Взаимодействие между колледжами и отраслевыми партнерами играет ключевую роль в формировании квалифицированных специалистов, способных удовлетворить запросы современного рынка труда. Целью исследования является изучение концепции конвергентного взаимодействия как инновационной формы сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями. В статье проанализирована сущность конвергентного взаимодействия как научного и образовательного явления, выявлены источники его появления и отличия от смежных понятий - «сетевое взаимодействие», «кластерное взаимодействие», «социальное партнерство». Рассмотрены основные подходы к проблеме конвергенции с точки зрения зарубежных и отечественных научных школ. В качестве результата исследования представлена структурно-содержательная модель реализации конвергентного взаимодействия отраслевых партнеров и колледжей.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования конвергентного взаимодействия отраслевых партнеров и колледжей обусловлена потребностью учебных заведений в развитии новых подходов к организации и ресурсному обеспечению образовательного процесса [1].
Список литературы
1. Ситникова Е. В., Чапаев Н. К. Интеграция колледжей и отраслевых партнеров: опыт Китая // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 2 (14). С. 34-44. DOI: 10.17853/2686-8970-2023-2-34-44 EDN: VUGMNU
2. Шингарева М. В., Симан А. С., Атапина Ю. А. Подготовка педагогических кадров для системы среднего профессионального образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 5 (92). С. 42-47. DOI: 10.51904/2306-8329_2023_92_5_42 EDN: FRJXCP
3. Лизунов П. В. Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и предприятий как форма эффективной профориентационной работы // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 1 (17). С. 81-85. EDN: LBEZGH
4. Социальное партнерство на основе сетевого взаимодействия как средство подготовки сирот к будущей жизнедеятельности в условиях профессиональных образовательных учреждений: практико-ориентированная монография для работников сиротских учреждений / С. В. Кривых [и др.]. СПб.: Изд-во Индустр.-судостроит. лицея, 2019. 302 с. EDN: NZXNCS
5. Борисова Н. В. Организация сетевого взаимодействия школы и вуза в условиях интеграции науки и образования // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: сб. ст. Междунар. междисциплинар. конф., Москва, 20 февр. 2019 г. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-т, 2019. С. 52-54. EDN: IJEDIL
6. Давыдова Н. Н., Синякова М. Г., Фоменко С. Л. Развитие взаимодействия образовательных, профессиональных и общественных организаций в условиях сетевой кластерной интеграции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С. 48-51. EDN: SXGQGF
7. Истомина Л. А., Крупский Д. М. Кластеры в регионах: “за” и “не против”. Минск: Альтиора Форте, 2019. 120 с.
8. Социальное партнерство в системе профессионального образования: опыт категоризации и реализации / А. В. Ефанов [и др.] // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии наук. 2009. № 11 (68). С. 48-59. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/32674/1/edscience_2009_11_008.pdf. EDN: KZJFRN
9. Малышев М. А. Российская модель социального партнерства как эффективный инструмент формирования социального государства // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31, № 2. С. 112-132. DOI: 10.20410/2073-7815-2020-31-2-112-132 EDN: VKMNKK
10. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2006. 671 с.
11. Implications: Convergence of Knowledge and Technology for a Sustainable Society / M. Diallo [et al.] // Convergence of Knowledge, Technology and Society: Beyond Convergence of Nano-Bio-Info-Cognitive Technologies. Springer Science, 2013. 558 р. DOI: 10.1007/978-3-319-02204-8_9
12. Convergence education - an international perspective /j. Daniel [et al.] // Journal of Nanoparticle Resear. 2019. Vol. 21. Art. 229. DOI: 10.1007/s11051-019-4638-7
13. Фоминых М. В., Чапаев Н. К. Проблемное моделирование в педагогической науке и практике: конвергентный подход // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке: сб. науч. тр. 8-го Междунар. форума по пед. образованию, Казань, 25-27 мая 2022 г. Казань: Изд-во Каз. (Приволж.) федер. ун-та, 2022. С. 508-513. EDN: VJERAA
14. Halloun I. A. Differential Convergence Education from Pluridis-ciplinarity to Transdisciplinarity. URL: https://www.halloun.net/wp-content/uploads/2020/04/Halloun_Differential-Convergence_April-2020.pdf.
15. Ertas A. Transdisciplinary Trans-Sector Integration in Education: Convergence // Transdisciplinary Journal of Engineering & Science. 2016. Vol. 7. DOI: 10.22545/2016/00079
16. Коновалов А. А. Дефициты методической компетентности педагогов профессионального обучения // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18, № 2. С. 81-99. DOI: 10.26907/esd.18.2.07 EDN: VWHXPW
17. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2020. 672 с.
