ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ (2024)

Читать онлайн

В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.

The article raises the problem of the formation of professionally important qualities during the period of study at university and the first years of work, as the initial stages of professionalization. The study is based on the example of studying the dynamics of machiavellianism during the learning process and in the first year of work among students from seven different areas of training. To collect empirical data, a cross-sectional strategy was used, the data collection technique was Mac-scale (adapted by V. V. Znakov), statistical processing methods included criteria for determining the significance of differences (Student’s t-test, Mann-Whitney U-test), and the prospective method of extrapolation. The study shows that machiavellianism can be formed in the process of obtaining education at a university as a personal trait when studying in those areas of training, professional activity within which requires similar skills and action strategies for its successful implementation. Statistical analysis of the data obtained confirmed the possibility of predicting the development of professionally important qualities based on their development in the process of professional training. The demand for machiavellianism for completing educational tasks, the convergence of the educational environment with the future working environment creates conditions for the formation of machiavellianism as a PVC among students in the learning process. The demand for machiavellianism in professional activity can stimulate the formation of skills in this area among specialists in the first year of professional activity.

Ключевые фразы: формирование, профессионально важные качества, ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ, профессионализация, МАКИАВЕЛЛИЗМ, направления подготовки, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, профотбор
Автор (ы): Кандыбович Сергей Львович
Соавтор (ы): РАЗИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА, Семчук Ирина Витальевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-181
eLIBRARY ID
67973425
Для цитирования:
КАНДЫБОВИЧ С. Л., РАЗИНА Т. В., СЕМЧУК И. В. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи