Представлены основные результаты аналитического обзора имеющихся в современной отечественной науке исследований дезадаптивных состояний личности. Более подробно рассматриваются вопросы развития дезадаптации у студентов, обучающихся по программам высшего образования, изучения механизмов адаптации в образовательной среде. Проведенный анализ позволил определить факторы риска возникновения и протекания дезадаптивных состояний у молодых людей. Отбор научных работ, посвященных исследованию феномена адаптации обучающихся к условиям среды вуза, ограничен периодом последних 25 лет, именно в это время возник интерес к изучению студенчества как возрастной группы, отличающейся особыми психологическими и социальными чертами. Из общего числа публикаций были выделены исследования, предмет изучения которых - психолого-педагогическая и социальная адаптация студентов.
Идентификаторы и классификаторы
В отечественной педагогике и психологии проблемы адаптации студентов попали в фокус активных исследований на рубеже XX–XXI вв. Причины, проявления дезадаптации детей и подростков и методы ее профилактики рассматриваются в контексте не только психологических, но и социально-педагогических аспектов.
Список литературы
1. Маленкович Т. М. Социокультурная адаптация студентов в полиэтнической образовательной среде вуза // Полиэтническая среда - основа развития надпрофессиональных навыков: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Харбин, 3 нояб. 2019 г. / под ред. В. А. Давыденко. Хабаровск: Изд-во Дальневост. гос. мед. ун-та, 2020. С. 42-46. EDN: QOJPQN
2. Маленкович Т. М. Профилактика дезадаптации студентов младших курсов в условиях вуза: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2003. 190 с. EDN: NMKUEF
3. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1995. 24 с. EDN: THLGEH
4. Смирнова С. В. Профилактика дезадаптации первокурсников вуза посредством развития психической флексибильности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2005. 22 с. EDN: WZGMSI
5. Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье студентов: монография. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. 179 с. EDN: QLUDIB
6. Войцех В. Ф., Гальцев Е. В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. № 2. С. 17-25. EDN: KZELIL
7. Гальцев Е. В., Горобец Т. Н. Социально-психологическая детерминация суицидального поведения. М.: Перо, 2019. 214 с. EDN: RCCZSN
8. Шифнер Н. А. Расстройства адаптации у студентов: их клиника и динамика: автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2011. 25 с. EDN: ZOGVPN
9. Горчакова А. А. Социально-психологическая адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы 5-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием памяти М. Ю. Кондратьева, Москва, 12-13 мая 2020 г. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2020. С. 155-157. EDN: APHRFP
10. Леонтьева А. Н., Марина И. Е. Формирование психолого-педагогической поддержки дезадаптированной личности: учебное пособие. Красноярск: Изд. центр Сиб. гос. аэрокосм. ун-та, 2016. 100 с.
11. Агличева И. В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 233 с. EDN: NOAMAP
12. Огарева Е. И. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе в связи с их ценностными ориентациями: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2010. 187 с. EDN: QFADPP
13. Огарева Е. И., Лик Н. В., Осипов П. Д. Профессиональная идентичность и учебная успешность студентов-психологов на начальном этапе обучения в вузе // Гуманизация образования. 2020. № 3. С. 103-114. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10112 EDN: TTUTBV
14. Огарева Е. И., Никитенко Д. А. Психологическое благополучие в связи с профессиональной мотивацией студентов (на примере студентов-психологов) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 4 (8). С. 100-106. 10.24412/1994- 3776-2022-4-100-106. DOI: 10.24412/1994-3776-2022-4-100-106
15. Евдокимова Я. Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с. EDN: NJFTNZ
16. Карпов А. В., Воронова Т. А. Цифровая социализация как фактор вузовской адаптации // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 6-7 дек. 2021 г. М.: Изд-во Рос. акад. образования, 2022. С. 264-267. EDN: PDTTZI
17. Карпов А. В., Нестик Т. А. А. В. Карпов о будущем психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 3 (19). С. 373-398. DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.19.3.016 EDN: XYREHQ
18. Москова М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 189 с. EDN: NPJXEP
19. Диагностика и профилактика деструктивного поведения и оптимизация социальной адаптации студентов вуза / А. А. Смирнов [и др.] // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 384-402. DOI: 10.32744/pse.2022.6.22 EDN: CMKTMJ
20. Володина А. С., Дудичева Е. А., Смирнов А. А. Взаимосвязь вузовской адаптированности и терминальных ценностей студентов // Актуальные проблемы современной социальной психологии и ее отраслей: сб. науч. тр. М.: Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2023. С. 394-400. EDN: GCBZPI
21. Смирнов А. А., Бача О. В. Взаимосвязь способов преодоления негативных ситуаций и социально-психологической адаптации студентов // Ярославский психологический вестник. 2024. № 1 (58). С. 34-40. EDN: WQIIWU
22. Смирнов А. А., Живаев Н. Г. Адаптация студентов и образ вуза: монография. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 2010. 168 с. EDN: QYFWQL
23. Психологические показатели адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе / М. М. Асильдерова [и др.] // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 74-76. EDN: WZXDKV
24. Самооценка как фактор саморегуляции и социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза / В. К. Агарагимова [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 3-9. EDN: WKDASB
25. Риски социально-психологической дезадаптации студентов - будущих педагогов как мишени работы психологической службы вуза / О. А. Ульянина [и др.] // Современная психология образования: приоритеты и перспективы исследований и практик: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Казань, 8 дек. 2023 г. Казань: Изд-во Каз. (Приволж.) федер. ун-та, 2024. С. 235-244. EDN: GUNCTS
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время российское сообщество столкнулось с проблемами экстремизма, с культурой отмены, проявлением интолерантности, агрессии, враждебности. Проблемы актуальны среди подростков как группы, наиболее уязвимой в отношении склонности к рискованному поведению в силу недостаточно сформировавшейся эмоционально-волевой, нравственной сферы. Цель работы заключается в выявлении установок, коммуникативной толерантности и проявления склонности к экстремально-рискованному поведению подростков. Представлены и обсуждены проявления склонности к экстремально-рискованному поведению, диспозиции насильственного экстремизма, а также самооценка и коммуникативная толерантность подростков. Результаты исследования использованы в научно-методическом обеспечении и психолого-педагогическом сопровождении обучающихся подростков, и профилактике экстремизма у молодежи.
Рассмотрен психологический аспект профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к будущей деятельности. Обозначена проблема психологической готовности к профессиональной деятельности, которая рассматривается исследователями с различных точек зрения. Предпринята попытка изучить возможности форсайт-технологий применительно к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности. Представлены результаты сравнительного и корреляционного анализов, проведенных в ходе исследования компонентов психологической готовности у студентов медицинского колледжа, которые позволяют разработать форсайт-технологии с учетом выявленных показателей, что в свою очередь дает возможность внедрить в образовательный процесс подготовки студентов медицинского колледжа форсайт-пехнологии для формирования у обучающихся образа профессионального будущего; прогнозирования и моделирования различных сценариев реализации профессиональной деятельности; решения в процессе обучения сложных профессиональных задач, предупреждения профессиональных рисков.
Рассматривается исследование, проведенное в Югорском политехническом колледже с целью изучения сформированности профессиональной подготовки студентов в образовательном пространстве «колледж-предприятие». В исследовании приняли участие 54 студента третьего курса. Описание исследовательского процесса охватывает несколько этапов: от подбора диагностического материала до итогового тестирования. В исследовании использовались различные методики, направленные на оценку ценностно-смысловой, когнитивной и эмоционально-личностной составляющих профессиональной подготовки. Результаты показали, что значительная часть студентов ориентирована на свои личные интересы, что может негативно сказываться на их взаимодействии в коллективе и решении общих задач. Исследование подчеркивает важность комплексного подхода в управлении профессиональной подготовкой студентов и необходимость разработки программ, способствующих развитию как индивидуальной, так и коллективной направленности. Полученные данные могут быть полезны для обеспечения повышения качества образовательного процесса и подготовки будущих специалистов.
Проведен анализ различных исследований в области психологии сознания. Раскрыто значение гормонов и эмоций как механизмов внутреннего вознаграждения и стимулирования субъективной активности. Сформулировано сущностное определение сознания, в основе которого лежат бессознательные механизмы декодирования и сличения информационных потоков разных нейронных групп (когов). Показано, что информация должна быть иерархически выстроенной для организации мышления человеческого типа, что подразумевает ее оценку с позиции личного опыта и необходимость наличия речевого самовыражения.
Описана проблема формирования надпрофессиональных навыков будущих педагогов иностранного языка. Даются авторские определения понятий «надпрофессиональные навыки», «метод тематического проекта», выделены отличительные черты и условия применения метода тематического проекта при формировании надпрофессиональных навыков будущих учителей иностранного языка. Представлены результаты опроса работодателей.
Изучена роль креативной экономики в развитии общества, описаны проблемы развития креативных индустрий, одной из которых является дефицит кадров. Установлено, что подготовка педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, способных создавать дидактические условия для обучения специалистов в сфере креативных индустрий, может быть рассмотрена как одна из возможностей обеспечения этого сектора экономики кадрами. Представлены результаты исследований, включающие в себя выявление профессиональных компетенций и их дескрипторное описание, на основании которых разработаны программы бакалавриата и магистратуры для подготовки педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, способствующих проектированию содержания подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области креативных индустрий, соответствующих требованиям креативной экономики.
Описана роль клаузуры в процессе работы студента над курсовым проектом в техническом вузе (на примере УрФУ). Представлены общие требования к выполнению клаузур. Обоснована актуальность и важность такого задания в учебном процессе. Рассмотрены особенности выполнения клаузур в ходе работы студента над каждым курсовым проектом (1-9-й семестры обучения бакалавров направления подготовки «Архитектура»). Доказано, что основные и дополнительные клаузуры интенсифицируют творческую активность и творческий потенциал будущего архитектора, формируют профессиональные знания, умения и практический опыт, развивают творческую индивидуальность, архитектурно-проектную компетентность, стимулируют активность студента, воспитывают творческую дисциплину, являются своеобразной тренировкой генерирования интересных проектных идей и их выражения в графике или макете, позволяют педагогу контролировать уровень сформированности профессиональных знаний, умений обучающихся. Студент постепенно приобретает основное качество, отличающее его как специалиста, - профессионализм.
Жизненная реальность современного детства характеризуется масштабной субъектной активностью детей. Вследствие этого построение и содержательное наполнение направленного воспитания должно осуществляться с опорой на их субъектность. Институализация деятельности детских оздоровительных лагерей как системы воспитания выдвигает ряд требований к разработке условий воспитания субъектности детей в аналогии современного социального влияния на них - собственной деятельности. В статье рассмотрены подходы к проектированию модели воспитания субъектности собственной деятельности на основе экосистемного подхода, а также особенности реализации программы деятельности детского оздоровительного лагеря, разработанной на основе данной модели. Представлены результаты развития субъектности как интегральной характеристики целостности личности.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/