В статье рассматривается актуальный вопрос применения информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юридических кадров с целью формирования уровня цифровых компетенций, необходимых в современных условиях цифровизации экономики. Анализируются подходы различных вузов, подготавливающих юридические кадры, к подбору дисциплин, формирующих цифровые компетенции. Особенно подчеркивается, что минимальный объем дисциплин, формирующих данный вид компетенций, во многих вузах не позволяет подготовить юристов, обладающих необходимыми умениями для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий. Авторами на примере дисциплины «Криминалистика» предложен подход к формированию необходимого уровня цифровых компетенций за счет использования информационных технологий в процессе изучения дисциплин соответствующего направления и профиля. В статье обоснована целесообразность применения на лекционных занятиях видеоматериалов; проведения лекций-конференций, сопровождаемых презентациями; обязательного проведения практических занятий с помощью программных средств учебного назначения (компьютерные деловые и обучающие игры, программы-тренажеры, технологии виртуальной реальности) в процессе изучения дисциплин соответствующего направления и профиля, так как это способствует не только более эффективному усвоению студентами юридических специальностей учебного материала, но и формированию необходимого в современном обществе уровня цифровых компетенций.
Идентификаторы и классификаторы
При выполнении профессионально ориентированных практических заданий с использованием программных средств учебного назначения обучающимся приходится действовать не по готовому шаблону, а постоянно находиться в творческом процессе поиска оптимального пути решения задачи, что приводит к развитию умений и навыков самостоятельного принятия решения, основанного на анализе установленной информации. При этом работа в команде формирует культуру общения, навыки поиска компромисса.
Список литературы
1. Бастрыкин А. И. О роли следователя-криминалиста в раскрытии и расследовании преступлений // Криминалистика - прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики. Москва: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 3-6. EDN: HSQKBQ
Bastrykin, A. I. (2014). On the role of a criminalist investigator in the disclosure and investigation of crimes., 3-6. Criminalistics - past, present, future: achievements and development prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 60th anniversary of the formation of the criminalistics service. Moscow: Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. EDN: HSQKBQ
2. Вербицкий А. А. Проблемы и риски цифровизации обучения // Психотехнологии в бизнесе и образовании: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Москва: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2019. С. 1. EDN: ZBFOFN
Verbitsky, A. A. (2019). Problems and risks of digitalization of education., 1. Psychotechnology in business and education: collection of materials of the IV International scientific and practical conference. Moscow: Individual entrepreneur Afanasyev Vyacheslav Sergeevich. EDN: ZBFOFN
3. Громова Н. С., Пащук Е. О. Цифровизация юридического образования: социально-правовые проблемы и перспективы // Бюллетень инновационных технологий. 2022. Том 6. №4 (24). С. 74-78. EDN: IETZWP
Gromova, N. S., Pashchuk, E. O. (2022). Digitalization of legal education: socio-legal problems and prospects. Bulletin of Innovative Technologies, 6, 4(24), 74-78. EDN: IETZWP
4. Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. №3. С. 255-276. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-255-276 EDN: HYRSLG
Dudyrev, F. F, Maksimenkova, O. V. (2020). Training simulators in vocational education: pedagogical and technological aspects. Educational Studies. Moscow, 3, 255-276. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-255-276 EDN: HYRSLG
5. Зайцева Н. А., Мальцева М. В., Сомова О. В. Формирование цифровых компетенций при подготовке кадров для сферы услуг // Инновации и инвестиции. 2023. №4. С. 107-109. EDN: SVXGLT
Zaytseva, N. A., Maltseva, M. V., Somova, O. V. (2023). Formation of digital competencies in the training of personnel for the service sector. Innovations and Investments, 4, 107-109. EDN: SVXGLT
6. Ионова Е. В., Савельева М. В., Смушкин А. Б. Отдельные аспекты методики преподавания дисциплин криминалистического цикла // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Том 12. №2. С. 247-257. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2).247-257 EDN: XUOJKP
Ionova, E. V., Savelyeva, M. V., Smushkin, A. B. (2018). Some aspects of the methodology of teaching criminalistic disciplines. Russian Journal of Criminology, 12(2), 247-257. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2).247-257 EDN: XUOJKP
