Статья посвящена определению основных реалий, составляющих социокультурный контекст бардовского движения Крыма начала ХХI в. Исследование опирается на документы и биографические материалы представителей данного движения. Современное состояние явления рассмотрено с учетом истории его развития в регионе. Установлено, что авторская песня сохраняет традиции, сформировавшиеся во второй половине ХХ в., однако тематическое наполнение произведений отражает и переосмысляет наиболее актуальные исторические события в жизни крымского региона. Выявлено, что развитие технических средств аудио- и видеозаписи стимулирует процесс трансляции ценностей бардовской субкультуры, способствует сохранению, накоплению и распространению творческих материалов движения. Установлены и охарактеризованы основные элементы социальных и культурных условий бытования бардовского движения Крыма в наши дни, определены главные тенденции, определяющие его развитие в регионе на современном этапе.
Идентификаторы и классификаторы
В СССР середины ХХ в. существовала потребность в средствах творческой и духовной реализации личности, альтернативных официальным. Произведения искусства, созданные в системе пропагандистского аппарата, не позволяли свободно и честно высказываться на актуальные и значимые для людей темы, что во многом способствовало развитию и популяризации альтернативных течений в обществе. Одним из наиболее значимых в этом смысле стал феномен авторской песни, который являлся способом удовлетворения человеческой потребности в восприятии честного, искреннего и тематически актуального искусства. Как пишет Я. М. Бокова: «С самого начала бардовская песня создавалась в кругу друзей и родственников и была направлена на духовное единение людей, хорошо понимающих друг друга. Поэт-певец как бы нащупывал общие связующие нити между собой и слушателями, искал товарищей по духу, “отбирал” свою аудиторию, которая разделяла его взгляд на жизнь, эстетические и этические принципы» [5, с. 43]. В ХХI в. отечественное искусство не подвергается столь тщательной и системной цензуре, равно как и отсутствует подобное идеологическое давление со стороны государства. Тем не менее авторская песня существует как течение в современном искусстве и продолжает развиваться.
Список литературы
1. Авторская песня в Крыму [Личный блог Л. Авсияна] [Электронный ресурс]. URL: https://av-zion.livejournal.com/671.html (дата обращения: 16.10.2024).
2. Андреев Ю. А. Наша авторская… История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Беленький Л. П. Авторская песня в отечественной песенной культуре второй половины XX века: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М., 2015. 194 с.
4. Беленький Л. П. Авторская песня как нематериальное культурное наследие в контексте многовековой устной песенной культуры [Электронный ресурс] // Журнал Института наследия: [сетевое научное рецензируемое издание]. 2019. № 3 (18). URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/302.html (дата обращения: 15.10.2024).
5. Бокова Я. М. Авторская песня как элемент противостояния официальному советскому искусству // Вестник магистратуры. 2016. № 1–5 (52). С. 43–45.
6. Галактионова Т. М. Роль авторской песни в коммуникационном пространстве культуры // Вестник КГУ. 2011. № 1. С. 41–42.
7. Грачев В. Г. Пока звучат надежды струны: Откровения крымского барда. Симферополь: Антиква, 2011. 336 с.
8. Грачев В. Г. Пока звучат надежды струны… Часть 2: До и после «Крымской весны». Симферополь: Антиква, 2018. 224 с.
9. Губанов В. Струной озвученное время [Электронный ресурс] // Севастопольская Бард-Афиша. 2010. URL: https://sevbardafisha.narod.ru/03.html (дата обращения: 12.04.2024).
10. Ершова Т. М. Авторская песня и фольклорные традиции // Челябинский гуманитарий. 2013. № 1 (22). С. 86–90.
11. Киселева О. В., Науметова Ю. Э. Формирование общественного мнения и способы манипулирования им в различных целях // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 91–95.
12. Кострикова Д. К. Авторская песня как социальный и культурный феномен // Наука и современность. 2010. № 1–1. С. 158–162.
13. Кузьмина И. С. Авторская песня как автономное культурное пространство в рамках информационного общества // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2009. № 2 (4). С. 114–116.
14. Кузьмина И. С. Феномен современной фестивальной авторской песни // Вестник ЧелГУ. 2010. № 17.
15. Кулагин А. В. Барды и филологи: авторская песня в зеркале литературоведения. Коломна: Московский гос. обл. соц.-гум. институт, 2011. 156 с.
16. Лапшина И. Н. Авторская песня – голос свободы // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 469–472.
17. Международный портал авторской песни [Электронный ресурс]. URL: http://bards.ru (дата обращения: 15.10.2024).
18. Орлова Ю. А. Авторская песня как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 120–127.
19. Третьякова А. «Таласса» – литературно-бардовская мастерская, объединяющая поэтов и бардов: интервью с крымским бардом Владимиром Грачевым [Электронный ресурс] // А4 Новости: Сетевое издание. 2021. 24 ноября. URL: https://a4.news/obshhestvo/talassa_-_literaturno-bardovskaya_masterskaya_obedinyayushhaya_poetov_i_bardov (дата обращения: 14.08.2024).
20. Хомутова Е. Н. Феномен авторской песни в отечественной культуре середины XX века: дис. ... канд. культурологии. Нижневартовск, 2002. 137 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование направлено на уточнение методологических основ изучения декоративно-прикладного искусства ойратов и калмыков за счет дополнения существующих исследовательских концепций (традиционно связанных с этнологией) комплексным подходом, сочетающим методы искусствознания, истории культуры и философии, которые более полно раскрывают выраженное в пластическом фольклоре и сохраняющее архетипы образной памяти предков самобытное мировидение кочевых народов, формирующее художественный образ произведений прикладного искусства. Обобщены полевые и архивные материалы, использованы результаты изысканий отечественных и зарубежных ученых. Обосновывается необходимость междисциплинарного сравнительно-сопоставительного изучения пластического фольклора номадов, свидетельствующего у ойратов о преемственности художественных традиций, преобразованных прикладным искусством калмыков. Предложена схема комплексного исследования явлений, относящихся к художественному наследию родственных кочевых народов.
Целью статьи является исследование исторического контекста и правовой базы создания и деятельности благотворительных организаций российской эмиграции в Германии и Франции 1919–1939 гг. Работа базируется на материалах, хранящихся в фондах Национального архива Франции и отечественных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива литературы и искусства). Анализируются факторы, влиявшие на создание и деятельность русских благотворительных организаций за границей. Выявлено, что законодательство в отношении иммигрантов было довольно либеральным в Германии до 1933 г., во Франции — до 1939 г. Изменения начались в Германии с приходом к власти нацистов, а во Франции — с началом Второй мировой войны. Они привели к тому, что благотворительные организации и общества российских эмигрантов в этих государствах постепенно стали приходить в упадок, самостоятельно прекращали свою деятельность либо были запрещены властями.
Исследование направлено на определение характерного контраста в использовании музыкальных мотивов в лирических текстах А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Материалами при этом послужили биографические данные, письма, лирика и проза. Автор полагает, что творчество поэтов можно проанализировать с помощью характеристик различных музыкальных жанров и форм, позволяющих выявить особенности поэтического высказывания. У М. И. Цветаевой это ⎯ особая артикуляция, чеканность, по словам А. Белого, «непобедимые ритмы», обособленные паузами делимые фразы. Для М. И. Цветаевой музыка ⎯ импульс, который она передает читателю. А. А. Ахматова использует искусство интонации иначе: ее медленная речь представляет собой динамически устойчивые фразы, чаще всего стабильные и неделимые. Автор исследования приходит к выводу о том, что А. А. Ахматова обращается к музыке как к высшему духу, музе, подруге. Это контрастирует с плакатной цветаевской речью, в которой музыка только яркий фрагмент чувственной мозаики мира.
