Автор выявляет специфику функционирования художественных практик курдов Адыгеи. Наблюдения последних лет и неформальные интервью с руководителем курдской общины Адыгеи Ф. Абдулаевым и уполномоченным представителем Национального конгресса Курдистана в России Ф. Патиевым дали возможность представить современные художественные практики проживающих в регионе курдов в контексте сохранения и формирования идентичностей различного уровня и характера. Показаны механизмы и инструменты, позволяющие сохранить родной язык (курманджи) и аутентичные танцы. Рассмотрены различные разновидности говандов (хороводов), распространенные у курдов Адыгеи, упомянуты общенациональные варианты танца. Среди особенностей функционирования культурных практик курдов Адыгеи отмечены: сакральный характер, создающий этнодифференцирующий эффект; функция производства и потребления духовных ценностей; эмоциональная окраска; соответствие праздничным дням курдского календаря; непосредственное влияние на повседневность.
Идентификаторы и классификаторы
В современной науке происходит все более глубокое и расширенное постижение культуры, что отчасти отражается в категориальном аппарате культурологии. Основательность научного поиска характеризуется многочисленными концептами: «культурные коды», или «коды культуры», «медиакультура», «культурный архив», «культуротворчество», «культуромика», «культурные индустрии», «культурный кластер», «культурные инновации», «креативность», «креативный класс», «творческая экономика», «экономика впечатлений», «социопрагматика культуры» и др. Одним из расхожих стало понятие «культурные практики», под которым понимаются любые виды деятельности отдельных социальных групп, в том числе и этнических. Парадокс заключается в том, что, задаваясь целью формирования общероссийской нации, государство, как и специалисты в области гуманитарных наук, не могут преодолеть этническую дифференциацию общества, поэтому изучение этнических групп, бытующих в отдельных регионах, остается актуальной научной задачей, решение которой представляется значимым для управления регионом и государством в целом.
Список литературы
1. Абы Ш., Одинцова Т. А. Социально-политическая значимость курдского национального танца // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12, № 3 (84). С. 764–773. DOI 10.35775/PSI.2022.84.3.009.
2. Анкоси И. А. Культурный аспект армяно-курдских отношений: плагиат на уровне государственной политики Армении или... (Часть I). [Электронный ресурс] // Kurdistan.ru. URL: http://kurdistan.ru/2009/10/22/articles-1785_Kulturnyy_aspekt_arm.html (дата обращения: 27.07.2024).
3. Барфин Мамедова из Казахстана Курдская Народная Артистка – Османов Рамазан Каримович [Электронный ресурс] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AMyF1sSvdBU (дата обращения: 28.07.2024).
4. Большаков В. П. Культурные практики эстетического и художественного освоения человеком мира // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (30). С. 36–39.
5. Бугай Н. Ф. Курдский мир России: политико-правовая практика, интеграция, этнокультурное возрождение (1917–2010-е годы). СПб.: Алетейя, 2012. 480 с.
6. Ермакова Е. Проблемы национально-культурной автономии курдов в России и в мире // Проблемы межнациональных отношений: состояние и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Тверь, 19–20 октября 2012 г.). Тверь: Тверской гос. ун-т, 2012. С. 200.
7. Жаде З. А. Специфика проявления межэтнической напряженности в местах компактного поселения курдов в Республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 3 (124). С. 206–212.
8. Жаде З. А., Шадже А. Ю. Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея: социологический дискурс // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 31–35.
9. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 г. Т. 5: Национальный состав и владение языками. Табл. 1. Национальный состав населения [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL: https://23.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Tom5_tab1_VPN-2020(2).xlsx (дата обращения: 29.07.2024).
10. Курды Адыгеи: монография / гл. ред. А. Н. Соколова; ред. А. Ю. Шадже и З. А. Жаде. Майкоп: Качество, 2015. 204 с.
11. Полевые материалы автора. Телефонное интервью с cопредседателем совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации Патиевым Фархатом Абдурахмановичем, 1987 г.р. Российская Федерация, г. Майкоп, июнь 2024 г., аудиозапись.
12. Полевые материалы автора. Телефонное интервью с руководителем курдской общины Республики Адыгея Абдулаевым Файзо Гусейновичем, 1967 г.р. Российская Федерация, г. Майкоп, май 2024 г., аудиозапись.