7. Казакова В. А. Человеческий фактор и информационные технологии в подготовке современного юриста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. №2(835). С. 251-258. EDN: GGWMWX
Kazakova, V. A. (2020). Human factor and information technology as parts of a modern lawyer training. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and teaching, 2(835), 251-258. EDN: GGWMWX
8. Колесникова Ю. А., Окуловская А. Г. Формирование информационной компетентности бакалавров профессионального обучения в условиях цифровизации образования // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XII международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 529-536. EDN: VQPTVF
Kolesnikova Yu. A., Okulovskaya A. G. (2019). Formation of information competence of bachelors of vocational education in the context of digitalization of education., 529-536. Science. Informatization. Technologies. Education: materials of the XII International scientific and practical conference. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University. EDN: VQPTVF
9. Мудраков О. А. Использование программных средств учебного назначения в информационно-образовательной среде // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Искусственный интеллект в создании картин: сборник трудов XVIII Международной конференции и XVI Международного конкурса научных и научно-методических работ. Москва: Экон-Информ, 2021. С. 54-58. EDN: UGSGWM
Mudrakov, O. A. (2021). Use of educational software in the information and educational environment., 54-58. Modern information technologies in education, science and industry. Artificial intelligence in the creation of paintings: proceedings of the XVIII International Conference and the XVI International Competition of scientific and methodological works. Moscow: Ekon-Inform. EDN: UGSGWM
10. Немтинов В. А., Борисенко А. Б., Морозов В. В., Немтинова Ю. В. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды // Высшее образование в России. 2021. Том 30. №3. С. 104-113. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113 EDN: AIOTFA
Nemtinov, V. A., Borisenko, A. B., Morozov, V. V., Nemtinova, Yu. V. (2021). Increasing the level of professional competence using a virtual educational environment. Higher Education in Russia, 30(3), 104-113. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113 EDN: AIOTFA
11. Россинская Е. Р., Сааков Т. А. Вектор развития профессиональных компетенций следователя в русле глобальной цифровизации // Уголовный процесс и криминалистика: теория, практика, дидактика: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 287-293. EDN: ZGHLMM
Rossinskaya, E. R., Saakov, T. A. (2022). Vector of development of professional competencies of an investigator in line with global digitalization., 287-293. Criminal procedure and criminalistics: theory, practice, didactics: Collection of materials of the VII All-Russian Scientific and practical conference. Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service. EDN: ZGHLMM
12. Россинская Е. Р. Концепция частной теории цифровизации судебно-экспертной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2022. №5. С. 173-178. DOI: 10.24412/2414-3995-2022-5-173-178 EDN: EFXBZH
Rossinskaya, E. R. (2022). The concept of a particular theory of the digitalization of forensic expert activity. Bulletin of Economic Security, 5, 173-178. DOI: 10.24412/2414-3995-2022-5-173-178 EDN: EFXBZH
13. Симарова И. С., Алексеевичева Ю. В., Жигин Д. В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. №2. С. 935-948. DOI: 10.18334/vinec.12.2.114823 EDN: RGNVUE
Simarova, I. S., Alekseevicheva, Yu. V., Zhigin, D. V. (2022). Digital competencies: concept, types, assessment and development. Russian Journal of Innovation Economics, 12(2), 935-948. DOI: 10.18334/vinec.12.2.114823 EDN: RGNVUE
14. Стародубцев В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Том 30. №5. С. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87 EDN: BTHXXA
Starodubtsev, V. A. (2021). Practice-centered education in higher school. Higher Education in Russia, 30(5), 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87 EDN: BTHXXA
15. Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Современное юридическое образование: актуальные вопросы внедрения цифровых технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2022. №2. С. 25-39. DOI: 10.31249/rgpravo/2022.02.02 EDN: PWHEYW
Umnova-Konyukhova, I. A., Aleshkova, I. A. (2022). Modern legal education: topical issues of the introduction of digital technologies. Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 4: State and Law, 2, 25-39. DOI: 10.31249/rgpravo/2022.02.02 EDN: PWHEYW
