В настоящее время российское сообщество столкнулось с проблемами экстремизма, с культурой отмены, проявлением интолерантности, агрессии, враждебности. Проблемы актуальны среди подростков как группы, наиболее уязвимой в отношении склонности к рискованному поведению в силу недостаточно сформировавшейся эмоционально-волевой, нравственной сферы. Цель работы заключается в выявлении установок, коммуникативной толерантности и проявления склонности к экстремально-рискованному поведению подростков. Представлены и обсуждены проявления склонности к экстремально-рискованному поведению, диспозиции насильственного экстремизма, а также самооценка и коммуникативная толерантность подростков. Результаты исследования использованы в научно-методическом обеспечении и психолого-педагогическом сопровождении обучающихся подростков, и профилактике экстремизма у молодежи.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время мировое сообщество столкнулось с острыми проблемами экстремизма, связанными с растущим проявлением интолерантности, агрессии, враждебности по отношению к событиям, явлениям, окружающим людям.
Список литературы
1. Лопес Е. Г., Лыжин А. И., Шаров А. А. Экстремизм молодежи - социальные и психологические компоненты // Journal of Community Psychology. 2021. Т. 49, № 7. С. 2609-2622. DOI: 10.1002/jcop.22664 EDN: EPQRPJ
2. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект: Трикста, 2005. 336 с. EDN: QXNHDH
3. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. 281с.
4. Смирнов В. А. Основы молодежной политики в сфере профилактики экстремизма // Вестник ЧелГУ. 2008. № 14. С. 78-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-molodyozhnoy-politiki-v-sfere-profilaktiki-ekstremizma. EDN: MSYKOV
5. Бардиер Г. Л. Проблемы толерантности девиантного поведения в бизнесе // Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. СПб., 2002. С.32.
6. Ениколов С. Н. Когнитивные аспекты молодежного экстримизма // Медицинская психология в России. 2022. Т. 14, № 5. URL: http://medpsy.ru.
7. Шнейдер Л. Б. Молодежный экстремизм: сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2014. 196 с. EDN: SYYXYL
8. Бардиер Г. Л. Социальные потребности и социальный капитал: аспекты личности и организации // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32, № 2. С. 22-30. URL: https://psyjournals.ru/journals/scientific_notes/archive/2019_n2/Bardier. EDN: NFNMCL
9. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Академия, 2009. 320 с. EDN: SUFKBZ
10. Собкин В. С., Мкртчян А. А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 32-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsiokulturnyh-faktorov-v-formirovanii-otnosheniya-k-ekstremizmu-sredi-shkolnikov-moskvy-i-rigi/viewer. EDN: TPVJQT
11. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е изд., расшир. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с. EDN: SWYNQU
12. Boehnke K. A. Juvenile delinquency under conditions of rapid social change // Sociological Forum. 2002. Vol. 3, № 1. P. 57-59. URL: https://link.springer.com/article/. DOI: 10.1023/A:1014541506828
13. Ханбекова А. С. Психологические особенности толерантности: сущность, понятия, характеристики, типы. Толерантное мировосприятие // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 564-566. URL: http://moluch.ru/ archiv/287/64795/. EDN: XFUKSU
14. Сухих Е. С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы // Южно-Российский журнал социальных наук. 2005. № 4. С. 66-77. URL: https://chsu.kubsu.ru/arhiv/2005_4/2005-4_Suhih.pdf. EDN: QASSNJ
15. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма // Психологическая диагностика. 2017. Т. 14, № 1. С. 78-97. URL: https://nuriman.moy.su/2022/10-11-spo-vo_metodika_ehkstremizm_davydova_d.g-khl.pdf. EDN: ZWRAQT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены основные результаты аналитического обзора имеющихся в современной отечественной науке исследований дезадаптивных состояний личности. Более подробно рассматриваются вопросы развития дезадаптации у студентов, обучающихся по программам высшего образования, изучения механизмов адаптации в образовательной среде. Проведенный анализ позволил определить факторы риска возникновения и протекания дезадаптивных состояний у молодых людей. Отбор научных работ, посвященных исследованию феномена адаптации обучающихся к условиям среды вуза, ограничен периодом последних 25 лет, именно в это время возник интерес к изучению студенчества как возрастной группы, отличающейся особыми психологическими и социальными чертами. Из общего числа публикаций были выделены исследования, предмет изучения которых - психолого-педагогическая и социальная адаптация студентов.
