Раскрыта значимость в современном российском обществе специфической области образования - духовно-нравственного просвещения как способа преодоления духовного кризиса. Выявлены его концептуальные основы, проанализированы соответствующая нормативно-правовая база и научные исследования, выделены ключевые особенности просветительской деятельности, такие как широкий охват аудитории, многообразие функций и отсутствие жестких временных рамок. Отмечено, что духовно-нравственное просвещение взаимосвязано со многими смежными понятиями, что подчеркивает его комплексный и многоаспектный характер, подчеркнута важность просветительской деятельности в контексте неформального образования. Определены и описаны функции духовно-нравственного просвещения. Внимание к духовно-просветительской деятельности в сфере образования является важным шагом к развитию духовности и культуры в современном обществе.
Идентификаторы и классификаторы
В нашей стране в условиях кризиса социально-культурной, духовной идентичности личности необходимо обеспечить преемственность поколений, защиту культурно-исторического наследия, бережное отношение к нему, сохранить нравственность, укрепить многовековые духовные традиции самобытного и в то же время многонационального и многоконфессионального народа России.
Список литературы
1. Давыдов А. В. О соотношении терминов “социально-культурная деятельность”, “просветительская деятельность” и некоторых других смежных понятий // Актуальные вопросы науки и практики: сб. науч. тр. по материалам 41-й Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 5 февр. 2022 г. Анапа: Изд-во Науч.-исслед. центра экон. и соц. процессов в Юж. фед. округе, 2022. С. 87-91.
2. Огородник С. И. Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек // Молодой ученый. 2017. № 1.1 (135.1). С. 89-92. URL: https://moluch.ru/archive/135/37735. EDN: UZPGRC
3. Кузнецова Т. В., Ушакова О. Б. Просветительская деятельность технической библиотеки по популяризации научно-технической и инновационной деятельности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2019. № 2. С. 49-56. EDN: TWXVAM
4. Войлокова Н. А. Аксиологические риски в культурно-просветительской деятельности (на примере профессиональной деятельности библиотекаря) // Актуальные проблемы теории, методологии и практики научной деятельности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Омск, 25 июня 2020 г. Уфа: Аэтерна, 2020. С. 202-204. EDN: LXTVBW
5. Герман Ю. И. Просветительская деятельность на основе фольклора как элемент воспитания в современном мире // Искусство глазами молодых: материалы 11-й Междунар. науч. конф., Красноярск, 28-29 марта 2019 г. Красноярск: Изд-во Сиб. гос. ин-та искусств им. Дмитрия Хворостовского, 2019. С. 247-251. EDN: KIBKMS
6. Урозов Б. Х. Системный подход и алгоритм управления подготовкой студентов к духовно-просветительской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3 (36). С. 146-148. EDN: PYAZWD
7. Сайфетдинова М. К., Назарова О. М., Семинская Э. С. Формирование у студентов духовно-нравственных ценностей посредством деятельности духовно-просветительского центра // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2022. № 3 (30). С. 47-53. EDN: OJUBFG
8. Водянникова О. И. Культурно-просветительская деятельность как аспект внеурочной деятельности // Аллея науки. 2021. Т. 1, № 9 (60). С. 34-39. EDN: ZSTCZX
9. Попова В. И. Культурно-просветительская деятельность как важнейшая составляющая внеаудиторной деятельности студента // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 79-80. EDN: VOTQEZ
10. Бабенко Н. Л. “Культурно-просветительская деятельность” в профессиональном становлении будущего специалиста // Вестник непрерывного образования. 2016. № 2. С. 4-10. EDN: XKNVVV
11. Попп И. А. Развитие просветительской деятельности в Свердловской области на примере активизации деятельности лекторов российского общества “Знание” // Университет, открытый регионам: интеграционные механизмы взаимодействия педагогического вуза и регионов: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., С.-Петербург, 20 окт. 2022 г. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2022. С. 53-60. EDN: VLOEHV
12. Game jams in general formal education / R. Aurava [et al.] // International Journal of Child-Computer Interaction. 2021. Vol. 28. Art. 100274. DOI: 10.1016/j.ijcci.2021.100274 EDN: CATGXO
13. Abdullai J., Tresi A., Ramadani K. Non-formal Education a Tool for Reducing the Transition Obstacles // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 4923-4927. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.360
14. Beard A. E., Kim Y. S., Gunderman R. B. Synergy between formal and informal education // Current Problems in Diagnostic Radiology. 2024. Vol. 53, iss. 2. P. 175-176. DOI: 10.1067/j.cpradiol.2024.01.027 EDN: WXYQIO
15. Иванов В. А., Харченко В. В., Часовская Ю. С. Духовно-просветительская деятельность в медицине (памяти В. Н. Тонкова) // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. Т. 4. С. 29-34. EDN: HRVYFA
16. Кириллова Т. В. Исторические аспекты просветительской деятельности на примере просветителей народов Поволжья // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 125-129. EDN: OKZZUZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Взаимодействие между колледжами и отраслевыми партнерами играет ключевую роль в формировании квалифицированных специалистов, способных удовлетворить запросы современного рынка труда. Целью исследования является изучение концепции конвергентного взаимодействия как инновационной формы сотрудничества между образовательными учреждениями и предприятиями. В статье проанализирована сущность конвергентного взаимодействия как научного и образовательного явления, выявлены источники его появления и отличия от смежных понятий - «сетевое взаимодействие», «кластерное взаимодействие», «социальное партнерство». Рассмотрены основные подходы к проблеме конвергенции с точки зрения зарубежных и отечественных научных школ. В качестве результата исследования представлена структурно-содержательная модель реализации конвергентного взаимодействия отраслевых партнеров и колледжей.
Проанализирована проблема влияния профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации на организацию непосредственного взаимодействия с семьями воспитанников раннего и дошкольного возраста. Обозначен важнейший показатель общего профессионализма педагога, которым являются профессиональные компетенции воспитателя в организации и реализации работы с родителями. Представлены результаты исследования компонентов профессиональной компетентности в сфере работы с семьей у воспитателей дошкольных образовательных организаций. Проанализированы специфика взаимодействия воспитателей дошкольных образовательных организаций с родителями воспитанников и сформированность компонентов профессиональной компетентности в области работы с семьей у воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Основные цели развития дошкольного образования связаны с обеспечением качества условий для полноценного социального развития личности ребенка дошкольного возраста независимо от места проживания, с формированием позитивного имиджа педагогов дошкольного образования, с организацией образовательного пространства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Педагоги - субъекты образовательных отношений, от уровня их профессионального развития зависит достижимость поставленных целей в области качества дошкольного образования. Обеспечение высокого уровня профессионального развития неразрывно связано с профессиональным образованием.
В статье обосновывается применимость основных положений экосистемного подхода к построению экосистемной модели профессионального развития педагогов. Цель работы - обосновать целесообразность использования экосистемного подхода при конструировании экосистемной модели профессионального развития педагогов дошкольного образования. Представлена экосистемная модель профессионального развития педагогов дошкольного образования, сформулированы цель, задачи, описаны основные компоненты, критерии и показатели уровней оценивания результатов профессионального развития педагогов дошкольного образования, а также обозначены результаты реализации представленной модели.
Актуальность исследования обусловлена потребностью научно-педагогического сообщества в обосновании средств реализации педагогических задач в ходе своей профессионально-педагогической и методической деятельности. Виртуальная реальность как феномен все больше сближается с действительностью и, обладая высоким дидактическим потенциалом, не может быть проигнорирована системой профессионального образования. В перспективе системное внедрение в педагогический инструментарий преподавателя аграрного вуза VR-технологии позволит на научно-методическом и практическом уровнях пополнить систему функционального обеспечения опережающей подготовки кадров. Объектом исследования выступает комплекс педагогических задач, возникающий перед преподавателем аграрного вуза при осуществлении своей профессионально-педагогической деятельности на предмет трансформации содержания этих задач в связи с потенциальным применением технологии виртуальной реальности в ходе реализации программ высшего аграрного образования. Цель исследования - охарактеризовать потенциальные результаты трансформации содержания педагогических задач преподавателя в связи с применением VR-технологии в высшем аграрном образовании. Результаты исследования имеют высокую практическую значимость для представителей профессорско-преподавательского состава университетов, задействованных в реализации программ высшего аграрного образования, которые уже столкнулись с дидактическими проблемами внедрения VR-технологии в образовательный процесс или только планируют его. Результаты потенциальной трансформации содержания педагогических задач преподавателя в связи с применением VR-технологии в высшем аграрном образовании могут быть охарактеризованы как полиструктурные, перспективно изменяющие содержание мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов педагогической задачи, что подтверждает выдвинутую гипотезу, определяющую константность позиции целевого компонента. Применение VR-технологии, раскрывающее новые горизонты возможностей для системы высшего аграрного образования, кардинально трансформирует содержание педагогических задач. Это будет требовать от преподавателя аграрного вуза высокой цифровой компетентности и опережающих навыков проектирования образовательного процесса, что отразится на отдельно взятых педагогических ситуациях, примеры моделей которых описаны в настоящей статье.