16. Айларова З. А., Табольская В. В., Ермаков Д. Н. [и др.]. Экономика и право: проблемы, стратегия, мониторинг: монография. Чебоксары: Среда, 2023. 196 с. DOI: 10.31483/a-10513 EDN: AAMZCM
Aylarova, Z. A., Tabolskaya, V. V., Ermakov, D. N. [et al.]. (2023). Economics and law: problems, strategy, monitoring: monograph., 196. Cheboksary: Sreda. DOI: 10.31483/a-10513 EDN: AAMZCM
Выпуск
Другие статьи выпуска
Работа посвящена исследованию особенностей развития мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе. В рамках исследовательской деятельности происходит не только приобретение и осмысление новых знаний, но и их применение в решении практических задач. В настоящее время имеет место поиск форм и содержания развития мотивации подростков к исследовательской деятельности. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические (авторское анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) методы, методы обработки результатов исследования. Диагностическая программа исследования включала шесть методик с целью изучения особенностей мотивации подростков к исследовательской деятельности. В исследовании приняли участие учащиеся 6-го класса. Программа развития мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе включала разные формы: ученическая конференция, работа в микрогруппах, занятия с элементами тренинга, деловой игры и т. д. Отмечается, что развитие мотивации к исследовательской деятельности у подростков в кружковой работе будет проходить более успешно при учете индивидуальных и возрастно-психологических особенностей подростков, их интересов, обеспечении индивидуального подхода, создании ситуаций успеха, самоутверждении и самовыражении. Результаты исследования, программа развития мотивации учащихся могут быть использованы в работе психологической службы, классного руководителя, советника по воспитанию, руководителя научного кружка в школе, учреждении дополнительного образования.
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, сравнивающего динамику развития жизненных ценностей подростков с задержкой психического здоровья и нормотипичных сверстников. Исследование доминирующих ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 157 города Екатеринбурга в период с 2021 по 2023 годы. Диагностика жизненных ценностей подростков осуществлялась с использованием двух методик: «Методика изучения ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Иерархия жизненных ценностей» (Г. В. Резапкина). Исследование показало, что подростки с задержкой психического развития и нормотипичные сверстники имеют схожие жизненные ценности, но с некоторыми заметными различиями. Эти различия подчеркивают важность предоставления индивидуальной поддержки подросткам с задержкой психического развития, что будет способствовать их личностному росту. Полученные данные также будут интересны для педагогов, родителей и специалистов, организующих и осуществляющих коррекционно-развивающую работу, обеспечивая благополучие подростков с задержкой психического развития. Исследование динамики развития ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития позволило провести сравнительный анализ и определить тенденции формирования жизненных ценностей у данных категорий подростков.
В настоящей статье отражены результаты экспериментального исследования, посвященного изучению особенностей структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Обращение к обозначенному вопросу сопряжено с наличием значимых деформаций в системе детско-родительских отношений, фиксируемых в последние десятилетия в современных семьях, которые негативным образом отражаются на личностном развитии подрастающего поколения. Особо значимым в данном вопросе является дошкольный период, когда происходит становление фундаментальных основ личности ребенка, прежде всего, возможностей осознания им своего Я. В то же время, несмотря на возросшую актуальность обозначенной проблематики, можно констатировать, что она не окончательно решена. Цель исследования - выявить особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений. Методами исследования являются теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, методы их интерпретации. Результаты исследования: в ходе экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о том, что особенности структурных компонентов самосознания у детей 5-6 лет в аспекте детско-родительских отношений заключаются в следующем: гармоничные отношения между родителями и ребенком в семье способствуют формированию у него более высокого уровня «Я-образа», притязания на признание, чувства половой принадлежности, ощущения себя во времени, понимания своих прав и обязанностей по сравнению с дисгармоничными.
