ПОСТДИПЛОМНЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ТРУДОУСТРОЙСТВО И МИГРАЦИЯ (2024)

Актуальность исследования постдипломных стратегий обучающихся вузов в Российской Федерации определяется дефицитом квалифицированных кадров на региональных рынках труда, который складывается в том числе под влиянием территориального перемещения молодежи. Цель статьи - установить характер связи между постдипломными стратегиями в части трудоустройства молодежи цифрового поколения и их миграционными установками. Проверка сформулированных гипотез осуществлялась на анализе данных количественного опроса (полуструктурированное анкетирование 2023 г.) студенческой молодежи в Омске в рамках федерального проекта «Взлетная полоса для молодых профессионалов. Новые регионы». Методологическую основу работы составили неоклассическая теория миграции и теория «толкающих» и «притягивающих» факторов (push-pull). Для интерпретации полученных данных молодежь была сгруппирована в две группы: информированную и неинформированную о местах трудоустройства по специальности в регионе. Результаты исследования показывают разницу в постдипломных стратегиях двух групп молодежи. Информированные студенты цифрового поколения демонстрируют более оптимистичный сценарий относительно точки входа на региональном рынке труда: среди них выше, чем во второй группе, уверенность в поиске работы по специальности в регионе; они в меньшей степени ориентируются на трудовую миграцию; также они реже рассматривают варианты трудоустройства не по специальности, получаемой в университете. Вместе с тем между группами нет сильной разницы при указании причин в вопросах трудоустройства, стимулирующих миграцию. Установлены главные для молодежи выталкивающие из региона факторы: низкая оплата труда, отсутствие перспектив карьерного роста и рабочих мест.

The relevance of the study of postgraduation strategies for university students in Russia is determined by the shortage of qualified personnel in regional labor markets, which is formed, among other things, under the influence of young people’s territorial movement. The purpose of the study is to establish the nature of the relationship among postgraduate strategies in terms of employment of young people of the digital generation and their migration attitudes. The formulated hypotheses have been tested by analyzing a quantitative survey data (semi-structured questionnaire 2023) of student youth in Omsk within the framework of the federal project “Runway for Young Professionals. New Regions”. The migration neoclassical theory and the push-pull theory formed the methodological basis of the work. To interpret the data obtained, young people were grouped into two groups: informed and uninformed about the places of employment in the region. The study results show a difference in the postgraduation strategies for the two groups of youth. Informed students of the digital generation demonstrate a more optimistic scenario regarding the entry point in the regional labor market: higher than in the second group, among them confidence in finding a job in their specialty in the region is higher; they are less oriented towards labor migration; they are also less likely to consider employment options outside the specialty obtained at the university. At the same time, there is no strong difference between the groups when indicating the reasons in employment issues that stimulate migration. The main factors that push young people out of the region have been identified: low wages, lack of career prospects and jobs.

Тип: Статья
Автор (ы): Апенько Светлана Николаевна
Соавтор (ы): Лукаш Александр Викторович
Ключевые фразы: цифровое поколение, СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, ТРУД, МИГРАЦИЯ, РАБОТА, РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, ПОСТ-ДИПЛОМНЫЕ СТРАТЕГИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
314.7. Миграция
331.556.2. Мобильность в пределах страны. Внутренняя миграция. Маятниковая миграция
Префикс DOI
10.26425/1816-4277-2024-6-100-111
eLIBRARY ID
68622350
Текстовый фрагмент статьи