Статья: КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗУЮЩЕГОСЯ МЕНТАЛЬНОГО ЛЕКСИКОНА ПОСРЕДСТВОМ КОРПУСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2024)

Читать онлайн

Формирование лексического знания протекает последовательно, по мере накопления индивидом жизненного опыта и в соответствии со ступенями его психофизического развития. Лингвокогнитивные репрезентации в билингвальном сознании формируются посредством установления ассоциаций, являющихся устойчивыми элементами памяти. Различие функционирования билингвального лексикона от монолингвального заключается в характере ассоциативных связей. Представленная статья посвящена экспериментальному изучению проблемы формирования и развития искусственной билингвальной языковой личности посредством корпусных технологий. В работе рассматриваются понятия когнитивных репрезентаций, ментального лексикона, ассоциаций, формирующейся языковой личности, когнитивно-прагматической программы и интеркаляции. Цель работы - проследить закономерности восприятия иноязычной лексики и ее интерпретации изучающими иностранный язык английский), а также определить степень целесообразности и обоснованности прямого применения корпусных технологий в процессе обучения иностранному языку для обеспечения условий когнитивного развития искусственного билингвизма у взрослых. Исследование проводилось посредством ряда методов, включая анкетирование, семантический анализ языковых данных (лексических единиц) и ассоциативный эксперимент (направленный и свободный). Исследуемая группа представлена студентами-лингвистами в возрасте от 18 до 25 лет, изучающими иностранный язык (английский) более 10 лет. Согласно сопоставительному анализу результатов анкетирования и семантического анализа исследуемой лексики, семантическое наполнение исследуемых заимствований в сознании испытуемых не является исчерпывающим, т. е. не соответствуют лексемам английского языка. Рассматриваемые в работе технологии корпусной лингвистики позволяют пересмотреть привычные способы организации лексического материала в процессе обучения иностранному языку. В соответствии с выдвигаемой исследованием гипотезой, предложены модели формирования саморазвивающего ментального лексикона, основанные на принципах моделирования когнитивно-прагматической программы.

Ключевые фразы: когнитивное развитие, формирующаяся языковая личность, ментальный лексикон, искусственный билингвизм, ассоциативное обучение, корпусные технологии
Автор (ы): Гайворонская С.О. О.
Журнал: ЯЗЫК И ТЕКСТ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
008.2. Футурология. Прогнозирование и планирование цивилизации
82-143. Элегии
Для цитирования:
ГАЙВОРОНСКАЯ С.О. О. КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООРГАНИЗУЮЩЕГОСЯ МЕНТАЛЬНОГО ЛЕКСИКОНА ПОСРЕДСТВОМ КОРПУСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // ЯЗЫК И ТЕКСТ. 2024. Т. 11 № 3
Текстовый фрагмент статьи