Статья посвящена проблеме изучения психологического здоровья взрослых людей. Осуществлен обзор основных трудов, раскрывающих подходы к пониманию психологического здоровья как феномена, проанализирован ряд научных работ, иллюстрирующих характерные черты психологического здоровья лиц в разных сферах и видах деятельности (студенты, педагоги, медицинские и социальные работники, представители системы министерства внутренних дел и др.). Обозначен существующий на настоящий момент в науке дефицит знаний относительно психологического здоровья лиц, регулярно занимающихся танцами, что и определило цель экспериментальной части исследования. В статье приведены результаты изучения психологического здоровья двух групп испытуемых - лиц, регулярно посещающих занятия танцами (народные, бальные, танцевальная вибропластика) - средний возраст 48 лет, и лиц, которые не посещают занятия танцами - средний возраст 47 лет. Описаны особенности психологического здоровья взрослых людей в аспекте выделенных автором структурных компонентов изучаемого феномена. Выделены типичные черты, иллюстрирующие психологическое здоровье занимающихся танцами, свидетельствующие о фактическом превышении показателей изучаемой сферы у этой категории лиц, что говорит о более позитивном состоянии у них психологического здоровья в целом.
Развитие кадрового потенциала педагогических работников выходит на одно их ведущих мест в обозначении актуальных задач по повышению качества общего образования как основного вектора развития государственной образовательной политики. Взаимосвязь и взаимозависимость процессов развития кадрового потенциала педагогов и качества образовательных результатов обучающихся не вызывают сомнений, что и определяет актуальность представленного исследования. Целью данной статьи является определение основных направлений государственной политики в сфере педагогического образования и развития кадрового потенциала педагогических работников в Российской Федерации. Основными материалами для проведения исследования послужили федеральные и региональные нормативно-правовые документы, отражающие главные направления государственной политики в сфере педагогического образования и развития кадрового потенциала педагогических работников в Российской Федерации, а основным методом исследования в представленной работе стал анализ данных документов. Кроме того, в основу исследования также лег анализ региональной практики реализации основных направлений государственной политики в сфере образования на примере Кабардино-Балкарской Республики. В результате исследования были определены основные векторы государственной образовательной политики в сфере педагогического образования и развития
В статье рассмотрена проблема качества подготовки студентов на фоне дефицита кадрового ресурса в сфере информационных технологий. Описаны проблемы, связанные с подготовкой узкопрофильных специалистов. Предложено возможное решение в виде создания центра взаимодействия вуза и производства. Этот центр будет способствовать интеграции образовательного процесса с реальными проектами и задачами, что позволит студентам получать практические навыки и знания, необходимые для успешной карьеры в сфере информационных технологий. Изложена реализация процесса поэтапной подготовки специалистов, при которой базовая часть находится в рамках вуза, а актуализируемая - в рамках компании и проектной деятельности. Сделаны выводы об эффективности интеграции на основе анализа финансовых показателей компании и оценки качества обучения. Показано, что внедрение предложенного решения приводит к улучшению финансовых показателей компании за счет повышения квалификации сотрудников и снижения затрат на обучение новых специалистов. Также отмечена положительная динамика в оценке качества обучения, что свидетельствует о повышении уровня подготовки выпускников. Сформулированы дальнейшие перспективы развития предложенного решения, включая расширение сотрудничества с другими компаниями и вузами, внедрение новых образовательных программ и технологий, а также проведение регулярных исследований и анализа эффективности интеграции.
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ NO-CODE В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ “ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИА”
Статья посвящена анализу современной тенденции в экологической науке и экологическом образовании - гуманитаризации. Дана краткая характеристика этапам и разновидностям экологического образования и воспитания, сделан вывод о том, что на всех этапах одной из главных целей экологического образования является развитие полноценного, всестороннего экологического сознания и экологической культуры. Развитое экологическое сознание и экологическая культура являются мощным оружием в борьбе с экологическими проблемами. Наиболее эффективна в этом плане гуманитарная экология, задачей которой является формирование в сознании обучающихся ценностного, личностного, этического, эстетического отношения к природе, осознание единства человечества и природы. Экологическое сознание невозможно сформировать только на основе системы экологических запретов и информации об экологических катастрофах. Культура, социум, символические миры (например, цифровой) занимают в умвельте (значимом жизненном мире) человека все большее место, вытесняя из него природный мир. Задача гуманитарной экологии - вернуть человеку природу, пусть и в опосредованном, преломленном виде. Выполнить эту задачу возможно за счет использования в образовании экологического нарратива, художественно-эстетических средств, нравственно-экологического воспитания. Гуманитаризация экологического образования признана основным вектором его развития до 2030 г.