18. Ахенбах Ю. А. Формирование и развитие научно-производственных кластеров в регионе: теория, методология, практика: автореф. дис. … канд. экон. наук. Тамбов, 2012. 43 с. EDN: ZOQSYR
19. Чапаев Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дис. … д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. 462 с. EDN: YXAXDZ
20. Harden R. M. Effective multiprofessional education: A three dimensional perspective // Medical Teacher. Vol. 20, iss. 5. P. 402-408. URL: https://api.semanticscholar.org.
21. Аншина М. Системный подход к системному подходу // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. 2023. № 5 (128). С. 38-40. URL: https://bit.samag.ru/archive/article/2704?ysclid=ly2rggn82b542035029. EDN: WFCDLJ
22. Зеер Э. Ф., Сыченко Ю. А. Актуальные проблемы профессиологии образования (по материалам нетворкинга “Профессиология: проекция в будущее”) // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). С. 112-122. DOI: 10.52944/PORT.2021.46.3.011 EDN: XBVOKJ
23. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. 286 с. URL: https://e.lanbook.com/book/144063. EDN: QOGUHL
24. Акмеология профессионального образования: материалы 16-й Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17-18 марта 2020 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2020. 437.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проанализирована проблема влияния профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации на организацию непосредственного взаимодействия с семьями воспитанников раннего и дошкольного возраста. Обозначен важнейший показатель общего профессионализма педагога, которым являются профессиональные компетенции воспитателя в организации и реализации работы с родителями. Представлены результаты исследования компонентов профессиональной компетентности в сфере работы с семьей у воспитателей дошкольных образовательных организаций. Проанализированы специфика взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных организаций с родителями воспитанников и сформированность компонентов профессиональной компетентности в области работы с семьей у воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Основные цели развития дошкольного образования связаны с обеспечением качества условий для полноценного социального развития личности ребенка дошкольного возраста независимо от места проживания, с формированием позитивного имиджа педагогов дошкольного образования, с организацией образовательного пространства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Педагоги - субъекты образовательных отношений, от уровня их профессионального развития зависит достижимость поставленных целей в области качества дошкольного образования. Обеспечение высокого уровня профессионального развития неразрывно связано с профессиональным образованием.
В статье обосновывается применимость основных положений экосистемного подхода к построению экосистемной модели профессионального развития педагогов. Цель работы - обосновать целесообразность использования экосистемного подхода при конструировании экосистемной модели профессионального развития педагогов дошкольного образования. Представлена экосистемная модель профессионального развития педагогов дошкольного образования, сформулированы цель, задачи, описаны основные компоненты, критерии и показатели уровней оценивания результатов профессионального развития педагогов дошкольного образования, а также обозначены результаты реализации представленной модели.
Раскрыта значимость в современном российском обществе специфической области образования - духовно-нравственного просвещения как способа преодоления духовного кризиса. Выявлены его концептуальные основы, проанализированы соответствующая нормативно-правовая база и научные исследования, выделены ключевые особенности просветительской деятельности, такие как широкий охват аудитории, многообразие функций и отсутствие жестких временных рамок. Отмечено, что духовно-нравственное просвещение взаимосвязано со многими смежными понятиями, что подчеркивает его комплексный и многоаспектный характер, подчеркнута важность просветительской деятельности в контексте неформального образования. Определены и описаны функции духовно-нравственного просвещения. Внимание к духовно-просветительской деятельности в сфере образования является важным шагом к развитию духовности и культуры в современном обществе.
Актуальность исследования обусловлена потребностью научно-педагогического сообщества в обосновании средств реализации педагогических задач в ходе своей профессионально-педагогической и методической деятельности. Виртуальная реальность как феномен все больше сближается с действительностью и, обладая высоким дидактическим потенциалом, не может быть проигнорирована системой профессионального образования. В перспективе системное внедрение в педагогический инструментарий преподавателя аграрного вуза VR-технологии позволит на научно-методическом и практическом уровнях пополнить систему функционального обеспечения опережающей подготовки кадров. Объектом исследования выступает комплекс педагогических задач, возникающий перед преподавателем аграрного вуза при осуществлении своей профессионально-педагогической деятельности на предмет трансформации содержания этих задач в связи с потенциальным применением технологии виртуальной реальности в ходе реализации программ высшего аграрного образования. Цель исследования - охарактеризовать потенциальные результаты трансформации содержания педагогических задач преподавателя в связи с применением VR-технологии в высшем аграрном образовании. Результаты исследования имеют высокую практическую значимость для представителей профессорско-преподавательского состава университетов, задействованных в реализации программ высшего аграрного образования, которые уже столкнулись с дидактическими проблемами внедрения VR-технологии в образовательный процесс или только планируют его. Результаты потенциальной трансформации содержания педагогических задач преподавателя в связи с применением VR-технологии в высшем аграрном образовании могут быть охарактеризованы как полиструктурные, перспективно изменяющие содержание мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов педагогической задачи, что подтверждает выдвинутую гипотезу, определяющую константность позиции целевого компонента. Применение VR-технологии, раскрывающее новые горизонты возможностей для системы высшего аграрного образования, кардинально трансформирует содержание педагогических задач. Это будет требовать от преподавателя аграрного вуза высокой цифровой компетентности и опережающих навыков проектирования образовательного процесса, что отразится на отдельно взятых педагогических ситуациях, примеры моделей которых описаны в настоящей статье.
