Исследование направлено на уточнение методологических основ изучения декоративно-прикладного искусства ойратов и калмыков за счет дополнения существующих исследовательских концепций (традиционно связанных с этнологией) комплексным подходом, сочетающим методы искусствознания, истории культуры и философии, которые более полно раскрывают выраженное в пластическом фольклоре и сохраняющее архетипы образной памяти предков самобытное мировидение кочевых народов, формирующее художественный образ произведений прикладного искусства. Обобщены полевые и архивные материалы, использованы результаты изысканий отечественных и зарубежных ученых. Обосновывается необходимость междисциплинарного сравнительно-сопоставительного изучения пластического фольклора номадов, свидетельствующего у ойратов о преемственности художественных традиций, преобразованных прикладным искусством калмыков. Предложена схема комплексного исследования явлений, относящихся к художественному наследию родственных кочевых народов.
Идентификаторы и классификаторы
В истории науки наследие культуры изначально предстает в этнографической и фольклорной призме описания, фиксирующей прежде всего те или иные особенности обрядового бытия монгольских народов. Народное прикладное искусство рассматривается фольклорной традицией, одухотворяющей календарно-производственную обрядность. Предметная среда жизненного цикла традиционного общества несет мифопоэтику пластического фольклора. При этом обращение к традиционному наследию и его изучение обладают безусловной актуальностью в условиях возрастающей степени глобализации мировой художественной культуры.
Список литературы
1. Бакаева Э. П. Семантика традиционного костюма ойратов и калмыков и современные художественные традиции. Элиста: Калмыцкий научный центр Российской академии наук, 2017. 232 c.
2. Батырева К. П. Этнокультурные доминанты в формировании эстетики калмыцкого народного костюма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: б. и., 2008. 27 с.
3. Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала ХХ в. Элиста: Джангар, 2006. 160 с.
4. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала XX вв.). М.; Л.: Изд-во Академии наук CCCР. 1963. 500 с.
5. Каган М. С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры / cост. и отв. ред. М. С. Каган. Л.: Наука, 1987. С. 6–22.
6. Калмыцкий народный орнамент: книга-альбом / сост. Д. Б. Дорджиева. Элиста: Герел: Калмыцкое кн. изд-во, 2010. 215 с.
7. Ковалев И. Г. Калмыцкий народный орнамент. Элиста: Калмиздат, 1970. 146 с.
8. Концепция IV Международного конгресса «Традиционная художественная культура: фундаментальные исследования народного искусства» (г. Ханты-Мансийск, 27–29 октября 2022 г.) // IV Международный конгресс традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства (25–27 октября 2022 г., Ханты-Мансийск) / ред. В. Б. Кошаев, О. Д. Бубновене, Ю. И. Бундин. М.: Изд-во Российского гос. художественно-промышленного ун-та им. С. Г. Строганова, 2023. С. 3–4.
9. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль // Культура народов Востока: материалы и исследования. М.: Восточная литература, 2002. 327 с.
10. Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов ХIХ – середины ХХ вв. / отв. ред. С. В. Иванов. М.: Наука, 1979. 206 с.
11. Личный архив автора. Записи мастеров-ойратов Гээлгийн Хонграа, захчин, 1950 г. р. и Баярсайхан Халгаа, урянха, 1961 г. р., аймак Ховд (Западная Монголия). Элиста, 15 мая 2018 г., рукопись.
12. Личный архив автора. Записи мастера-прикладника Г. С. Васькина (1926–2005), Республика Калмыкия, Элиста, декабрь 1995 – январь 1996 гг., рукопись.
13. Митиров А. Г. О цветовой семантике орнамента монгольских народов // Этнография и фольклор монгольских народов / отв. ред. А. Г. Митиров. Элиста: Республиканская тип. гос. комитета Калмыцкой АССР по делам изд-в полиграфии и кн. торговли, 1981. С. 90–100.
14. Пальмов Н. Н. О калмыцких ремеслах // Калмыцкая степь. Астрахань. 1929. № 4–6. C. 64–75.
15. Полевые материалы автора. Комплексная научно-поисковая экспедиция Калмыцкого государственного университета, аймаки Ховд, Увс (Западная Монголия), 25 июля – 30 августа 2007 г., рукопись.
16. Полевые материалы автора. Комплексная научно-поисковая экспедиция Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (по районам Республики Калмыкия), ноябрь 2000 г., июль 2001 г., рукопись.
17. Полевые материалы Бембеева Е. В., Батыревой С. Г., Батыревой К. П. Научно-поисковая экспедиция Калмыцкого государственного университета, грант РФФИ №19-512-44002/19, аймаки Архангай, Завхан, Ховд, Увс (Западная Монголия), август 2022 г., рукопись.
18. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620279. Собрание Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН / С. Г. Батырева, К. П. Батырева, А. Ю. Каджиев (RU); правообладатель ФГБУН «Калмыцкий научный центр Российской академии наук». № 2016621393; заявл. от 18.10.2016; опубл. 7.03.2017. 1 с.
19. Сычев Д. В. Калмыцкое народное искусство [Хальмг улсин эрдм]: альбом. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1970. 112 с.
20. Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков: монография. Элиста: Калмыцкий науч. центр Рос. академии наук, 2016. 456 с.
21. Трошин И. И. О калмыцком народном искусстве // О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград: Волгоградская правда, 1967. С. 10–35.
22. Учение «арга билиг» как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М. Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. технического ун-та, 2013. 181 с.
23. Шараева Т. И. Этнические маркеры калмыков: исследования и материалы. 2-е изд., перераб. Элиста: Калмыцкий науч. центр Рос. академии наук, 2022. 286 с.
24. Эрдниев У. Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмиздат, 1970. 312 с.
25. Амгалан М. Баруун монголчуудын эдийн соелын дурсгалт зуйлс [Памятники материальной культуры западных монголов]. Улаанбаатар [Улан-Батор]: Монсудар, 2000. 212 х.
26. Баасанхуу Б. А. Монгол Алтайн бус нутгийн ард тумний эдийн соел [Материальная культура неалтайских монгольских народов]. Улаанбаатар [Улан-Батор]: Монгол Алтай Судлалын Хурээлэн [Монгольско-Алтайский науч.-исслед. ин-т], 2006. 228 х.
27. Батчулуун Л. Монгол эсгий ширмэлийн урлаг [Монгольское войлочное искусство]. Улаанбаатар [Улан-Батор]: Интерпресс, 1999. 499 х.
28. Гантулга Д. Монголчууд үлэмж ертөнцийн орон зайд [Монголы в огромном мире]. Улаанбаатар [Улан-Батор]: Голден легион ХХК, 2017. 172 х.
29. Пүрэвдорж Г. Ойрад Монголчуудын малын им тамга [Тамги ойратов Монголии]. Улаанбаатар [Улан-Батор]: Экимто ХХК, 2008. 88 х.
30. Цултэм Н.-О. Монголын уран зургийн хогжиж ирсэн тойм [Происхождение монгольского искусства]. Улаанбаатар [Улан-Батор]: BiSiAi, 2018. 16 х.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена определению основных реалий, составляющих социокультурный контекст бардовского движения Крыма начала ХХI в. Исследование опирается на документы и биографические материалы представителей данного движения. Современное состояние явления рассмотрено с учетом истории его развития в регионе. Установлено, что авторская песня сохраняет традиции, сформировавшиеся во второй половине ХХ в., однако тематическое наполнение произведений отражает и переосмысляет наиболее актуальные исторические события в жизни крымского региона. Выявлено, что развитие технических средств аудио- и видеозаписи стимулирует процесс трансляции ценностей бардовской субкультуры, способствует сохранению, накоплению и распространению творческих материалов движения. Установлены и охарактеризованы основные элементы социальных и культурных условий бытования бардовского движения Крыма в наши дни, определены главные тенденции, определяющие его развитие в регионе на современном этапе.
Целью статьи является исследование исторического контекста и правовой базы создания и деятельности благотворительных организаций российской эмиграции в Германии и Франции 1919–1939 гг. Работа базируется на материалах, хранящихся в фондах Национального архива Франции и отечественных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива литературы и искусства). Анализируются факторы, влиявшие на создание и деятельность русских благотворительных организаций за границей. Выявлено, что законодательство в отношении иммигрантов было довольно либеральным в Германии до 1933 г., во Франции — до 1939 г. Изменения начались в Германии с приходом к власти нацистов, а во Франции — с началом Второй мировой войны. Они привели к тому, что благотворительные организации и общества российских эмигрантов в этих государствах постепенно стали приходить в упадок, самостоятельно прекращали свою деятельность либо были запрещены властями.
Исследование направлено на определение характерного контраста в использовании музыкальных мотивов в лирических текстах А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Материалами при этом послужили биографические данные, письма, лирика и проза. Автор полагает, что творчество поэтов можно проанализировать с помощью характеристик различных музыкальных жанров и форм, позволяющих выявить особенности поэтического высказывания. У М. И. Цветаевой это ⎯ особая артикуляция, чеканность, по словам А. Белого, «непобедимые ритмы», обособленные паузами делимые фразы. Для М. И. Цветаевой музыка ⎯ импульс, который она передает читателю. А. А. Ахматова использует искусство интонации иначе: ее медленная речь представляет собой динамически устойчивые фразы, чаще всего стабильные и неделимые. Автор исследования приходит к выводу о том, что А. А. Ахматова обращается к музыке как к высшему духу, музе, подруге. Это контрастирует с плакатной цветаевской речью, в которой музыка только яркий фрагмент чувственной мозаики мира.
