ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПОНЯТИЕ "ДИЗАЙН" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЗНАНИЕВОЙ ПАРАДИГМЕ (2024)

Читать онлайн

Подготовка студентов по направлению «Дизайн» предполагает глубокое теоретическое понимание ими основных категорий соответствующей сферы знаний. Современный дизайн находится на пересечении различных областей знания: художественной эстетики, психологии, инженерии, сенсибилизации, семиотики и т. д. Обособленно эти дисциплины могут быть связаны между собой лишь косвенно, однако их достижения находят свою реализацию в материальных и нематериальных вещах, спроектированных человеком, - иными словами, являются результатом дизайна. Подобное положение вещей создает довольно беспорядочное представление о дизайне, а его аналитическая операционализация требует наведения порядка во всем многообразии практик и подходов к его определению, для чего может потребоваться деконструкция предметной плоскости дизайна на отдельные составляющие её элементы. Методологическим основанием такого подхода является концепция коннективизма в аспекте ризомных систем. Методология коннективизма предлагает сетевую модель для описания тех или иных социальных или технологических сущностей, что, на взгляд автора, поможет по-новому взглянуть на суть проблемы: дать новое осмысление понятия «дизайн» в современном научном мире, что является основной целью данной статьи. Раскрытие для студентов пути исследования, предлагаемого автором, может стать основой более глубокого понимания ими сути дизайна и развития аналитико-синтетических способностей. Для достижения цели исследования были использованы основные методы исследования: сравнительно-исторический анализ научной литературы, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений. В статье рассматриваются различные взгляды на толкование понятия «дизайн» с исторической точки зрения. В качестве заключения автор предлагает свою трактовку понятия «дизайн», что является основным результатом исследования.

Training students in the direction of «Design» implies a deep theoretical understanding of the main categories of the relevant field of knowledge. Modern design is at the intersection of various areas of knowledge: artistic aesthetics, psychology, engineering, sensitization, semiotics, etc. Separately, these disciplines can be connected only indirectly, but their achievements find their realization in material and intangible things designed by man - in other words, they are the result of design. This state of affairs creates a rather messy idea of design, and its analytical operationalization requires putting things in order in the whole variety of practices and approaches to its definition, which may require deconstruction of the subject plane of design into its individual elements. The methodological basis of this approach is the concept of connectivism in the aspect of rhizome systems. The methodology of connectivism offers a network model for describing certain social or technological entities, which, in the opinion of the author, will help to take a fresh look at the essence of the problem: to give a new understanding of the concept of «design» in the modern scientific world, which is the main goal of this article. The disclosure to students of the research path proposed by the author may become the basis for their deeper understanding of the essence of the design and development of analytical and synthetic abilities. To achieve the research goal, the main research methods were used: a comparative historical analysis of the scientific literature, an analysis of the basic concepts of research, a causal analysis of the studied phenomena. The article examines various views on interpreting the concept of «design» from a historical point of view. As a conclusion, the author offers his interpretation of the concept of «design», which is the main result of the study.

Ключевые фразы: высшее образование, культура, дизайн, коннективизм, дизайн-мышление, ДИЗАЙН-ПРОЕКТ, событийный дизайн, студенты
Автор (ы): Кувшинова Галина Анатольевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-54
eLIBRARY ID
67973412
Для цитирования:
КУВШИНОВА Г. А. ПОНЯТИЕ "ДИЗАЙН" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ЗНАНИЕВОЙ ПАРАДИГМЕ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи