ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ (2024)

Прокрастинация - одна из наиболее исследуемых и полемизируемых тем, интересующих отечественных и зарубежных ученых ввиду ее широкой распространенности среди обучающихся и взрослого населения. Авторы сходятся в том, что систематическое нарушение сроков выполнения необходимых дел обусловливает субъективный дискомфорт, однако данное поведение регулярно проявляется в обычной жизни, приобретая «хронический» характер. Цель исследования - анализ феномена прокрастинации. Работа строилась на основе теоретического анализа литературы, обобщения, интерпретации результатов эмпирического исследования, проведенного на основе банка методик: опросника самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой, шкалы академической прокрастинации К. Лэя, Мельбурнского опросника принятия решений в адаптации Т. В. Корниловой и С. А. Корниловой. Прокрастинация сходна с проявлениями лени, низким уровнем мотивации и волевой саморегуляции, осознанием последствий собственного бездействия, стабильностью повторений поведенческих паттернов. Однако между ними есть кардинальные отличия: лень соотносится с нейтральным или позитивным эмоциональным фоном, гедонистической направленностью, ориентацией на настоящее время, безответственностью, экономией сил. Прокрастинация строится на тягостных переживаниях, мысленном погружении в события прошлого или будущего, она энергозатратна, опасна разрушением представлений о собственной личности и развитием хронических заболеваний. Негативный эмоциональный фон, слабый самоконтроль и низкая саморегуляция - все это предпосылки для развития прокрастинации и зависимости от цифровой реальности. Результаты исследования могут применяться в деятельности педагогов и практических психологов, позволяя распознавать и нивелировать проявления прокрастинации.

Procrastination is one of the most researched and polemized topics of interest to domestic and foreign scientists due to its widespread prevalence among students and adults. The authors agree that syste matic violation of deadlines for necessary tasks completion causes subjective discomfort, but this behavior is regularly manifested in ordinary life, becoming “chronic” in nature. The purpose of the study is to analyze the phenomenon of procrastination. The work was based on the theoretical analysis of literature, generalization, empirical research results interpretation, conducted on the basis of a bank of techniques: E. Yu. Mandrikova’s questionnaire of self-organization of activity, K. Lay’s academic procrastination scale, Melbourne questionnaire of decision-making in the adaptation of T. V. Kornilova and S. A. Kornilova. Procrastination is similar to manifestations of laziness, low level of motivation and volitional self-regulation, awareness of the consequences of one’s own inaction, behavioral patterns repetition stability. However, thereare cardinal differences among them: laziness correlates with neutral or positive emotional background, hedonistic orientation, orientation to the present time, irresponsibility, and strength saving. Procrastination is built on burdensome experiences, mental immersion in the events of the past or future. It is energy-consuming, can lead to ideas destruction about one’s own personality and chronic diseases. Negative emotional background, weak self-control and low self-regulation are all prerequisites for developing procrastination and dependence on digital reality. The study results can be applied in the activities of teachers and practical psychologists, allowing to recognize and level procrastination manifestations.

Тип: Статья
Автор (ы): Кочеткова Татьяна Николаевна
Ключевые фразы: ПРОКРАСТИНАЦИЯ, ЛЕНЬ, ВИДЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ, временная перспектива, мотивация, деятельность, стресс

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.923.2. Развитие личности. Самосознание. Идентичность личности. Я. Я и другие. Я и тело. Внутреннее Я. Я как личность. Я и общество
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-6-212-219
eLIBRARY ID
68622369
Текстовый фрагмент статьи