13. Радиков И. В., Тозал М. Курдское национальное меньшинство в России: два века решения проблемы сохранения этнической самобытности // Политическая экспертиза: Политэкс. 2015. Т. 11, № 2. С. 50–60.
14. Раздорская О. В., Набиев М. Ф. Курдский фольклор как элемент региональной культуры республики Адыгея // Мир культуры: история и современность: сб. ст. по материалам науч. конф. (Курск, 14–15 апреля 2016 г.) / гл. ред. Г. А. Салтык; отв. ред. Т. Н. Арцыбашева. Курск: Курский гос. ун-т, 2016. С. 116–121.
15. Шадже А. Культурная политика памяти и идентичности: на примере этногруппы курдов Адыгеи // Этничность, религия и политика: сб. тр. конф. (Ялта, 21–25 мая 2014 г.). Ялта: Ариал, 2015. С. 451–454.
16. Шадже А. Ю. Культурная память и этническая идентичность курдской общины: концептуально-методологический подход // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 3 (124). С. 163–170.
17. Шаповаленко А. Н. Проблемы и перспективы школьного образования детей курдов-переселенцев в Республике Адыгея // Социодинамика. 2013. № 2. С. 223–242. DOI 10.7256/2306-0158.2013.2.398.
18. Шовгенов Т. М. Курды в отраслях народного хозяйства Республики Адыгея // Европейский журнал социальных наук. 2012. № 11-1 (27). С. 419–423.
19. Шовгенов Т. М. Экономические аспекты адаптации курдов в Адыгее // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2011. № 4. С. 270–276.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена определению основных реалий, составляющих социокультурный контекст бардовского движения Крыма начала ХХI в. Исследование опирается на документы и биографические материалы представителей данного движения. Современное состояние явления рассмотрено с учетом истории его развития в регионе. Установлено, что авторская песня сохраняет традиции, сформировавшиеся во второй половине ХХ в., однако тематическое наполнение произведений отражает и переосмысляет наиболее актуальные исторические события в жизни крымского региона. Выявлено, что развитие технических средств аудио- и видеозаписи стимулирует процесс трансляции ценностей бардовской субкультуры, способствует сохранению, накоплению и распространению творческих материалов движения. Установлены и охарактеризованы основные элементы социальных и культурных условий бытования бардовского движения Крыма в наши дни, определены главные тенденции, определяющие его развитие в регионе на современном этапе.
Исследование направлено на уточнение методологических основ изучения декоративно-прикладного искусства ойратов и калмыков за счет дополнения существующих исследовательских концепций (традиционно связанных с этнологией) комплексным подходом, сочетающим методы искусствознания, истории культуры и философии, которые более полно раскрывают выраженное в пластическом фольклоре и сохраняющее архетипы образной памяти предков самобытное мировидение кочевых народов, формирующее художественный образ произведений прикладного искусства. Обобщены полевые и архивные материалы, использованы результаты изысканий отечественных и зарубежных ученых. Обосновывается необходимость междисциплинарного сравнительно-сопоставительного изучения пластического фольклора номадов, свидетельствующего у ойратов о преемственности художественных традиций, преобразованных прикладным искусством калмыков. Предложена схема комплексного исследования явлений, относящихся к художественному наследию родственных кочевых народов.
Целью статьи является исследование исторического контекста и правовой базы создания и деятельности благотворительных организаций российской эмиграции в Германии и Франции 1919–1939 гг. Работа базируется на материалах, хранящихся в фондах Национального архива Франции и отечественных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива литературы и искусства). Анализируются факторы, влиявшие на создание и деятельность русских благотворительных организаций за границей. Выявлено, что законодательство в отношении иммигрантов было довольно либеральным в Германии до 1933 г., во Франции — до 1939 г. Изменения начались в Германии с приходом к власти нацистов, а во Франции — с началом Второй мировой войны. Они привели к тому, что благотворительные организации и общества российских эмигрантов в этих государствах постепенно стали приходить в упадок, самостоятельно прекращали свою деятельность либо были запрещены властями.