Рассматривается значимость развития цифровой компетентности современного преподавателя в условиях активного перехода к цифровому образованию. Выделены основные методологические подходы к интерпретации понятий «цифровая грамотность» и «цифровая беглость». Подчеркивается важность метакогнитивных способностей преподавателя, необходимых для развития цифровых навыков. Осмысление понятий цифровой грамотности и беглости играет важную роль в процессе подготовки студентов к безопасному и эффективному получению, обработке, пониманию, интеграции, передаче, оценке и генерированию информации с использованием цифровых технологий.
Рассматриваются вопросы использования теории поколений как методологической основы для проектирования содержания профессиональной подготовки будущих специалистов. Доказано, что современные студенты (поколения Z и Alpha) быстрее осваивают учебный материал, подготовленный и представленный с помощью цифровых ресурсов и сервисов. Описаны особенности мышления «зумеров» и «альф», выделены основные проблемы профессиональной подготовки представителей цифрового поколения. Раскрыта важность переосмысления и переработки образовательного контента для его представления в современной цифровой экосистеме университета.
Проведен анализ организации предмета «Индивидуальный проект» в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в старшей школе. Отмечено, что предмет «Индивидуальный проект» имеет важное значение в реализации указанного стандарта и входит в образовательную программу как обязательный. Однако организационные условия осуществления проектной деятельности в школах вызывают в профессиональном и экспертном сообществе множество споров и вопросов. Цели статьи - изучить и описать модель реализации учебного предмета «Индивидуальный проект» в образовательных организациях (на примере образовательных организаций города Санкт-Петербурга и Самарской области), сформировать рекомендации для коллег по внедрению лучших практик на основе проблемных моментов старшеклассников и педагогов.
Анализ реализации предмета «Индивидуальный проект» в школах был проведен с использованием таких методов, как качественное исследование - контент- анализ сайтов и полуструктурированное глубинное интервью (n = 40); количественное исследование - опрос (n = 262).
В статье представлены результаты исследования сайтов образовательных организаций, по итогам которого определена нормативно-правовая база предмета «Индивидуальный проект» и разработаны рекомендации. В рамках интервью и опроса детей определены стимулы, трудности, предложения в реализации учебного предмета в школах. Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности непосредственного использования его результатов и рекомендаций по итогу анализа в деятельности общеобразовательных школ по организации предмета «Индивидуальный проект».
Проанализирован кейс по реализации модуля «Обучение служением», который был внедрен с сентября 2023 г. в 130 российских вузах на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Основной принцип реализуемого модуля - соединение академического обучения и социального запроса от местных сообществ для формирования так называемых «гибких» навыков (soft skills) обучающихся. Целью исследования, представленного в статье, является анализ возможности реализации модуля «Обучение служением» в русле парадигмы экосистемного подхода в образовании будущих педагогов. Представлены черты экосистемного подхода в реализации данного модуля, описан конкретный опыт внедрения и исполнения социального заказа, выделены социальный эффект и возникшие проблемы, что является определенной научной новизной для современных исследований. Полученные результаты будут полезны для представителей некоммерческих организаций в части анализа обозначенных проблем и особенностей взаимодействия с образовательными организациями.
Введение во всех российских школах Профориентационного минимума актуализирует комплекс задач, связанных с вовлечением родителей обучающихся в профориентационный процесс. Определена роль родителей как важного фактора, влияющего на социально-профессиональное самоопределение подростка. Охарактеризованы основные трудности и барьеры, препятствующие полноценному и конструктивному участию родителей в процессе профессионального выбора: доминирующая позиция, индивидуальные стереотипы, ложные представления (мифы) о мире труда и профессий, родительская тревожность, страх перед будущим, потребительские тенденции.
Предложен алгоритм работы педагога-профориентатора с родителями школьников, представляющий собой движение от достижения понимания и формирования доверительных отношений через систему профориентационного нетворкинга к вовлечению родителей в профориентационно значимые практики.
Представлены и обоснованы основания для реализации дифференцированного подхода к работе с родителями в процессе сопровождения профессионального самоопределения подростков: стоящие перед семьей жизненные задачи, отношение родителей к профориентационному процессу и степень их вовлеченности, доминирующая социокультурная модель самоопределения (традиционная, индустриальная или постиндустриальная).
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/