В интервью известного исследователя истории Юга России, доктора исторических наук, профессора Южного федерального университета Д. В. Сеня, приуроченном к 50-летнему юбилею ученого, отражены основные вехи его профессиональной биографии, становления и развития научного мировоззрения. Обширный исследовательский и педагогический опыт интервьюента позволил охарактеризовать важность кропотливой работы с историческими источниками, потенциальную неисчерпаемость любой проблемы, связанной с познанием прошлого, необходимость применения высоких технологий в научной деятельности историка и др. Подчеркивается ценность профессиональной рефлексии исследователя как одной из основ эволюции исторического знания и совершенствования культуры научного диалога. Отражено экспертное отношение Д. В. Сеня к современным тенденциям в развитии казаковедения, охарактеризована историографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в данной отрасли, проанализированы имеющиеся достижения и проблемы.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 316.64. Социальные установки (аттитюды). Воззрения. Социальное самосознание
930. Историческая наука. Вспомогательные исторические науки
930.1. История как наука (Теория и философия истории. Морфология истории)
930.2. Методология истории. Методы изучения, основанные на письменных источниках, записях, надписях
94. Всеобщая история
А. В. Крюков: Добрый день, Дмитрий Владимирович! Позвольте от имени нашей редакции поздравить Вас с юбилеем! Надеюсь, что наша предстоящая беседа станет интересным и насыщенным диалогом. Если не возражаете, давайте начнем, и первый вопрос касается Вашего интереса к исторической науке. Когда и с чего он начался, что стало той отправной точкой, тем моментом, после которого Вы приняли решение связать свою жизнь с познанием, исследованием прошлого?
Список литературы
1. Бондарь В. В. Войсковой город Екатеринодар. 1793–1867 гг.: Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт Наследия, 2023. 202 с. DOI 10.34685/HI.2023.25.93.005.
2. Годовова Е. В. Оренбургское казачье Войско в 1798–1865 годах. Самара: Универс-групп, 2007. 224 с.
3. Годовова Е. В. Повседневная жизнь российского казачества во второй половине XIX – начале XX вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 2020. 464 с.
4. Донские архивы. Виртуальный архив Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: https://donarch.ru/ (дата обращения: 23.08.2024).
5. Исаев Д. П. Автобиографическое в научном нарративе: история и личный опят историка (предварительные заметки) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 4. С. 50–55. DOI 10.18522/2687-0770-2023-4-50-55.
6. «Историк живет в окружении источников»: интервью с профессором СПбГУ Борисом Мироновым [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный университет. URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/istorik-zhivet-v-okruzhenii-istochnikov-intervyu-s-professorom-spbgu (дата обращения: 22.08.2024).
7. История донского казачества: коллектив. моногр.: в 3 т. / отв. ред. А. И. Агафонов. Ростов н/Д.: Омега Паблишер, 2020.
8. История донского казачества: коллектив. моногр.: в 3 т. / отв. ред. издания А. И. Агафонов. Т. 1: Донское казачество в середине XVI – начале XVIII в. / отв. ред. тома Д. В. Сень. Ростов н/Д.: Омега Паблишер, 2020. 287 с.
9. Казачество в тюркском и славянском мирах: коллектив. моногр. / отв. ред. В. В. Грибовский, В. В. Трепавлов. Казань: Институт археологии им. А. Х. Халикова АН РТ, 2018. 804 с.
10. Колесов В. И., Сень Д. В. «Препровождая здесь дошедшее от почтеннейшего анапского Мустафы-паши оригинальное письмо и перевод с оного…»: практики российско-османской коммуникации в Северном Причерноморье (1792–1828 гг.) // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2020. № 12. С. 602–645. DOI 10.24411/2713-2021-2020-00019.
11. Лотман Ю. М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 353–364.
12. Межрегиональный «Донской казаковедческий научный семинар» [Электронный ресурс] // Дзен. URL: https://dzen.ru/id/6601461fb54bef2dd4fb30e5 (дата обращения: 14.09.2024).
13. Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива) [Электронный ресурс]. URL: archives.gov.ru (дата обращения: 21.10.2024).
14. Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллектив. моногр. / под ред. Г. Г. Матишова, И. О. Тюменцева. Волгоград: Изд-во Волгоград. филиала Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы, 2014. 623 с.
15. Сень Д. В. Горские евреи Северного Кавказа в условиях (пере)конструирования группы: вторая половина 1920-х – начало 1930-х гг. // Этнографическое обозрение. 2024. № 5. С. 10–28.
