Проведен анализ различных исследований в области психологии сознания. Раскрыто значение гормонов и эмоций как механизмов внутреннего вознаграждения и стимулирования субъективной активности. Сформулировано сущностное определение сознания, в основе которого лежат бессознательные механизмы декодирования и сличения информационных потоков разных нейронных групп (когов). Показано, что информация должна быть иерархически выстроенной для организации мышления человеческого типа, что подразумевает ее оценку с позиции личного опыта и необходимость наличия речевого самовыражения.
Идентификаторы и классификаторы
Сознательные процессы являются незначительной частью человеческой психики, но при этом полностью определяют ее уникальность. Кажется, что сознание находится на самом виду (мы ежедневно контактируем с сознаниями других людей и со своим собственным в процессе рефлексии), но оно с трудом поддается научному осмыслению.
Список литературы
1. Ефимов А. Р., Дубровский Д. И., Матвеев Ф. М. Что мешает нам создать Общий искусственный интеллект? Одна старая стена и один старый спор. URL: https://www.researchgate.net/publication/367333430_Cto_mesaet_nam_sozdat_Obsij_iskusstvennyj_intellekt_Odna_staraa_stena_i_odin_staryj_spor.
2. Иванников В. А. О природе и происхождении психики // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 15-23. EDN: XABVMH
3. Акопов Г. В. Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания // Национальный психологический журнал. 2023. № 1 (49). С. 66-76. EDN: WCANKS
4. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-1-soznanie_kak_problema_psc_i_povedeniya.pdf.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
6. Дубровский Д. И. Проблема “сознание и мозг” теоретическое решение. М., 2015. 36 с. URL: https://psy.su/content/files/2%20Дубровский%20Проблема%20сознание%20и%20мозг.pdf.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с. EDN: YXELJU
8. Агафонов А. Ю. Как изучать сознание // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2. С. 85-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izuchat-soznanie/viewer.
9. Дамасио А. Так начинается “я”. Мозг и возникновение сознания / пер. с англ. И. Ющенко. М.: Карьера Пресс, 2018. 384 с.
10. Хватов И. А. Методические и теоретические проблемы исследования эволюции самосознания человека и животных. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-i-teoreticheskie-problemy-issledovaniya-evolyutsii-samosoznaniya-cheloveka-i-zhivotnyh.
11. Черниговская Т. В. Что такое сознание и есть ли оно у животных. URL: https://soundstream.media/clip/chto-takoye-soznaniye-i-yest-li- ono-u-zhivotnykh-lektsiya-t-v-chernigovskoy. 12. Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. М., 2013. 512 с.
13. Block N. On a Confusion about a Function of Consciousness. Behavioral and Brain Sciences, 1995. Vol. 18, № 2. Р. 227-287.
14. Жданов А. А. О роли аппарата эмоций как системообразующего фактора в адаптивных системах управления. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-apparata-emotsiy-kak-sistemoobrazuyuschego-faktora-v-adaptivnyh-sistemah-upravleniya.
15. Смулевич А. Б. Депрессии в общей медицине: руководство для врачей. Депрессии при эндокринных заболеваниях. 2007. 252 с. URL: https://www.ncpz.ru/lib/54/book/22/chapter/16.
16. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 269 с. EDN: QYAWUH
17. Nagel T. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review. 1974. Vol. 83, № 4.
18. Черниговская Т. В. Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? URL: https://studylib.ru/doc/2074923/chelovek-v-mire-znaniya-t.v.-chernigovskaya-yazyki-soznaniya-kto.
19. Анохин К. В. Когнитом - гиперсетевая модель мозга. URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2018/05/kognitom-gipersetevaya-model-mozga.pdf.
20. Анохин К. В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности. 2021. Т. 71, № 1. С. 39-71. EDN: TTTGKL
21. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга: потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН. 1998. 98 с.
22. Корнилова Т. В. Методологические проблемы психологии в трудах О. К. Тихомирова и его школы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 59-73. URL: https://msupsyj.ru/articles/article/5501/. EDN: MSNNNZ
23. Лобок А. М. Вероятностный мир. Опыт философско-педагогических хроник образовательного эксперимента. Екатеринбург: [Б. и.], 2001. 223 с.
24. Crow T. J. Is schizophrenia the price that Homo sapiens pays for language? // Schizophrenia research. 1997. № 28. P. 127-141.
25. Бугров А. С. Нестабильная организация декларативной памяти как причина забывания и искажения информации // Наука XXI века: актуальные направления развития. № 1-1. 2019. С. 44-47. URL: download/elibrary_37575236_24840829.pdf. EDN: NALCNC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены основные результаты аналитического обзора имеющихся в современной отечественной науке исследований дезадаптивных состояний личности. Более подробно рассматриваются вопросы развития дезадаптации у студентов, обучающихся по программам высшего образования, изучения механизмов адаптации в образовательной среде. Проведенный анализ позволил определить факторы риска возникновения и протекания дезадаптивных состояний у молодых людей. Отбор научных работ, посвященных исследованию феномена адаптации обучающихся к условиям среды вуза, ограничен периодом последних 25 лет, именно в это время возник интерес к изучению студенчества как возрастной группы, отличающейся особыми психологическими и социальными чертами. Из общего числа публикаций были выделены исследования, предмет изучения которых - психолого-педагогическая и социальная адаптация студентов.
