В статье исследуются место и роль ресурсной концепции в теории и практике стратегического управления, изложены ключевые положения и причины, благодаря которым ресурсная концепция получила приоритетное развитие во второй половине ХХ века. Наряду с концептуальными ответвлениями ресурсной концепции показаны взаимосвязи с неоинституциональными подходами к исследованию фирмы: контрактной теорией, теорией агентских отношений, теорией прав собственности и трансакционных издержек. Сделан вывод о взаимосвязи ресурсной концепции с другими теориями организации, о развитии междисциплинарного подхода к исследованию фирмы в условиях перехода от парадигмы стратегического планирования к парадигме «стратегических намерений» и «стратегической архитектуры».
Идентификаторы и классификаторы
Экономическая организация, или иначе – фирма, – это основной элемент рыночного хозяйства. Под фирмой понимается хозяйствующий субъект, который осуществляет производственную деятельность и обладает должной самостоятельностью в принятии ключевых решений (прежде всего это касается ответов на вопросы: что, как производить и по какой цене продавать).
Список литературы
1. Агамирова М. Е. Современные направления развития теории фирмы в экономической науке // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 4 (58). С. 5-12. EDN: XAERNR
2. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Антонова О. А. Оппортунистическое поведение работников российских предприятий // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Экономика. 2015. № 18 (373). Вып. 51. С. 105-113. EDN: VDMPIP
3. Вахтина М. А. Особенности становления и развития различных типов экономических организаций // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2006. № 6 (24). С. 23-27.
4. Вахтина М. А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 1 (40). С. 40-47. EDN: RMYKUL
5. Вахтина М. А., Игнатова Т. В., Полянин А. В. Институциональный статус общественного обсуждения законопроектов в системе публичного управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8. № 4 (29). С. 235-243. EDN: YVOAZV
6. Катькало В. С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Вып. 4 (№ 32). С. 20-42.
7. Клейнер Г. Б. Информационная теория факторов управления экономическими организациями // Российский журнал менеджмента. 2022. Т. 20. № 4. С. 461-481. EDN: VZALEA
8. Когут Б., Зандер У. Знания фирмы, комбинационные способности и репликация технологий // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 1. С. 121-140.
9. Кузнецова А. Г. Взлет и падение ресурсного подхода: смена парадигмы стратегического управления // Журнал социологических исследований. 2022. Т. 7. № 1. С. 60-69. EDN: HHUJZA
10. Попов Е. В., Симонова В. Л., Черепанов В. В. Развитие теории принципала-агента в контексте цифровой трансформации // Управленец. 2022. Т. 13. № 3. С. 2-15. EDN: NJHATA
11. Тамбовцев В. Л. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС, 2000. С. 39.
12. Тис Д. Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер.: Менеджмент. 2003. № 4. С. 140-158.
13. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки и “отношенческая” контрактация. СПб: Лениздат, 1996. 702 с.
14. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, Ермак, 2004. 730 с.
15. Юдин В. А., Устина Н. А., Карлина А. А. Применение стратегического планирования в деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации в условиях энтропии внешней среды // Вестник Самарского муниципального института управления. 2024. № 1. С. 7-18. EDN: FTSBVS
16. Grant R. M. Contemporary strategy analysis: Concepts, Techniques, Applications. 4 ed. Malden, 2002. 551 р.
17. Penrose E. T. The Theory of Growth of the Firm. Oxford: Basil Blackwell, 1959. P. 24.
18. Richardson G. The Organisation of Industry // Economic Journal. 1972. Vol. 82. P. 883-896.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена разработке системы автоматизации проектирования заготовок и штампов для компрессорных лопаток авиационных двигателей, с акцентом на использование математических моделей в процессе проектирования. Особое внимание уделяется математическому моделированию компрессорных лопаток, что позволяет более точно описывать их геометрические и аэродинамические характеристики.
Статья посвящена проблемам, связанным с анализом работы погрузочно-разгрузочной техники. Внимание сфокусировано на сборе и анализе статистики энергопотребления, а также отсутствии эффективных систем предупреждения о неправильной эксплуатации литиевых батарей. Обсуждаются причины, следствия и возможные решения для улучшения эксплуатации данной техники.
Статья посвящена вопросам автоматизации процессов восстановления цеолитов, необходимым для повышения эффективности их использования в нефтегазовой сфере. Рассматриваются аспекты автоматизации и диспетчеризации оборудования и их влияние на снижение экологической нагрузки и затрат на сырье. Анализируются ключевые компоненты автоматизации и диспетчеризации установки, включая оборудование, программное обеспечение и интеграцию систем, что позволяет оптимизировать процессы восстановления промышленного сырья для нефтепереработки.
Статья описывает результаты исследования особенностей перевода рецептов из англоязычных интернет-блогов. В ходе исследования определены структурные характеристики текстов рецептов, выявлено, что интернет-блоги могут быть разными по содержанию, тематике и форме, но большинство проанализированных кулинарных блогов имеют схожую структуру. В результате установлено, что написание рецепта в англоязычном кулинарном блоге основывается на эмоциональном вовлечении автора в данную тематику, происхождении блюда и обязательно состоит из двух частей: вступительной и основной, иногда встречается заключительная часть с дополнительной информацией.
Статья посвящена исследованию особенностей текстов англоязычных кулинарных рецептов, используемых в процессе приготовления блюд. Делается вывод о том, что заголовки рецептов в кулинарных блогах демонстрируют реалии, лексемы, отражающие быт и нравы народов, что разговорная лексика преобладает над лексикой высокого стилистического тона. Установлена одна из лексических особенностей кулинарного рецепта - употребление широко распространенных специальных кулинарных терминов (что характерно для разговорной речи) и терминов, известных узкому кругу специалистов, значение которых авторы блогов объясняют читателям.
Данная статья посвящена исследованию эксплицитных и имплицитных коммуникативных стратегий убеждения, которые способны влиять на восприятие реципиентом той или иной информации политического характера и формировать общественное мнение. Материалом исследования послужили новостные англоязычные ресурсы.
Статья посвящена исследованию имплицитных инвективных смыслов и особенностей их реализации в англоязычных политических блогах. В ходе исследования фактического материала было обнаружено, что тип изучаемых текстов определяет реализацию в них таких вариантов имплицитной инвективной семантики, как обвинение, упрек, критика, насмешка. Языковыми средствами этой семантики выступают сравнения или аналогии с отрицательно оцениваемыми явлениями и личностями, ирония, лексемы с отрицательными коннотациями, импликатуры с негативным «образом будущего».
В настоящей статье рассматриваются особенности функционирования категории инвективности в англоязычных политических текстах. Инвективность понимается как система оскорбительных смыслов, которые могут выражаться в тексте как напрямую, так и косвенно, в зависимости от авторских интенций и дискурсивной специфики текста. Анализ фактического материала, а именно англоязычных текстов политических дебатов, позволил прийти к ряду заключений. Инвективность в изучаемых текстах имеет имплицитный характер, так как эксплицитное выражение инвективных смыслов в политическом дискурсе противоречило бы коммуникативным задачам этого вида дискурса. Одним из средств имплицитной инвективности в текстах является стратегия обвинения, реализуемая в трех семантических разновидностях - упрека, осуждения, угрозы.
Статья посвящена анализу механизмов, обеспечивающих защиту прав потребителей на уровне муниципалитетов. Даны определения понятия «защита прав потребителя», анализируются основные механизмы защиты прав потребителя на муниципальном уровне согласно действующему законодательству. Также в рамках статьи рассматриваются лучшие практики муниципалитетов по реализации механизмов обеспечения защиты прав потребителей, выделяются их наиболее сильные стороны и преимущества от внедрения направлений совершенствования. Также в рамках статьи даются рекомендации администрациям муниципалитетов для совершенствования механизмов обеспечения защиты прав потребителей.
В настоящее время все больше российских компаний внедряют в свою деятельность ESG-принципы, так как риски, связанные с ESG, становятся особенно актуальными для бизнеса и общества. Конфликты, возникающие в процессе реализации рассматриваемых принципов, могут повлиять на имидж компании, ее финансовые показатели. В статье рассматривается понятие «принципы ESG», анализируются группы рисков в сфере ESG, и на их примере изучается ряд законов, принятых для урегулирования экологических правоотношений. Актуальность исследования законодательной базы была обусловлена тем, что большое количество конфликтов зарождается из-за экологических проблем, и было бы необходимо проанализировать, какие акты регулируют этот вопрос. Особое внимание уделяется практическим примерам, иллюстрирующим эффективность различных правовых и предложенных предприятиями подходов.
В статье описываются результаты исследования проблем и перспектив развития интернет-рекламы в Самарской области, проведенного с помощью вторичного анализа и опроса пользователей сети Интернет. В исследовании рассматриваются следующие блоки, посвященные сфере интернет-рекламы: ее виды и особенности, законодательство, регулирующее рекламную деятельность в Интернете, позицию на рынке рекламных услуг, отношение пользователей Самарской области к интернет-рекламе. В заключение авторами формулируются мероприятия по совершенствованию интернет-рекламы.
В статье рассматриваются методологические проблемы формирования стратегии конкурентных отношений организации с учетом определяющей роли национального менталитета. Конкурентные стратегии, сформированные по западным шаблонам в российских предпринимательских организациях, не способствуют реализации их задач в полной мере, так как базируются на протестантской индивидуалистической этике и противоречат общинной православной и мусульманской этике.
В статье определяются особенности управления конкурентоспособностью организаций в условиях современных экономических санкций. Основное внимание уделяется анализу влияния санкций на стратегии развития предприятий, адаптации их бизнес-процессов и повышению устойчивости к внешним вызовам. Представлены методы и инструменты для совершенствования стратегий управления конкурентоспособностью, направленные на минимизацию рисков и использование новых возможностей, возникающих в условиях санкционного давления. Рассматриваются такие аспекты, как импортозамещение, диверсификация поставок и развитие инновационного потенциала организаций.