В работе исследуется потенциал, и раскрывается значение метода партнерского проекта в процессе адаптации иностранных студентов, формировании их внешних связей и социального окружения в российской реальности. Представлен студенческий партнерский проект, организованный кафедрой русского языка как иностранного Пермского государственного медицинского университета и департаментом иностранных языков НИУ ВШЭ - Пермь. Проект реализован на основе практико-ориентированного межвузовского сотрудничества. Его цель обусловлена взаимосвязанными проблемами: с одной стороны, сообщество индийских студентов в Перми остается изолированным, недостаточно вовлеченным в культурно-языковую среду города, а, с другой стороны, жители Перми и студенты вузов плохо представляют себе особенности жизни и учебы большого числа иностранных студентов, проживающих в городе. Актуальность межвузовского проекта заключается в том, что пермским и индийским студентам предоставлена возможность познакомиться, поделиться знаниями о культурах своих стран, выстроить дружескую и деловую коммуникацию, участвовать в создании совместного творческого продукта. Это, безусловно, способствует межнациональному диалогу, формированию коммуникативных навыков и межкультурной компетенции будущих специалистов.
В статье поднимается вопрос об использовании инновационных технологий обучения, высокотехнологичного симуляционного оборудования в процессе обучения будущих врачей. Данные технологии значительно повышают качество образования, способствуют формированию профессиональных компетенций и клинического мышления, а также помогают приобрести необходимые для деятельности медицинского работника навыки. Целью научной работы является определение отношения обучающихся медицинских вузов к использованию технологий симуляционного обучения и готовности к их применению в образовательном процессе. Для реализации поставленной цели было проведено анкетирование, состоящее из двух частей. Первая часть анкеты была направлена на оценивание отношения респондентов к работе в высокотехнологичной среде, вторая часть - на определение отношения обучающихся к различным технологиям в центрах симуляционного обучения. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство обучающихся медицинских вузов осознают необходимость применения симуляционных технологий в образовательном процессе, так как они позволяют освоить лечебные и диагностические манипуляции без привлечения пациентов. Не остается сомнений в том, что инновационные технологии обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Полученные результаты убеждают нас в том, что центры симуляционного обучения создают необходимую безопасную среду как для обучающихся медицинских вузов, так и для пациентов, а также помогают накопить опыт, который впоследствии будет применяться молодыми специалистами в их врачебной практической деятельности.
Статья посвящена изучению концептуальных основ дидактики И. Я. Яковлева. В работе представлено аналитическое описание технологий самостоятельной работы, саморазвития, самообразования в педагогической системе просветителя чувашского народа. Опираясь на содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, автор доказывает востребованность дидактической системы И. Я. Яковлева в современных условиях реализации «Ядра высшего педагогического образования», эффективность организации образовательного процесса в Симбирской чувашской учительской школе. В работе изложены результаты анализа современных учебных программ по направлению подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» на предмет представленности в них описания технологий и объема времени на выполнение заданий для самостоятельной работы. Изучение дидактической системы И. Я. Яковлева построено с учетом знаниевой, этнокультурной, персонологической парадигм и на принципах системности, компетентности. Итоги исследования, полученные на основе теоретического анализа педагогической литературы и нормативных регуляторов образования, имеют методологический характер, созвучны с требованиями к результатам сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Автор представил содержательный анализ авторских и передовых для 18 века технологий организации аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся: чтение, пересказ, конспектирование педагогической литературы, исследование, проект, сочинение-рассуждение, развивающие логику и критическое мышление. Описанные технологии требуют реконструкции в новых социокультурных условиях, их можно рекомендовать для использования в учебном процессе современного вуза.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731