НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА СТАЛИНА В СОВЕТСКОМ ИГРОВОМ КИНО 1930-1940-Х ГОДОВ (2024)

В статье анализируется ряд картин 1930-1940-х годов, в которых отчетливо прослеживается процесс постепенной сакрализации образа И.В. Сталина на советском экране. Основное внимание уделяется комплексу фильмов, входящих, во-первых, в «лениниану», чья функция заключалась в утверждении Сталина как единственного истинного преемника В.И. Ленина и легализации политического курса на единоначалие власти и политику Большого террора; во-вторых - в «сталиниану», пик которой пришелся на годы после окончания Великой Отечественной войны. В рамках анализа затрагивается также формирование одного из ключевых мифов советской историографии об обороне Царицына. Выступая в 1930-е годы в нескольких ипостасях - от «земной», политической (как единственный легитимный преемник Ленина), до символической (всеотец советского народа), - в послевоенный период фигура Сталина в буквальном смысле сакрализируется, обретая черты всех трех божественных ипостасей: «бога отца», «бога сына» и «бога святого духа» (фильм «Падение Берлина»). Процесс сакрализации проявляется на всех уровнях картин: сюжетном, образном, вербальном.

Тип: Статья
Автор (ы): Пальшкова Мария Александровнп
Ключевые фразы: СОЦРЕАЛИЗМ, СТАЛИНСКИЙ МИФ, "ЛЕНИНИАНА", "СТАЛИНИАНА", СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ КАНОН, СТАЛИНСКОЕ КИНО, "НОВАЯ МОРАЛЬ", РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС

Идентификаторы и классификаторы

УДК
778.5. Кинематография
Префикс DOI
10.51678/2226-0072-2024-1-466-489
Текстовый фрагмент статьи