16. Сень Д. В. Деятельность шпионов атамана И. Некрасова на территории Российского государства (1708 г. – 1720-е гг.) // История: факты и символы. 2021. № 3. С. 82–93. DOI 10.24888/2410-4205-2021-28-3-82-93.
17. Сень Д. В. Деятельность шпионов атамана И. Некрасова на территории Российского государства (1708 г. – 1720-е гг.) // История: факты и символы. 2021. № 4. С. 134–143. DOI 10.24888/2410-4205-2021-29-4-134-143.
18. Сень Д. В. К вопросу о характере ухода на Кубань донских казаков в августе 1708 г. // Историко-культурное наследие и современность: материалы республиканской науч.-практ. конф. (Ейск, 20–24 июня 1995 г.). Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1995. С. 13–15.
19. Сень Д. В. Русско-крымско-османское пограничье: пространство, явления, люди (конец XVII – XVIII в.): избр. тр. / отв. ред. В. В. Трепавлов. Ростов н/Д.: Альтаир, 2020. 420 с.
20. Сень Д. В. Толмачи и переводчики в деятельности воеводской администрации Азова (конец XVII – начало XVIII в.) // Переводчики и переводы в России конца XVI – начала XVIII столетия: материалы Междунар. науч. конф. М.: Ин-т рос. истории Рос. Акад. наук, 2019. С. 134–143.
21. Тхамокова И. Х. Терское казачество в этнокультурном пространстве Северного Кавказа (XVI – начало XX в.). Нальчик: Кабардино-Балкар. науч. центр Рос. акад. наук, 2017. 460 с.
22. Шкуро В. И. Вольная казачья республика на Кубани и судьба ее обитателей // Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1993. С. 4–21.
23. Юрченко И. Ю., Арнольд Р. Казачество в истории и историографии: новые сюжеты, подходы и методы изучения казаков на круглом столе в ЮФУ // Новое прошлое / The New Past. 2020. № 4. С. 308–313. DOI 10.18522/2500-3224-2020-4-308-313.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена определению основных реалий, составляющих социокультурный контекст бардовского движения Крыма начала ХХI в. Исследование опирается на документы и биографические материалы представителей данного движения. Современное состояние явления рассмотрено с учетом истории его развития в регионе. Установлено, что авторская песня сохраняет традиции, сформировавшиеся во второй половине ХХ в., однако тематическое наполнение произведений отражает и переосмысляет наиболее актуальные исторические события в жизни крымского региона. Выявлено, что развитие технических средств аудио- и видеозаписи стимулирует процесс трансляции ценностей бардовской субкультуры, способствует сохранению, накоплению и распространению творческих материалов движения. Установлены и охарактеризованы основные элементы социальных и культурных условий бытования бардовского движения Крыма в наши дни, определены главные тенденции, определяющие его развитие в регионе на современном этапе.
Исследование направлено на уточнение методологических основ изучения декоративно-прикладного искусства ойратов и калмыков за счет дополнения существующих исследовательских концепций (традиционно связанных с этнологией) комплексным подходом, сочетающим методы искусствознания, истории культуры и философии, которые более полно раскрывают выраженное в пластическом фольклоре и сохраняющее архетипы образной памяти предков самобытное мировидение кочевых народов, формирующее художественный образ произведений прикладного искусства. Обобщены полевые и архивные материалы, использованы результаты изысканий отечественных и зарубежных ученых. Обосновывается необходимость междисциплинарного сравнительно-сопоставительного изучения пластического фольклора номадов, свидетельствующего у ойратов о преемственности художественных традиций, преобразованных прикладным искусством калмыков. Предложена схема комплексного исследования явлений, относящихся к художественному наследию родственных кочевых народов.
Целью статьи является исследование исторического контекста и правовой базы создания и деятельности благотворительных организаций российской эмиграции в Германии и Франции 1919–1939 гг. Работа базируется на материалах, хранящихся в фондах Национального архива Франции и отечественных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива литературы и искусства). Анализируются факторы, влиявшие на создание и деятельность русских благотворительных организаций за границей. Выявлено, что законодательство в отношении иммигрантов было довольно либеральным в Германии до 1933 г., во Франции — до 1939 г. Изменения начались в Германии с приходом к власти нацистов, а во Франции — с началом Второй мировой войны. Они привели к тому, что благотворительные организации и общества российских эмигрантов в этих государствах постепенно стали приходить в упадок, самостоятельно прекращали свою деятельность либо были запрещены властями.
