Целью настоящей работы является определение роли регионального радио в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе. Проанализированы научные исследования, посвященные истории радио, его функциям и отдельным аспектам художественного вещания, а также архивные документы адыгейского радио. Рассмотрены исторические, идеологические и социокультурные факторы, повлиявшие на деятельность регионального радио в Республике Адыгея и позволившие ему стать значимым социокультурным феноменом в ХХ в. В зависимости от изменения идеологических и технологических аспектов вещания история радио Адыгеи разделена на несколько этапов. Автор приходит к заключению, что современное адыгейское радио нуждается в синтезе традиций вещания ХХ в. и новых современных жанров, что приведет к усилению его роли в формировании социокультурной общности в полиэтничном регионе и возврату ему позиций гуманистического культурообразующего института.
Идентификаторы и классификаторы
Появление радио в начале ХХ в. навсегда изменило цивилизацию. Окружающий мир, о котором человек узнавал из газет, не позволяющих, однако, в достаточной мере передать через печатное слово эмоциональное и культурное разнообразие предметов, событий и явлений, открылся для радиослушателя с новой стороны. Достижения человечества, благодаря радио, стали не только доступнее, но и позволили людям принимать активное участие в общественных процессах. Радио, как новое средство массовой коммуникации, стало проводником культуры в массы, средством просвещения и формирования новых идеалов в обществе. Не случайно, именно СССР первым стал активно развивать региональное вещание, в том числе и на родных языках народов нашей страны.
Список литературы
1. Арсланова О. Р. Тенденции развития информационного вещания в современной России: дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 177 с.
2. Архив фонотеки филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «Государственная телевизионная и радиовещательная компания “Адыгея”».
3. Вдовина Е. А. Художественное радиовещание в отечественной культуре: традиции и современность // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). С. 99–105.
4. Гааг Н. А. Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2014. 244 с.
5. Гучетль З. Х. Средства массовой информации в мнениях молодежи Республики Адыгея // Работы разных лет отдела философии и социологии (2014–2019 гг.) / отв. ред. Р. А. Ханаху. Майкоп: Электрон. издат. технологии, 2019. С. 50–62.
6. Емыкова Н. Х. Адыгские языки и фольклор в системе радиовещания (1926–1950 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2007. № 2. С. 284–291.
7. Емыкова Н. Х. Адыгский музыкальный фольклор в электронных СМИ: традиции, формы и жанры // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2008. № 3. С. 129–132.
8. Муратов Ч. И. Моя жизнь и мой мир. Воспоминания. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2014. 528 с.
9. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1. Оп. 1. Д. 464.
10. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑5. Оп. 1. Д. 450.
11. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑5. Оп. 2. Д. 3.
12. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 1. Д. 8.
13. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 1. Д. 14.
14. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 1. Д. 15.
15. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 1. Д. 17.
16. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 1. Д. 25.
17. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 1. Д. 29.
18. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 2. Д. 98.
19. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р‑1111. Оп. 2. Д. 1433.
20. О радиофикации области // Колхозное знамя. 1933. № 164 (923). 9 дек. С. 2.
21. Радио громко молчит // Колхозное знамя. 1933. № 171 (930). 28 дек. С. 4.
22. Раскатова Е. Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 177 с.
23. Ружников В. Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895–2001 гг. М.: Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2002. 204 с.
24. Сиюхова А. М. Социокультурные аспекты музыкальной жизни адыгов: дис. … канд. культурологии. М., 2001. 168 с.
25. Смирнов В. В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования. Ростов н/Д.: б. и., 2006. 472 с.
26. Шабунина Н. Ю. Музыка в радиожурналистике – эволюция функции и образная система (1924–2004): дис. … канд. филол. наук. СПб., 2005. 243 с.
27. Шерель А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 369 с.
28. Шхалахова С. С. Оригинальное искусство – радиотеатр: особенности развития в Адыгее // Сборник статей XIV региональных чтений, посвящ. Дню славянской письменности и культуры. Майкоп: Магарин Олег Григорьевич, 2021. С. 242–256.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена определению основных реалий, составляющих социокультурный контекст бардовского движения Крыма начала ХХI в. Исследование опирается на документы и биографические материалы представителей данного движения. Современное состояние явления рассмотрено с учетом истории его развития в регионе. Установлено, что авторская песня сохраняет традиции, сформировавшиеся во второй половине ХХ в., однако тематическое наполнение произведений отражает и переосмысляет наиболее актуальные исторические события в жизни крымского региона. Выявлено, что развитие технических средств аудио- и видеозаписи стимулирует процесс трансляции ценностей бардовской субкультуры, способствует сохранению, накоплению и распространению творческих материалов движения. Установлены и охарактеризованы основные элементы социальных и культурных условий бытования бардовского движения Крыма в наши дни, определены главные тенденции, определяющие его развитие в регионе на современном этапе.
Исследование направлено на уточнение методологических основ изучения декоративно-прикладного искусства ойратов и калмыков за счет дополнения существующих исследовательских концепций (традиционно связанных с этнологией) комплексным подходом, сочетающим методы искусствознания, истории культуры и философии, которые более полно раскрывают выраженное в пластическом фольклоре и сохраняющее архетипы образной памяти предков самобытное мировидение кочевых народов, формирующее художественный образ произведений прикладного искусства. Обобщены полевые и архивные материалы, использованы результаты изысканий отечественных и зарубежных ученых. Обосновывается необходимость междисциплинарного сравнительно-сопоставительного изучения пластического фольклора номадов, свидетельствующего у ойратов о преемственности художественных традиций, преобразованных прикладным искусством калмыков. Предложена схема комплексного исследования явлений, относящихся к художественному наследию родственных кочевых народов.
Целью статьи является исследование исторического контекста и правовой базы создания и деятельности благотворительных организаций российской эмиграции в Германии и Франции 1919–1939 гг. Работа базируется на материалах, хранящихся в фондах Национального архива Франции и отечественных архивов (Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива литературы и искусства). Анализируются факторы, влиявшие на создание и деятельность русских благотворительных организаций за границей. Выявлено, что законодательство в отношении иммигрантов было довольно либеральным в Германии до 1933 г., во Франции — до 1939 г. Изменения начались в Германии с приходом к власти нацистов, а во Франции — с началом Второй мировой войны. Они привели к тому, что благотворительные организации и общества российских эмигрантов в этих государствах постепенно стали приходить в упадок, самостоятельно прекращали свою деятельность либо были запрещены властями.
Исследование направлено на определение характерного контраста в использовании музыкальных мотивов в лирических текстах А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Материалами при этом послужили биографические данные, письма, лирика и проза. Автор полагает, что творчество поэтов можно проанализировать с помощью характеристик различных музыкальных жанров и форм, позволяющих выявить особенности поэтического высказывания. У М. И. Цветаевой это ⎯ особая артикуляция, чеканность, по словам А. Белого, «непобедимые ритмы», обособленные паузами делимые фразы. Для М. И. Цветаевой музыка ⎯ импульс, который она передает читателю. А. А. Ахматова использует искусство интонации иначе: ее медленная речь представляет собой динамически устойчивые фразы, чаще всего стабильные и неделимые. Автор исследования приходит к выводу о том, что А. А. Ахматова обращается к музыке как к высшему духу, музе, подруге. Это контрастирует с плакатной цветаевской речью, в которой музыка только яркий фрагмент чувственной мозаики мира.
Статья носит полемический характер и нацелена на выявление основных принципов обеспечения эффективности нормативных функций культуры при осуществлении культурной политики в условиях ускорения течения социального времени. Материалами послужили теоретические концепции, связанные с прогнозированием ускорения течения социального времени, и примеры социокультурной рефлексии этого явления в социально-политическом дискурсе современного медийного пространства. Нормативные функции культуры рассмотрены в двух теоретико-методологических перспективах: структурно-функциональной и системно-деятельностной, включая диалогическую теорию конструктивной напряженности А. С. Ахиезера. Сформулирован вывод, что нормативные функции культуры в условиях ускорения течения социального времени необходимо не только рационально эксплуатировать, но и наращивать, чему может способствовать интенсификация художественной жизни при релевантной проактивной культурной политике.
В интервью известного исследователя истории Юга России, доктора исторических наук, профессора Южного федерального университета Д. В. Сеня, приуроченном к 50-летнему юбилею ученого, отражены основные вехи его профессиональной биографии, становления и развития научного мировоззрения. Обширный исследовательский и педагогический опыт интервьюента позволил охарактеризовать важность кропотливой работы с историческими источниками, потенциальную неисчерпаемость любой проблемы, связанной с познанием прошлого, необходимость применения высоких технологий в научной деятельности историка и др. Подчеркивается ценность профессиональной рефлексии исследователя как одной из основ эволюции исторического знания и совершенствования культуры научного диалога. Отражено экспертное отношение Д. В. Сеня к современным тенденциям в развитии казаковедения, охарактеризована историографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в данной отрасли, проанализированы имеющиеся достижения и проблемы.
Автор выявляет специфику функционирования художественных практик курдов Адыгеи. Наблюдения последних лет и неформальные интервью с руководителем курдской общины Адыгеи Ф. Абдулаевым и уполномоченным представителем Национального конгресса Курдистана в России Ф. Патиевым дали возможность представить современные художественные практики проживающих в регионе курдов в контексте сохранения и формирования идентичностей различного уровня и характера. Показаны механизмы и инструменты, позволяющие сохранить родной язык (курманджи) и аутентичные танцы. Рассмотрены различные разновидности говандов (хороводов), распространенные у курдов Адыгеи, упомянуты общенациональные варианты танца. Среди особенностей функционирования культурных практик курдов Адыгеи отмечены: сакральный характер, создающий этнодифференцирующий эффект; функция производства и потребления духовных ценностей; эмоциональная окраска; соответствие праздничным дням курдского календаря; непосредственное влияние на повседневность.
Автор определяет значение деятельности первого русского синолога И. К. Россохина в культурных контактах России и Китая, а также в формировании образа Китая в России. Исследование построено на анализе письменных переводов китайских классических сочинений, выполненных И. К. Россохиным, большая часть которых существует в рукописных вариантах. Проанализирована переводческая деятельность И. К. Россохина, охарактеризовано содержание переведенных им текстов. Их корпус разделен автором на исторические сочинения и тексты философско-идеологического содержания. Подготовка переводов производилась в рамках государственного заказа, будучи нацелена на создание научных и других аналитических работ. Переводы текстов философско-идеологического характера делались в учебных целях. Установлено, что деятельность И. К. Россохина способствовала формированию в России представлений о Китае как о государстве с глубокой историей, самобытной культурой и развитой системой государственного управления.
Статья посвящена социокультурным взаимодействиям в прошлом и настоящем: уровни и практики
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858