СМЕХОВОЕ НАЧАЛО И КОМИЗМ В СОВЕТСКОЙ КИНОКОМЕДИИ 1960-1970-Х (2024)

Автор статьи отмечает влияние изысканий отечественных фольклористов и историков культуры на интерпретацию искусства ХХ века. Фиксирует научную тенденцию поиска в современном искусстве, в том числе советской кинокомедии, прежде всего архетипических ситуаций и образов. Отмечает значимость концепций В. Проппа и М. Бахтина для нынешнего восприятия произведений искусства. Призывает не ограничиваться этим, но расставлять новые акценты - искать различия между древним и современным миропониманием, между имперсональными решениями драматических ситуаций и типов персонажей, с одной стороны, и авторской эстетикой, индивидуальными трактовками мира и человека, с другой. На материале комедий Л. Гайдая и Э. Рязанова, фильма-сказки «Обыкновенное чудо» М. Захарова автор показывает, как далеки художественные послания этих режиссеров от архаического понимания смеха и комизма, от идей карнавальной свободы и гармонии. Что не исключает использования структур сатировой драмы, паллиаты, парных архетипов. Речь идет о культурных напластованиях образов Шурика, Нины, Саахова, забавной троицы Труса, Балбеса и Бывалого. Анализируется роль водной стихии в комедии «Ирония судьбы…». Дается подробная интерпретация ненормативных элементов поведения Жени Лукашина и Ипполита, обладающих лишь внешними признаками карнавальности. Делаются выводы о драматической эвристичности смеха в комедиях Гайдая и Рязанова, обладавших адаптивными функциями, но и способствовавшими внутренней саморефлексии советской аудитории.

Тип: Статья
Автор (ы): Сальникова Екатерина Викторовна
Ключевые фразы: архаика, фольклор, ЭМОЦИИ, ирония, СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА, КОМИЗМ, ЦИКЛИЧНОСТЬ, УЖАС, СТРАХ, КАРНАВАЛ, КОМЕДИЯ, САТИРОВА ДРАМА, ПАЛЛИАТА, КИНЕМАТОГРАФ, САТИРА, БАХТИН, ПРОПП, ГАЙДАЙ, РЯЗАНОВ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
130.2. Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения
791. Массовые развлечения и представления
Текстовый фрагмент статьи