Статья носит полемический характер и нацелена на выявление основных принципов обеспечения эффективности нормативных функций культуры при осуществлении культурной политики в условиях ускорения течения социального времени. Материалами послужили теоретические концепции, связанные с прогнозированием ускорения течения социального времени, и примеры социокультурной рефлексии этого явления в социально-политическом дискурсе современного медийного пространства. Нормативные функции культуры рассмотрены в двух теоретико-методологических перспективах: структурно-функциональной и системно-деятельностной, включая диалогическую теорию конструктивной напряженности А. С. Ахиезера. Сформулирован вывод, что нормативные функции культуры в условиях ускорения течения социального времени необходимо не только рационально эксплуатировать, но и наращивать, чему может способствовать интенсификация художественной жизни при релевантной проактивной культурной политике.
В интервью известного исследователя истории Юга России, доктора исторических наук, профессора Южного федерального университета Д. В. Сеня, приуроченном к 50-летнему юбилею ученого, отражены основные вехи его профессиональной биографии, становления и развития научного мировоззрения. Обширный исследовательский и педагогический опыт интервьюента позволил охарактеризовать важность кропотливой работы с историческими источниками, потенциальную неисчерпаемость любой проблемы, связанной с познанием прошлого, необходимость применения высоких технологий в научной деятельности историка и др. Подчеркивается ценность профессиональной рефлексии исследователя как одной из основ эволюции исторического знания и совершенствования культуры научного диалога. Отражено экспертное отношение Д. В. Сеня к современным тенденциям в развитии казаковедения, охарактеризована историографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в данной отрасли, проанализированы имеющиеся достижения и проблемы.
Автор выявляет специфику функционирования художественных практик курдов Адыгеи. Наблюдения последних лет и неформальные интервью с руководителем курдской общины Адыгеи Ф. Абдулаевым и уполномоченным представителем Национального конгресса Курдистана в России Ф. Патиевым дали возможность представить современные художественные практики проживающих в регионе курдов в контексте сохранения и формирования идентичностей различного уровня и характера. Показаны механизмы и инструменты, позволяющие сохранить родной язык (курманджи) и аутентичные танцы. Рассмотрены различные разновидности говандов (хороводов), распространенные у курдов Адыгеи, упомянуты общенациональные варианты танца. Среди особенностей функционирования культурных практик курдов Адыгеи отмечены: сакральный характер, создающий этнодифференцирующий эффект; функция производства и потребления духовных ценностей; эмоциональная окраска; соответствие праздничным дням курдского календаря; непосредственное влияние на повседневность.
Целью настоящей работы является определение роли регионального радио в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе. Проанализированы научные исследования, посвященные истории радио, его функциям и отдельным аспектам художественного вещания, а также архивные документы адыгейского радио. Рассмотрены исторические, идеологические и социокультурные факторы, повлиявшие на деятельность регионального радио в Республике Адыгея и позволившие ему стать значимым социокультурным феноменом в ХХ в. В зависимости от изменения идеологических и технологических аспектов вещания история радио Адыгеи разделена на несколько этапов. Автор приходит к заключению, что современное адыгейское радио нуждается в синтезе традиций вещания ХХ в. и новых современных жанров, что приведет к усилению его роли в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе и возврату ему позиций гуманистического культурообразующего института.
Автор определяет значение деятельности первого русского синолога И. К. Россохина в культурных контактах России и Китая, а также в формировании образа Китая в России. Исследование построено на анализе письменных переводов китайских классических сочинений, выполненных И. К. Россохиным, большая часть которых существует в рукописных вариантах. Проанализирована переводческая деятельность И. К. Россохина, охарактеризовано содержание переведенных им текстов. Их корпус разделен автором на исторические сочинения и тексты философско-идеологического содержания. Подготовка переводов производилась в рамках государственного заказа, будучи нацелена на создание научных и других аналитических работ. Переводы текстов философско-идеологического характера делались в учебных целях. Установлено, что деятельность И. К. Россохина способствовала формированию в России представлений о Китае как о государстве с глубокой историей, самобытной культурой и развитой системой государственного управления.
Статья посвящена социокультурным взаимодействиям в прошлом и настоящем: уровни и практики
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858