Рассмотрен психологический аспект профессиональной готовности студентов медицинского колледжа к будущей деятельности. Обозначена проблема психологической готовности к профессиональной деятельности, которая рассматривается исследователями с различных точек зрения. Предпринята попытка изучить возможности форсайт-технологий применительно к формированию психологической готовности к профессиональной деятельности. Представлены результаты сравнительного и корреляционного анализов, проведенных в ходе исследования компонентов психологической готовности у студентов медицинского колледжа, которые позволяют разработать форсайт-технологии с учетом выявленных показателей, что в свою очередь дает возможность внедрить в образовательный процесс подготовки студентов медицинского колледжа форсайт-пехнологии для формирования у обучающихся образа профессионального будущего; прогнозирования и моделирования различных сценариев реализации профессиональной деятельности; решения в процессе обучения сложных профессиональных задач, предупреждения профессиональных рисков.
Рассматривается исследование, проведенное в Югорском политехническом колледже с целью изучения сформированности профессиональной подготовки студентов в образовательном пространстве «колледж-предприятие». В исследовании приняли участие 54 студента третьего курса. Описание исследовательского процесса охватывает несколько этапов: от подбора диагностического материала до итогового тестирования. В исследовании использовались различные методики, направленные на оценку ценностно-смысловой, когнитивной и эмоционально-личностной составляющих профессиональной подготовки. Результаты показали, что значительная часть студентов ориентирована на свои личные интересы, что может негативно сказываться на их взаимодействии в коллективе и решении общих задач. Исследование подчеркивает важность комплексного подхода в управлении профессиональной подготовкой студентов и необходимость разработки программ, способствующих развитию как индивидуальной, так и коллективной направленности. Полученные данные могут быть полезны для обеспечения повышения качества образовательного процесса и подготовки будущих специалистов.
Проведен анализ различных исследований в области психологии сознания. Раскрыто значение гормонов и эмоций как механизмов внутреннего вознаграждения и стимулирования субъективной активности. Сформулировано сущностное определение сознания, в основе которого лежат бессознательные механизмы декодирования и сличения информационных потоков разных нейронных групп (когов). Показано, что информация должна быть иерархически выстроенной для организации мышления человеческого типа, что подразумевает ее оценку с позиции личного опыта и необходимость наличия речевого самовыражения.
Описана проблема формирования надпрофессиональных навыков будущих педагогов иностранного языка. Даются авторские определения понятий «надпрофессиональные навыки», «метод тематического проекта», выделены отличительные черты и условия применения метода тематического проекта при формировании надпрофессиональных навыков будущих учителей иностранного языка. Представлены результаты опроса работодателей.
Изучена роль креативной экономики в развитии общества, описаны проблемы развития креативных индустрий, одной из которых является дефицит кадров. Установлено, что подготовка педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, способных создавать дидактические условия для обучения специалистов в сфере креативных индустрий, может быть рассмотрена как одна из возможностей обеспечения этого сектора экономики кадрами. Представлены результаты исследований, включающие в себя выявление профессиональных компетенций и их дескрипторное описание, на основании которых разработаны программы бакалавриата и магистратуры для подготовки педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий, способствующих проектированию содержания подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области креативных индустрий, соответствующих требованиям креативной экономики.
Описана роль клаузуры в процессе работы студента над курсовым проектом в техническом вузе (на примере УрФУ). Представлены общие требования к выполнению клаузур. Обоснована актуальность и важность такого задания в учебном процессе. Рассмотрены особенности выполнения клаузур в ходе работы студента над каждым курсовым проектом (1-9-й семестры обучения бакалавров направления подготовки «Архитектура»). Доказано, что основные и дополнительные клаузуры интенсифицируют творческую активность и творческий потенциал будущего архитектора, формируют профессиональные знания, умения и практический опыт, развивают творческую индивидуальность, архитектурно-проектную компетентность, стимулируют активность студента, воспитывают творческую дисциплину, являются своеобразной тренировкой генерирования интересных проектных идей и их выражения в графике или макете, позволяют педагогу контролировать уровень сформированности профессиональных знаний, умений обучающихся. Студент постепенно приобретает основное качество, отличающее его как специалиста, - профессионализм.
Жизненная реальность современного детства характеризуется масштабной субъектной активностью детей. Вследствие этого построение и содержательное наполнение направленного воспитания должно осуществляться с опорой на их субъектность. Институализация деятельности детских оздоровительных лагерей как системы воспитания выдвигает ряд требований к разработке условий воспитания субъектности детей в аналогии современного социального влияния на них - собственной деятельности. В статье рассмотрены подходы к проектированию модели воспитания субъектности собственной деятельности на основе экосистемного подхода, а также особенности реализации программы деятельности детского оздоровительного лагеря, разработанной на основе данной модели. Представлены результаты развития субъектности как интегральной характеристики целостности личности.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/