельствует о повышении уровня подготовки выпускников. Сформулированы дальнейшие перспективы развития предложенного решения, включая расширение сотрудничества с другими компаниями и вузами, внедрение новых образовательных программ и технологий, а также проведение регулярных исследований и анализа эффективности интеграции.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ NO-CODE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ “ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИА”
В работе исследуется потенциал, и раскрывается значение метода партнерского проекта в процессе адаптации иностранных студентов, формировании их внешних связей и социального окружения в российской реальности. Представлен студенческий партнерский проект, организованный кафедрой русского языка как иностранного Пермского государственного медицинского университета и департаментом иностранных языков НИУ ВШЭ - Пермь. Проект реализован на основе практико-ориентированного межвузовского сотрудничества. Его цель обусловлена взаимосвязанными проблемами: с одной стороны, сообщество индийских студентов в Перми остается изолированным, недостаточно вовлеченным в культурно-языковую среду города, а, с другой стороны, жители Перми и студенты вузов плохо представляют себе особенности жизни и учебы большого числа иностранных студентов, проживающих в городе. Актуальность межвузовского проекта заключается в том, что пермским и индийским студентам предоставлена возможность познакомиться, поделиться знаниями о культурах своих стран, выстроить дружескую и деловую коммуникацию, участвовать в создании совместного творческого продукта. Это, безусловно, способствует межнациональному диалогу, формированию коммуникативных навыков и межкультурной компетенции будущих специалистов.
В статье поднимается вопрос об использовании инновационных технологий обучения, высокотехнологичного симуляционного оборудования в процессе обучения будущих врачей. Данные технологии значительно повышают качество образования, способствуют формированию профессиональных компетенций и клинического мышления, а также помогают приобрести необходимые для деятельности медицинского работника навыки. Целью научной работы является определение отношения обучающихся медицинских вузов к использованию технологий симуляционного обучения и готовности к их применению в образовательном процессе. Для реализации поставленной цели было проведено анкетирование, состоящее из двух частей. Первая часть анкеты была направлена на оценивание отношения респондентов к работе в высокотехнологичной среде, вторая часть - на определение отношения обучающихся к различным технологиям в центрах симуляционного обучения. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство обучающихся медицинских вузов осознают необходимость применения симуляционных технологий в образовательном процессе, так как они позволяют освоить лечебные и диагностические манипуляции без привлечения пациентов. Не остается сомнений в том, что инновационные технологии обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Полученные результаты убеждают нас в том, что центры симуляционного обучения создают необходимую безопасную среду как для обучающихся медицинских вузов, так и для пациентов, а также помогают накопить опыт, который впоследствии будет применяться молодыми специалистами в их врачебной практической деятельности.
Статья посвящена изучению концептуальных основ дидактики И. Я. Яковлева. В работе представлено аналитическое описание технологий самостоятельной работы, саморазвития, самообразования в педагогической системе просветителя чувашского народа. Опираясь на содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, автор доказывает востребованность дидактической системы И. Я. Яковлева в современных условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования», эффективность организации образовательного процесса в Симбирской чувашской учительской школе. В работе изложены результаты анализа современных учебных программ по направлению подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» на предмет представленности в них описания технологий и объема времени на выполнение заданий для самостоятельной работы. Изучение дидактической системы И. Я. Яковлева построено с учетом знаниевой, этнокультурной, персонологической парадигм и на принципах системности, компетентности. Итоги исследования, полученные на основе теоретического анализа педагогической литературы и нормативных регуляторов образования, имеют методологический характер, созвучны с требованиями к результатам сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Автор представил содержательный анализ авторских и передовых для 18 века технологий организации аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся: чтение, пересказ, конспектирование педагогической литературы, исследование, проект, сочинение-рассуждение, развивающие логику и критическое мышление. Описанные технологии требуют реконструкции в новых социокультурных условиях, их можно рекомендовать для использования в учебном процессе современного вуза.
В статье рассматривается актуальный вопрос применения информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юридических кадров с целью формирования уровня цифровых компетенций, необходимых в современных условиях цифровизации экономики. Анализируются подходы различных вузов, подготавливающих юридические кадры, к подбору дисциплин, формирующих цифровые компетенции. Особенно подчеркивается, что минимальный объем дисциплин, формирующих данный вид компетенций, во многих вузах не позволяет подготовить юристов, обладающих необходимыми умениями для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий. Авторами на примере дисциплины «Криминалистика» предложен подход к формированию необходимого уровня цифровых компетенций за счет использования информационных технологий в процессе изучения дисциплин соответствующего направления и профиля. В статье обоснована целесообразность применения на лекционных занятиях видеоматериалов; проведения лекций-конференций, сопровождаемых презентациями; обязательного проведения практических занятий с помощью программных средств учебного назначения (компьютерные деловые и обучающие игры, программы-тренажеры, технологии виртуальной реальности) в процессе изучения дисциплин соответствующего направления и профиля, так как это способствует не только более эффективному усвоению студентами юридических специальностей учебного материала, но и формированию необходимого в современном обществе уровня цифровых компетенций.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 265-57-31