Рассматривается значимость развития цифровой компетентности современного преподавателя в условиях активного перехода к цифровому образованию. Выделены основные методологические подходы к интерпретации понятий «цифровая грамотность» и «цифровая беглость». Подчеркивается важность метакогнитивных способностей преподавателя, необходимых для развития цифровых навыков. Осмысление понятий цифровой грамотности и беглости играет важную роль в процессе подготовки студентов к безопасному и эффективному получению, обработке, пониманию, интеграции, передаче, оценке и генерированию информации с использованием цифровых технологий.
Рассматриваются вопросы использования теории поколений как методологической основы для проектирования содержания профессиональной подготовки будущих специалистов. Доказано, что современные студенты (поколения Z и Alpha) быстрее осваивают учебный материал, подготовленный и представленный с помощью цифровых ресурсов и сервисов. Описаны особенности мышления «зумеров» и «альф», выделены основные проблемы профессиональной подготовки представителей цифрового поколения. Раскрыта важность переосмысления и переработки образовательного контента для его представления в современной цифровой экосистеме университета.
Проведен анализ организации предмета «Индивидуальный проект» в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в старшей школе. Отмечено, что предмет «Индивидуальный проект» имеет важное значение в реализации указанного стандарта и входит в образовательную программу как обязательный. Однако организационные условия осуществления проектной деятельности в школах вызывают в профессиональном и экспертном сообществе множество споров и вопросов. Цели статьи - изучить и описать модель реализации учебного предмета «Индивидуальный проект» в образовательных организациях (на примере образовательных организаций города Санкт-Петербурга и Самарской области), сформировать рекомендации для коллег по внедрению лучших практик на основе проблемных моментов старшеклассников и педагогов.
Анализ реализации предмета «Индивидуальный проект» в школах был проведен с использованием таких методов, как качественное исследование - контент- анализ сайтов и полуструктурированное глубинное интервью (n = 40); количественное исследование - опрос (n = 262).
В статье представлены результаты исследования сайтов образовательных организаций, по итогам которого определена нормативно-правовая база предмета «Индивидуальный проект» и разработаны рекомендации. В рамках интервью и опроса детей определены стимулы, трудности, предложения в реализации учебного предмета в школах. Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности непосредственного использования его результатов и рекомендаций по итогу анализа в деятельности общеобразовательных школ по организации предмета «Индивидуальный проект».
Проанализирован кейс по реализации модуля «Обучение служением», который был внедрен с сентября 2023 г. в 130 российских вузах на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основной принцип реализуемого модуля - соединение академического обучения и социального запроса от местных сообществ для формирования так называемых «гибких» навыков (soft skills) обучающихся. Целью исследования, представленного в статье, является анализ возможности реализации модуля «Обучение служением» в русле парадигмы экосистемного подхода в образовании будущих педагогов. Представлены черты экосистемного подхода в реализации данного модуля, описан конкретный опыт внедрения и исполнения социального заказа, выделены социальный эффект и возникшие проблемы, что является определенной научной новизной для современных исследований. Полученные результаты будут полезны для представителей некоммерческих организаций в части анализа обозначенных проблем и особенностей взаимодействия с образовательными организациями.
Введение во всех российских школах Профориентационного минимума актуализирует комплекс задач, связанных с вовлечением родителей обучающихся в профориентационный процесс. Определена роль родителей как важного фактора, влияющего на социально-профессиональное самоопределение подростка. Охарактеризованы основные трудности и барьеры, препятствующие полноценному и конструктивному участию родителей в процессе профессионального выбора: доминирующая позиция, индивидуальные стереотипы, ложные представления (мифы) о мире труда и профессий, родительская тревожность, страх перед будущим, потребительские тенденции.
Предложен алгоритм работы педагога-профориентатора с родителями школьников, представляющий собой движение от достижения понимания и формирования доверительных отношений через систему профориентационного нетворкинга к вовлечению родителей в профориентационно значимые практики.
Представлены и обоснованы основания для реализации дифференцированного подхода к работе с родителями в процессе сопровождения профессионального самоопределения подростков: стоящие перед семьей жизненные задачи, отношение родителей к профориентационному процессу и степень их вовлеченности, доминирующая социокультурная модель самоопределения (традиционная, индустриальная или постиндустриальная).
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/