В настоящее время российское сообщество столкнулось с проблемами экстремизма, с культурой отмены, проявлением интолерантности, агрессии, враждебности. Проблемы актуальны среди подростков как группы, наиболее уязвимой в отношении склонности к рискованному поведению в силу недостаточно сформировавшейся эмоционально-волевой, нравственной сферы. Цель работы заключается в выявлении установок, коммуникативной толерантности и проявления склонности к экстремально-рискованному поведению подростков. Представлены и обсуждены проявления склонности к экстремально-рискованному поведению, диспозиции насильственного экстремизма, а также самооценка и коммуникативная толерантность подростков. Результаты исследования использованы в научно-методическом обеспечении и психолого-педагогическом сопровождении обучающихся подростков, и профилактике экстремизма у молодежи.
Рассмотрен психологический аспект профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к будущей деятельности. Обозначена проблема психологической готовности к профессиональной деятельности, которая рассматривается исследователями с различных точек зрения. Предпринята попытка изучить возможности форсайт-технологий применительно к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности. Представлены результаты сравнительного и корреляционного анализов, проведенных в ходе исследования компонентов психологической готовности у студентов медицинского колледжа, которые позволяют разработать форсайт-технологии с учетом выявленных показателей, что в свою очередь дает возможность внедрить в образовательный процесс подготовки студентов медицинского колледжа форсайт-пехнологии для формирования у обучающихся образа профессионального будущего; прогнозирования и моделирования различных сценариев реализации профессиональной деятельности; решения в процессе обучения сложных профессиональных задач, предупреждения профессиональных рисков.
Рассматривается исследование, проведенное в Югорском политехническом колледже с целью изучения сформированности профессиональной подготовки студентов в образовательном пространстве «колледж-предприятие». В исследовании приняли участие 54 студента третьего курса. Описание исследовательского процесса охватывает несколько этапов: от подбора диагностического материала до итогового тестирования. В исследовании использовались различные методики, направленные на оценку ценностно-смысловой, когнитивной и эмоционально-личностной составляющих профессиональной подготовки. Результаты показали, что значительная часть студентов ориентирована на свои личные интересы, что может негативно сказываться на их взаимодействии в коллективе и решении общих задач. Исследование подчеркивает важность комплексного подхода в управлении профессиональной подготовкой студентов и необходимость разработки программ, способствующих развитию как индивидуальной, так и коллективной направленности. Полученные данные могут быть полезны для обеспечения повышения качества образовательного процесса и подготовки будущих специалистов.
Описана проблема формирования надпрофессиональных навыков будущих педагогов иностранного языка. Даются авторские определения понятий «надпрофессиональные навыки», «метод тематического проекта», выделены отличительные черты и условия применения метода тематического проекта при формировании надпрофессиональных навыков будущих учителей иностранного языка. Представлены результаты опроса работодателей.
Изучена роль креативной экономики в развитии общества, описаны проблемы развития креативных индустрий, одной из которых является дефицит кадров. Установлено, что подготовка педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, способных создавать дидактические условия для обучения специалистов в сфере креативных индустрий, может быть рассмотрена как одна из возможностей обеспечения этого сектора экономики кадрами. Представлены результаты исследований, включающие в себя выявление профессиональных компетенций и их дескрипторное описание, на основании которых разработаны программы бакалавриата и магистратуры для подготовки педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, способствующих проектированию содержания подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области креативных индустрий, соответствующих требованиям креативной экономики.
Описана роль клаузуры в процессе работы студента над курсовым проектом в техническом вузе (на примере УрФУ). Представлены общие требования к выполнению клаузур. Обоснована актуальность и важность такого задания в учебном процессе. Рассмотрены особенности выполнения клаузур в ходе работы студента над каждым курсовым проектом (1-9-й семестры обучения бакалавров направления подготовки «Архитектура»). Доказано, что основные и дополнительные клаузуры интенсифицируют творческую активность и творческий потенциал будущего архитектора, формируют профессиональные знания, умения и практический опыт, развивают творческую индивидуальность, архитектурно-проектную компетентность, стимулируют активность студента, воспитывают творческую дисциплину, являются своеобразной тренировкой генерирования интересных проектных идей и их выражения в графике или макете, позволяют педагогу контролировать уровень сформированности профессиональных знаний, умений обучающихся. Студент постепенно приобретает основное качество, отличающее его как специалиста, - профессионализм.
Жизненная реальность современного детства характеризуется масштабной субъектной активностью детей. Вследствие этого построение и содержательное наполнение направленного воспитания должно осуществляться с опорой на их субъектность. Институализация деятельности детских оздоровительных лагерей как системы воспитания выдвигает ряд требований к разработке условий воспитания субъектности детей в аналогии современного социального влияния на них - собственной деятельности. В статье рассмотрены подходы к проектированию модели воспитания субъектности собственной деятельности на основе экосистемного подхода, а также особенности реализации программы деятельности детского оздоровительного лагеря, разработанной на основе данной модели. Представлены результаты развития субъектности как интегральной характеристики целостности личности.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/