Исследование направлено на определение характерного контраста в использовании музыкальных мотивов в лирических текстах А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Материалами при этом послужили биографические данные, письма, лирика и проза. Автор полагает, что творчество поэтов можно проанализировать с помощью характеристик различных музыкальных жанров и форм, позволяющих выявить особенности поэтического высказывания. У М. И. Цветаевой это ⎯ особая артикуляция, чеканность, по словам А. Белого, «непобедимые ритмы», обособленные паузами делимые фразы. Для М. И. Цветаевой музыка ⎯ импульс, который она передает читателю. А. А. Ахматова использует искусство интонации иначе: ее медленная речь представляет собой динамически устойчивые фразы, чаще всего стабильные и неделимые. Автор исследования приходит к выводу о том, что А. А. Ахматова обращается к музыке как к высшему духу, музе, подруге. Это контрастирует с плакатной цветаевской речью, в которой музыка только яркий фрагмент чувственной мозаики мира.
Статья носит полемический характер и нацелена на выявление основных принципов обеспечения эффективности нормативных функций культуры при осуществлении культурной политики в условиях ускорения течения социального времени. Материалами послужили теоретические концепции, связанные с прогнозированием ускорения течения социального времени, и примеры социокультурной рефлексии этого явления в социально-политическом дискурсе современного медийного пространства. Нормативные функции культуры рассмотрены в двух теоретико-методологических перспективах: структурно-функциональной и системно-деятельностной, включая диалогическую теорию конструктивной напряженности А. С. Ахиезера. Сформулирован вывод, что нормативные функции культуры в условиях ускорения течения социального времени необходимо не только рационально эксплуатировать, но и наращивать, чему может способствовать интенсификация художественной жизни при релевантной проактивной культурной политике.
Автор выявляет специфику функционирования художественных практик курдов Адыгеи. Наблюдения последних лет и неформальные интервью с руководителем курдской общины Адыгеи Ф. Абдулаевым и уполномоченным представителем Национального конгресса Курдистана в России Ф. Патиевым дали возможность представить современные художественные практики проживающих в регионе курдов в контексте сохранения и формирования идентичностей различного уровня и характера. Показаны механизмы и инструменты, позволяющие сохранить родной язык (курманджи) и аутентичные танцы. Рассмотрены различные разновидности говандов (хороводов), распространенные у курдов Адыгеи, упомянуты общенациональные варианты танца. Среди особенностей функционирования культурных практик курдов Адыгеи отмечены: сакральный характер, создающий этнодифференцирующий эффект; функция производства и потребления духовных ценностей; эмоциональная окраска; соответствие праздничным дням курдского календаря; непосредственное влияние на повседневность.
Целью настоящей работы является определение роли регионального радио в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе. Проанализированы научные исследования, посвященные истории радио, его функциям и отдельным аспектам художественного вещания, а также архивные документы адыгейского радио. Рассмотрены исторические, идеологические и социокультурные факторы, повлиявшие на деятельность регионального радио в Республике Адыгея и позволившие ему стать значимым социокультурным феноменом в ХХ в. В зависимости от изменения идеологических и технологических аспектов вещания история радио Адыгеи разделена на несколько этапов. Автор приходит к заключению, что современное адыгейское радио нуждается в синтезе традиций вещания ХХ в. и новых современных жанров, что приведет к усилению его роли в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе и возврату ему позиций гуманистического культурообразующего института.
Автор определяет значение деятельности первого русского синолога И. К. Россохина в культурных контактах России и Китая, а также в формировании образа Китая в России. Исследование построено на анализе письменных переводов китайских классических сочинений, выполненных И. К. Россохиным, большая часть которых существует в рукописных вариантах. Проанализирована переводческая деятельность И. К. Россохина, охарактеризовано содержание переведенных им текстов. Их корпус разделен автором на исторические сочинения и тексты философско-идеологического содержания. Подготовка переводов производилась в рамках государственного заказа, будучи нацелена на создание научных и других аналитических работ. Переводы текстов философско-идеологического характера делались в учебных целях. Установлено, что деятельность И. К. Россохина способствовала формированию в России представлений о Китае как о государстве с глубокой историей, самобытной культурой и развитой системой государственного управления.
Статья посвящена социокультурным взаимодействиям в прошлом и настоящем: уровни и практики
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858