Статья носит полемический характер и нацелена на выявление основных принципов обеспечения эффективности нормативных функций культуры при осуществлении культурной политики в условиях ускорения течения социального времени. Материалами послужили теоретические концепции, связанные с прогнозированием ускорения течения социального времени, и примеры социокультурной рефлексии этого явления в социально-политическом дискурсе современного медийного пространства. Нормативные функции культуры рассмотрены в двух теоретико-методологических перспективах: структурно-функциональной и системно-деятельностной, включая диалогическую теорию конструктивной напряженности А. С. Ахиезера. Сформулирован вывод, что нормативные функции культуры в условиях ускорения течения социального времени необходимо не только рационально эксплуатировать, но и наращивать, чему может способствовать интенсификация художественной жизни при релевантной проактивной культурной политике.
В интервью известного исследователя истории Юга России, доктора исторических наук, профессора Южного федерального университета Д. В. Сеня, приуроченном к 50-летнему юбилею ученого, отражены основные вехи его профессиональной биографии, становления и развития научного мировоззрения. Обширный исследовательский и педагогический опыт интервьюента позволил охарактеризовать важность кропотливой работы с историческими источниками, потенциальную неисчерпаемость любой проблемы, связанной с познанием прошлого, необходимость применения высоких технологий в научной деятельности историка и др. Подчеркивается ценность профессиональной рефлексии исследователя как одной из основ эволюции исторического знания и совершенствования культуры научного диалога. Отражено экспертное отношение Д. В. Сеня к современным тенденциям в развитии казаковедения, охарактеризована историографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в данной отрасли, проанализированы имеющиеся достижения и проблемы.
Автор выявляет специфику функционирования художественных практик курдов Адыгеи. Наблюдения последних лет и неформальные интервью с руководителем курдской общины Адыгеи Ф. Абдулаевым и уполномоченным представителем Национального конгресса Курдистана в России Ф. Патиевым дали возможность представить современные художественные практики проживающих в регионе курдов в контексте сохранения и формирования идентичностей различного уровня и характера. Показаны механизмы и инструменты, позволяющие сохранить родной язык (курманджи) и аутентичные танцы. Рассмотрены различные разновидности говандов (хороводов), распространенные у курдов Адыгеи, упомянуты общенациональные варианты танца. Среди особенностей функционирования культурных практик курдов Адыгеи отмечены: сакральный характер, создающий этнодифференцирующий эффект; функция производства и потребления духовных ценностей; эмоциональная окраска; соответствие праздничным дням курдского календаря; непосредственное влияние на повседневность.
Целью настоящей работы является определение роли регионального радио в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе. Проанализированы научные исследования, посвященные истории радио, его функциям и отдельным аспектам художественного вещания, а также архивные документы адыгейского радио. Рассмотрены исторические, идеологические и социокультурные факторы, повлиявшие на деятельность регионального радио в Республике Адыгея и позволившие ему стать значимым социокультурным феноменом в ХХ в. В зависимости от изменения идеологических и технологических аспектов вещания история радио Адыгеи разделена на несколько этапов. Автор приходит к заключению, что современное адыгейское радио нуждается в синтезе традиций вещания ХХ в. и новых современных жанров, что приведет к усилению его роли в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе и возврату ему позиций гуманистического культурообразующего института.
Автор определяет значение деятельности первого русского синолога И. К. Россохина в культурных контактах России и Китая, а также в формировании образа Китая в России. Исследование построено на анализе письменных переводов китайских классических сочинений, выполненных И. К. Россохиным, большая часть которых существует в рукописных вариантах. Проанализирована переводческая деятельность И. К. Россохина, охарактеризовано содержание переведенных им текстов. Их корпус разделен автором на исторические сочинения и тексты философско-идеологического содержания. Подготовка переводов производилась в рамках государственного заказа, будучи нацелена на создание научных и других аналитических работ. Переводы текстов философско-идеологического характера делались в учебных целях. Установлено, что деятельность И. К. Россохина способствовала формированию в России представлений о Китае как о государстве с глубокой историей, самобытной культурой и развитой системой государственного управления.
Статья посвящена социокультурным взаимодействиям в прошлом и настоящем: уровни и практики
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858