Проведен анализ организации предмета «Индивидуальный проект» в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в старшей школе. Отмечено, что предмет «Индивидуальный проект» имеет важное значение в реализации указанного стандарта и входит в образовательную программу как обязательный. Однако организационные условия осуществления проектной деятельности в школах вызывают в профессиональном и экспертном сообществе множество споров и вопросов. Цели статьи - изучить и описать модель реализации учебного предмета «Индивидуальный проект» в образовательных организациях (на примере образовательных организаций города Санкт-Петербурга и Самарской области), сформировать рекомендации для коллег по внедрению лучших практик на основе проблемных моментов старшеклассников и педагогов.
Анализ реализации предмета «Индивидуальный проект» в школах был проведен с использованием таких методов, как качественное исследование - контент- анализ сайтов и полуструктурированное глубинное интервью (n = 40); количественное исследование - опрос (n = 262).
В статье представлены результаты исследования сайтов образовательных организаций, по итогам которого определена нормативно-правовая база предмета «Индивидуальный проект» и разработаны рекомендации. В рамках интервью и опроса детей определены стимулы, трудности, предложения в реализации учебного предмета в школах. Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности непосредственного использования его результатов и рекомендаций по итогу анализа в деятельности общеобразовательных школ по организации предмета «Индивидуальный проект».
Идентификаторы и классификаторы
Современное образование в России акцентирует внимание на развитии универсальных учебных действий и исследовательских навыков, что отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Список литературы
1. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего / А. Е. Голодникова [и др.]. М.: Центр стратегических разработок, 2018. 192 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/219490174.pdf. EDN: XPDBNR
2. Корнетов Г. Б. Метод проектов У. Х. Килпатрика. Ч. 1. Сущность и становление метода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 5. С. 16-24. EDN: FYHHVO
3. Parent-adolescent joint projects involving leisure time and activities during the transition to high school / S. K. Marshall [et al.] // Journal of Adolescence. 2014. Vol. 37, iss. 7. P. 1031-1042. DOI: 10.1016/j.adolescence.2014.07.015
4. Waqas A. Effective Group Projects Management Using Virtual Kanban Board // Kanban. 2020. 11 dec. P. 23-26. URL: https://www.researchgate.net/publication/346942252_Kanban.
5. Worldwide Educating for the future index: A benchmark for the skills of tomorrow. The Economist Intelligence Unit. 40 p. URL: https://assets-global.website-files.com/5b69a01ba2e409501de055d1/5e6b664bd08b1286318e887c_eiu-yidan-prize-educating-for-the-future-wp-final.pdf.
6. Конасова Н. Ю. От человеческого потенциала к человеческому капиталу: качественные результаты образования и возможности их изменения в программах взаимодействия школы и вуза // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2017. № 3 (17). С. 134-143. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-134-143 EDN: ZBLZFR
7. Сорокин П. С., Мальцева В. А., Гасс П. В. Профессиональные навыки и их оценка в новых институциональных условиях: дискуссии, проблемы и перспективы // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2022. Т. 14, № 3. C. 7-9. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.3059-073 EDN: QBJMON
8. Полякова В. Я. Научно-исследовательская деятельность - высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 9 (56). С. 227-230. URL: https://www.hse.ru/data/2013/10/10/1281234238.pdf. EDN: RESEAL
9. Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 5-32.
10. Былкина А. А., Юссуф А. А. Расширение практик проектного обучения в образовательной среде: проблемы и ограничения // Безопасная образовательная среда будущего: вызовы и технологии решения: сб. материалов 5-й Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 3 марта 2020 г. / под науч. ред. О. И. Щербаковой, Л. В. Шукшиной. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42844366&pff=1.
11. Везетиу Е. В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 66, ч. 1. С. 44-47. EDN: CYPBQJ
12. Амирханова Г. Ш., Мусханова И. В. Проектная деятельность в образовании: механизмы развития // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 246-249. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00280 EDN: PGTLUA
13. Лазарев В. С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе // Народное образование. 2014. № 8. С. 130-136. EDN: SWLBMF
14. Сиденко А. С., Ширяева В. В. Теоретические аспекты определения видов педагогических проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022. № 4 (85). С. 64-74. DOI: 10.51904/2306-8329_2021_85_4_64 EDN: SBRQTX
15. Загороднюк Т. И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 124-135. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-1-124-135 EDN: HJCLSV
16. Педагогические технологии дистанционного обучения / М. Ю. Бухаркина [и др.]; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2024. 392 с.
17. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования / А. А. Коновалов [и др.] // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). С. 112-125. DOI: 10.52944/PORT.2021.45.2.009 EDN: COPDVM
18. Зайцева И. Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 27-35. DOI: 10.55523/27822559_.2022_1(5)_27 EDN: VUSWPJ
19. Кутергин В. А., Шарипова Э. Р. Проектно-исследовательская работа обучающихся на основе сетевого образовательного модуля в условиях нетиповой образовательной организации: проблемы и возможности // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 24-32. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-24-32 EDN: ZXAGRI
20. Микляева М. А., Околелов А. Ю., Ремнева Н. А. Проектная деятельность как инновационная методика в школьном образовании // Наука и образование. 2019. № 2. С. 164-169. EDN: EYXIPK
21. Ядыгина Р. Б., Пчела И. В. Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. С. 91. URL: https://mir-nauki.com/PDF/123PDMN620.pdf. EDN: IISPBI
Выпуск
Другие статьи выпуска
Взаимодействие между колледжами и отраслевыми партнерами играет ключевую роль в формировании квалифицированных специалистов, способных удовлетворить запросы современного рынка труда. Целью исследования является изучение концепции конвергентного взаимодействия как инновационной формы сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями. В статье проанализирована сущность конвергентного взаимодействия как научного и образовательного явления, выявлены источники его появления и отличия от смежных понятий - «сетевое взаимодействие», «кластерное взаимодействие», «социальное партнерство». Рассмотрены основные подходы к проблеме конвергенции с точки зрения зарубежных и отечественных научных школ. В качестве результата исследования представлена структурно-содержательная модель реализации конвергентного взаимодействия отраслевых партнеров и колледжей.
Проанализирована проблема влияния профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации на организацию непосредственного взаимодействия с семьями воспитанников раннего и дошкольного возраста. Обозначен важнейший показатель общего профессионализма педагога, которым являются профессиональные компетенции воспитателя в организации и реализации работы с родителями. Представлены результаты исследования компонентов профессиональной компетентности в сфере работы с семьей у воспитателей дошкольных образовательных организаций. Проанализированы специфика взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных организаций с родителями воспитанников и сформированность компонентов профессиональной компетентности в области работы с семьей у воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Основные цели развития дошкольного образования связаны с обеспечением качества условий для полноценного социального развития личности ребенка дошкольного возраста независимо от места проживания, с формированием позитивного имиджа педагогов дошкольного образования, с организацией образовательного пространства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Педагоги - субъекты образовательных отношений, от уровня их профессионального развития зависит достижимость поставленных целей в области качества дошкольного образования. Обеспечение высокого уровня профессионального развития неразрывно связано с профессиональным образованием.
В статье обосновывается применимость основных положений экосистемного подхода к построению экосистемной модели профессионального развития педагогов. Цель работы - обосновать целесообразность использования экосистемного подхода при конструировании экосистемной модели профессионального развития педагогов дошкольного образования. Представлена экосистемная модель профессионального развития педагогов дошкольного образования, сформулированы цель, задачи, описаны основные компоненты, критерии и показатели уровней оценивания результатов профессионального развития педагогов дошкольного образования, а также обозначены результаты реализации представленной модели.
Раскрыта значимость в современном российском обществе специфической области образования - духовно-нравственного просвещения как способа преодоления духовного кризиса. Выявлены его концептуальные основы, проанализированы соответствующая нормативно-правовая база и научные исследования, выделены ключевые особенности просветительской деятельности, такие как широкий охват аудитории, многообразие функций и отсутствие жестких временных рамок. Отмечено, что духовно-нравственное просвещение взаимосвязано со многими смежными понятиями, что подчеркивает его комплексный и многоаспектный характер, подчеркнута важность просветительской деятельности в контексте неформального образования. Определены и описаны функции духовно-нравственного просвещения. Внимание к духовно-просветительской деятельности в сфере образования является важным шагом к развитию духовности и культуры в современном обществе.