Исследование направлено на определение характерного контраста в использовании музыкальных мотивов в лирических текстах А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Материалами при этом послужили биографические данные, письма, лирика и проза. Автор полагает, что творчество поэтов можно проанализировать с помощью характеристик различных музыкальных жанров и форм, позволяющих выявить особенности поэтического высказывания. У М. И. Цветаевой это ⎯ особая артикуляция, чеканность, по словам А. Белого, «непобедимые ритмы», обособленные паузами делимые фразы. Для М. И. Цветаевой музыка ⎯ импульс, который она передает читателю. А. А. Ахматова использует искусство интонации иначе: ее медленная речь представляет собой динамически устойчивые фразы, чаще всего стабильные и неделимые. Автор исследования приходит к выводу о том, что А. А. Ахматова обращается к музыке как к высшему духу, музе, подруге. Это контрастирует с плакатной цветаевской речью, в которой музыка только яркий фрагмент чувственной мозаики мира.
Статья носит полемический характер и нацелена на выявление основных принципов обеспечения эффективности нормативных функций культуры при осуществлении культурной политики в условиях ускорения течения социального времени. Материалами послужили теоретические концепции, связанные с прогнозированием ускорения течения социального времени, и примеры социокультурной рефлексии этого явления в социально-политическом дискурсе современного медийного пространства. Нормативные функции культуры рассмотрены в двух теоретико-методологических перспективах: структурно-функциональной и системно-деятельностной, включая диалогическую теорию конструктивной напряженности А. С. Ахиезера. Сформулирован вывод, что нормативные функции культуры в условиях ускорения течения социального времени необходимо не только рационально эксплуатировать, но и наращивать, чему может способствовать интенсификация художественной жизни при релевантной проактивной культурной политике.
В интервью известного исследователя истории Юга России, доктора исторических наук, профессора Южного федерального университета Д. В. Сеня, приуроченном к 50-летнему юбилею ученого, отражены основные вехи его профессиональной биографии, становления и развития научного мировоззрения. Обширный исследовательский и педагогический опыт интервьюента позволил охарактеризовать важность кропотливой работы с историческими источниками, потенциальную неисчерпаемость любой проблемы, связанной с познанием прошлого, необходимость применения высоких технологий в научной деятельности историка и др. Подчеркивается ценность профессиональной рефлексии исследователя как одной из основ эволюции исторического знания и совершенствования культуры научного диалога. Отражено экспертное отношение Д. В. Сеня к современным тенденциям в развитии казаковедения, охарактеризована историографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в данной отрасли, проанализированы имеющиеся достижения и проблемы.
Целью настоящей работы является определение роли регионального радио в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе. Проанализированы научные исследования, посвященные истории радио, его функциям и отдельным аспектам художественного вещания, а также архивные документы адыгейского радио. Рассмотрены исторические, идеологические и социокультурные факторы, повлиявшие на деятельность регионального радио в Республике Адыгея и позволившие ему стать значимым социокультурным феноменом в ХХ в. В зависимости от изменения идеологических и технологических аспектов вещания история радио Адыгеи разделена на несколько этапов. Автор приходит к заключению, что современное адыгейское радио нуждается в синтезе традиций вещания ХХ в. и новых современных жанров, что приведет к усилению его роли в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе и возврату ему позиций гуманистического культурообразующего института.
Автор определяет значение деятельности первого русского синолога И. К. Россохина в культурных контактах России и Китая, а также в формировании образа Китая в России. Исследование построено на анализе письменных переводов китайских классических сочинений, выполненных И. К. Россохиным, большая часть которых существует в рукописных вариантах. Проанализирована переводческая деятельность И. К. Россохина, охарактеризовано содержание переведенных им текстов. Их корпус разделен автором на исторические сочинения и тексты философско-идеологического содержания. Подготовка переводов производилась в рамках государственного заказа, будучи нацелена на создание научных и других аналитических работ. Переводы текстов философско-идеологического характера делались в учебных целях. Установлено, что деятельность И. К. Россохина способствовала формированию в России представлений о Китае как о государстве с глубокой историей, самобытной культурой и развитой системой государственного управления.
Статья посвящена социокультурным взаимодействиям в прошлом и настоящем: уровни и практики
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858