В статье освещаются процедуры идентификации и коррекции диспансий в данных о границах земельных паев, зафиксированных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Присутствие ошибочных сведений в ЕГРН обусловлено множеством факторов, включая административные, технические и юридические аспекты регистрационных процессов. С учетом данных обстоятельств задача верификации и амеллиорации регистрационных неточностей приобретает актуальность в рамках современных научных и практических дискурсов в домене кадастровой деятельности и геодезии, подвергающихся интенсивной инновационной трансформации и модернизации.
В статье подробно анализируется изъятие земельных участков для муниципальных нужд с целью строительства автомобильной дороги. Рассмотрена последовательность проведения таких работ и рассчитан размер выкупа изымаемых объектов недвижимости на примере Самарской области. Установлено, что компенсация, предусмотренная законодательством, включает не только финансовые выплаты, но и предоставление альтернативных участков, что обеспечивает соблюдение баланса интересов всех участников процесса.
Всесторонний экономический анализ позволяет оценить деятельность предприятия в прошлом, текущем и будущем, определить перспективы и тенденции его развития. Для получения точных и своевременных результатов такого анализа постоянно разрабатываются различные компьютерные технологии и программы. В статье представлен краткий обзор основных программных продуктов, применяемых в экономическом анализе предприятия: проведен их сравнительный анализ, определены преимущества и недостатки данных программных продуктов, выявлены основные возможности, которыми они обладают.
В статье представлен анализ методов управления затратами организации, выявлены их достоинства и недостатки. Делается акцент на понятии «затраты» и их сопоставление с понятием «расходы» с нормативно-правовой позиции. Делается вывод о том, что результативное управление затратами выступает основополагающим аспектом управления хозяйствующим субъектом.
В статье рассматривается модель корпоративного управления немецкой фармацевтической компании Bayer AG. Проанализированы ключевые аспекты, такие как поддержка инновационной деятельности, прозрачность и подотчетность менеджеров, а также структура собственности. Особое внимание уделено преимуществам и недостаткам применяемых в компании подходов. Представлены данные по ключевым показателям эффективности, отражающие текущую ситуацию в компании. Исследование позволяет определить наиболее эффективные подходы к созданию моделей корпоративного управления, способствующих устойчивому развитию и достижению целей компании. Рассмотренные аспекты могут быть полезны для адаптации в российских фармацевтических компаниях с учетом местных особенностей и ограничений.
В статье рассматривается влияние цифрового рубля на банковскую систему России. Описаны возможные риски при его введении, в том числе влияние на деятельность кредитных организаций. Особое внимание уделено перераспределению выгод в сфере денежного обращения.
В статье рассматриваются особенности рекламной деятельности в сфере физической культуры. Освещаются основные задачи, методы и каналы продвижения спортивных товаров и услуг, а также анализируются современные тенденции в маркетинге физической культуры. Особое внимание уделяется влиянию рекламы на формирование здорового образа жизни среди населения, а также эффективному использованию цифровых технологий в спортивном маркетинге. В работе приводятся примеры рекламных кампаний ведущих брендов и рассматриваются социальные аспекты рекламы в сфере спорта.
Важным фактором, определяющим успех реализации стратегии и тактики в экономических системах типа «организация», является комплекс компонентов функционирования деятельности подпроцесса управления запасами ресурсов. Определение содержания атрибутов нормативного и текущего подпроцессов управления запасами ресурсов организаций позволило выявить недостатки и противоречия в деятельности его существующего состояния в базовой организации. Наличие проблем фактического состояния некоторых атрибутов исследуемого подпроцесса управления дало возможность определить предложения для повышения качества и результативности его функционирования.
В статье рассматриваются понятие и структура нооэкономики, переход к нооэкономике в рамках формирования ноосферы. Определено значение территориального фактора в нооэкономике. Рассмотрена структура Национальной системы пространственных данных, предполагающей к интегрированию существующие геоинформационные системы и ограничивающие факторы формирования такой системы. Предложены этапы формирования интегрированной системы в рамках перехода к нооэкономике.
В работе проведена актуализация основных направлений развития малых предприятий в качестве драйвера экономики региона. Представлены основные направления поддержки развития малых предприятий на территории монопрофильного г.о. Тольятти. Обоснована необходимость производственной кооперации с предприятиями технологического профиля в рамках кластерного развития. Использованы методы логического анализа, аналогии, табличный.
Издательство
- Издательство
- Университет "МИР"
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443030, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21
- Юр. адрес
- 443030, Россия, Самарская область, г. Самара, ул. Г.С. Аксакова, 21
- ФИО
- Чумак Вадим Геннадьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imi@imi-samara.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 2664646