Актуальность исследования обусловлена потребностью научно-педагогического сообщества в обосновании средств реализации педагогических задач в ходе своей профессионально-педагогической и методической деятельности. Виртуальная реальность как феномен все больше сближается с действительностью и, обладая высоким дидактическим потенциалом, не может быть проигнорирована системой профессионального образования. В перспективе системное внедрение в педагогический инструментарий преподавателя аграрного вуза VR-технологии позволит на научно-методическом и практическом уровнях пополнить систему функционального обеспечения опережающей подготовки кадров. Объектом исследования выступает комплекс педагогических задач, возникающий перед преподавателем аграрного вуза при осуществлении своей профессионально-педагогической деятельности на предмет трансформации содержания этих задач в связи с потенциальным применением технологии виртуальной реальности в ходе реализации программ высшего аграрного образования. Цель исследования - охарактеризовать потенциальные результаты трансформации содержания педагогических задач преподавателя в связи с применением VR-технологии в высшем аграрном образовании. Результаты исследования имеют высокую практическую значимость для представителей профессорско-преподавательского состава университетов, задействованных в реализации программ высшего аграрного образования, которые уже столкнулись с дидактическими проблемами внедрения VR-технологии в образовательный процесс или только планируют его. Результаты потенциальной трансформации содержания педагогических задач преподавателя в связи с применением VR-технологии в высшем аграрном образовании могут быть охарактеризованы как полиструктурные, перспективно изменяющие содержание мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов педагогической задачи, что подтверждает выдвинутую гипотезу, определяющую константность позиции целевого компонента. Применение VR-технологии, раскрывающее новые горизонты возможностей для системы высшего аграрного образования, кардинально трансформирует содержание педагогических задач. Это будет требовать от преподавателя аграрного вуза высокой цифровой компетентности и опережающих навыков проектирования образовательного процесса, что отразится на отдельно взятых педагогических ситуациях, примеры моделей которых описаны в настоящей статье.
Рассматривается значимость развития цифровой компетентности современного преподавателя в условиях активного перехода к цифровому образованию. Выделены основные методологические подходы к интерпретации понятий «цифровая грамотность» и «цифровая беглость». Подчеркивается важность метакогнитивных способностей преподавателя, необходимых для развития цифровых навыков. Осмысление понятий цифровой грамотности и беглости играет важную роль в процессе подготовки студентов к безопасному и эффективному получению, обработке, пониманию, интеграции, передаче, оценке и генерированию информации с использованием цифровых технологий.
Рассматриваются вопросы использования теории поколений как методологической основы для проектирования содержания профессиональной подготовки будущих специалистов. Доказано, что современные студенты (поколения Z и Alpha) быстрее осваивают учебный материал, подготовленный и представленный с помощью цифровых ресурсов и сервисов. Описаны особенности мышления «зумеров» и «альф», выделены основные проблемы профессиональной подготовки представителей цифрового поколения. Раскрыта важность переосмысления и переработки образовательного контента для его представления в современной цифровой экосистеме университета.
Проанализирован кейс по реализации модуля «Обучение служением», который был внедрен с сентября 2023 г. в 130 российских вузах на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основной принцип реализуемого модуля - соединение академического обучения и социального запроса от местных сообществ для формирования так называемых «гибких» навыков (soft skills) обучающихся. Целью исследования, представленного в статье, является анализ возможности реализации модуля «Обучение служением» в русле парадигмы экосистемного подхода в образовании будущих педагогов. Представлены черты экосистемного подхода в реализации данного модуля, описан конкретный опыт внедрения и исполнения социального заказа, выделены социальный эффект и возникшие проблемы, что является определенной научной новизной для современных исследований. Полученные результаты будут полезны для представителей некоммерческих организаций в части анализа обозначенных проблем и особенностей взаимодействия с образовательными организациями.
Введение во всех российских школах Профориентационного минимума актуализирует комплекс задач, связанных с вовлечением родителей обучающихся в профориентационный процесс. Определена роль родителей как важного фактора, влияющего на социально-профессиональное самоопределение подростка. Охарактеризованы основные трудности и барьеры, препятствующие полноценному и конструктивному участию родителей в процессе профессионального выбора: доминирующая позиция, индивидуальные стереотипы, ложные представления (мифы) о мире труда и профессий, родительская тревожность, страх перед будущим, потребительские тенденции.
Предложен алгоритм работы педагога-профориентатора с родителями школьников, представляющий собой движение от достижения понимания и формирования доверительных отношений через систему профориентационного нетворкинга к вовлечению родителей в профориентационно значимые практики.
Представлены и обоснованы основания для реализации дифференцированного подхода к работе с родителями в процессе сопровождения профессионального самоопределения подростков: стоящие перед семьей жизненные задачи, отношение родителей к профориентационному процессу и степень их вовлеченности, доминирующая социокультурная модель самоопределения (традиционная, индустриальная или постиндустриальная).
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/