Система профессиональной подготовки специалистов МЧС России формирует компетенции, необходимые для действий в особо опасных ситуациях. Такие особые условия требуют научно обоснованного использования новейших технологий в процессе профессиональной подготовки. Цифровые обучающие программы при обучении курсантов вузов МЧС России позволяют моделировать условия чрезвычайной ситуации и осуществлять безопасный формат обучения в отдельных экстремальных ситуациях, формируя профессиональные знания и оперативное мышление. Авторами разработана программа, позволяющая обучаться в процессе выполнения заданий и оценивать динамику профессиональной подготовленности курсантов вузов МЧС России. Программа содержит раздел информационного сопровождения, адаптивную систему аудита знаний и систему прогнозирования возможных результатов, а также средства контроля. Программа имеет вариант интерфейса для обучающихся, который позволяет получить в любой момент времени полную информацию о персональных достижениях, и вариант для преподавателей, в котором можно увидеть общую успеваемость, процент качества выполнения каждого тестового задания. Целью исследования является обоснование эффективности разработанной авторами цифровой обучающей программы «Азбука Спасателя» в системе профессиональной подготовки курсантов Академии МЧС России. В статье описан алгоритм функционирования программы, поэтапный процесс разработки и апробации программного продукта, представлены результаты оценки преподавателей и контрольного тестирования курсантов. Полученные в ходе исследования данные констатируют функциональность, доступность и значимость программы «Азбука Спасателя» в профессиональной подготовке курсантов вузов МЧС России.
The system of professional training of specialists of the Ministry of emergency situations of Russia, Russia forms the competencies necessary for actions in especially dangerous situations. Such special conditions require the scientifically based use of the latest technologies in the training process. Digital training programs when training cadets of Ministry of emergency situations of Russia universities allow you to simulate the conditions of emergency and implement a safe training format for individual extreme situations, forming professional knowledge and operational thinking. The authors have developed a program that allows them to study in the process of completing tasks and assess the dynamics of the professional training of cadets in universities of the Ministry of Emergencies of Russia. The program contains a section of information support, an adaptive knowledge audit system and a system for predicting possible results, as well as control tools. The program has an interface option for students, which allows you to get complete information about personal achievements at any time and an option for teachers, in which you can see the overall performance, the percentage of quality of each test task. The purpose of the study is to substantiate effectiveness of the digital training program «Alphabet of the Rescuer» developed by the authors in the system of professional training of cadets in the Academy of the Ministry of Emergencies, Russia. The article describes the algorithm for the functioning of the program, the phased process of development and testing of the software product, presents the results of assessing teachers and control testing of cadets. The data obtained during the study state the functionality, availability and significance of «Alphabet of the Rescuer» program in the professional training of cadets in universities of the Russian Emergencies Ministry.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/1813-145X-2024-2-137-131
- eLIBRARY ID
- 67973420
Современная социально-экономическая обстановка и научно-технический прогресс требуют от выпускников вузов конкурентоспособности, основанной на многих факторах, как профильной профессиональной компетентности, так и цифровой (как обязательного критерия). Поскольку знания и информация являются определяющим фактором развития прогресса мирового сообщества, а большая часть информации представлена в цифровой среде, современный специалист должен умело пользоваться разнообразными цифровыми инструментами для решения своих профессиональных задач [Архипенко, 2020; Эльтемеров, 2021].
В высших учебных заведениях в последние годы особое внимание уделяется формированию цифровой компетентности выпускников. Перерабатываются в соответствии с запросами цифровой экономики учебные планы, вводятся новые дисциплины, например, такие как: «Цифровые компетенции педагога», «Цифровые технологии в образовательном процессе», «Педагогический дизайн цифровых сервисов, инструментов и онлайн курсов» и т. д.
Список литературы
- Абдурахмонова Ш. Вопросы использования компьютерных программ в виртуальных лабораторных работах при подготовке будущего педагога профессионального образования // Наука и инновации - современные концепции: сб. научн. ст. по итогам работы Межд. научного форума [24 апреля 2020 года] / отв. редактор Д. Р. Хисматуллин. Т. 2. Москва: Инфинити, 2020. С. 47-49. EDN: ETMGUA
- Абросимова Е. В. Компьютерное тестирование как одна из форм контроля качества знаний в высшей школе // Образование от “А” до “Я”. 2023. № 2. С. 7-11. EDN: ADQSQL
- Архипенко М. А. Таксономия образовательных целей в процессе применения компьютерных обучающих-контролирующих программ по иностранному языку в подготовке будущих военных профессионалов / М. А. Архипенко, Т. Д. Егорушкина // Kant. 2020. № 4(37). С. 354-360. EDN: EGKHYN
- Бавыкин О. Б. Применение в образовании специализированных компьютерных программ “NOVA” и “MYTESTX” // IDO Science. 2011. № 1. С. 10-11. EDN: OJNLYN
- Барабанова С. В. Особенности проектирования образовательных программ в рамках математической подготовки с применением цифровых технологий / С. В. Барабанова, Н. Н. Газизова, Н. В. Никонова // Управление устойчивым развитием. 2021. № 6(37). С. 78-83. EDN: QDGWNQ
- Барабанова С. В. Информационные и цифровые технологии в исследовательском университете: опыт реализации / С. В. Барабанова, Н. Н. Газизова, Н. В. Никонова // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5(136). С. 35-41. EDN: NWFLHN
- Бурняшов Б. А. Проблемы программного обеспечения профессионального образования России // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 2(26). С. 119-124. EDN: YSTJIE
- Вахабова М. Х. Проблемы защиты персональных данных в век цифровых технологий / М. Х. Вахабова, Т. Ш. М. Едреев, Л. Х. Вахабова // Экономика и предпринимательство. 2022. № 4(141). С. 273-276. EDN: IMZRGQ
- Гвоздева А. А. Влияние обучающих VR-программ на психологическую подготовку к экстремальным ситуациям // Личностные ресурсы антистарения. Москва: ООО “Русайнс”, 2024. С. 269-281. EDN: UCQORM
- Гузенко И. Г. Обучающая компьютерная программа для условий педагогического образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. № 2(24). С. 86-91. EDN: SWMKVL
- Докукина С. М. Проблемы и перспективы информатизации образования и внедрения цифровых технологий в учебный процесс // ИТ Арктика. 2023. № 1. С. 3-58. EDN: QLOGLO
- Избасар А. Е. Применение обучающих программ в игровом формате как средства развития учебно-познавательной мотивации // Интернаука. 2022. № 15-1(238). С. 15-18. 13. Икромов Ш. Д. O. Описание обучающего эксперимента по апробации программы “Местоимения русского языка: значение и функции” // Theoretical & Applied Science. 2023. № 1(117). С. 458-463. 14. Кихтенко С. Н. Об использовании компьютерных программ в технологическом образовании при изучении основ электротехники / С. Н. Кихтенко, М. В. Кихтенко, Т. Е. Тихоненко, Н. Н. Мустафина // Современные задачи и перспективные направления инновационного развития науки: сб. ст. по итогам Межд. научно-практ. конф. [09 февраля 2023 года] Иркутск: Стерлитамак; ООО “Агентство международных исследований”, 2023. С. 99-102. EDN: PTWGRJ
- Конкин Б. Б. Применение компьютерных программ в образовании / Б. Б. Конкин, П. Н. Овчаров // Актуальные аспекты развития воздушного транспорта (Авиатранс-2019): мат. межд. научно-практ. конф., приуроченной к 50-летию со дня основания Ростовского филиала МГТУ ГА. В 2-х т. Т. 1. [21-23 июня 2019 года] / ред.-изд. группа: Г. Л. Акопов [и др.]. Ростов-на-Дону: ООО “Фонд науки и образования”, 2019. С. 194-199. EDN: LBJRER
- Крехалев В. В. Среда для безопасного исполнения компьютерных программ и коммуникации в деятельности учреждения дополнительного образования // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 6. С. 488-491. EDN: UJJXPZ
- Кузьмина Т. М. Визуализация графов при разработке программы проверки знаний по теории графов / Т. М. Кузьмина, О. А. Ветрова // Научная визуализация. 2022. Т. 14. № 1. С. 41-49. EDN: IFDJRO
- Малый И. А. Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС / И. А. Малый, В. В. Булгаков, И. Ю. Шарабанова // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 1. С. 4-12. EDN: KAFNCJ
- Национальный проект “Цифровая экономика Российской Федерации”. 2019. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 11.02.2024). 20. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии. Переиздание 2018. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 13.02.2024). 21. Савин М. А. Использование интерактивных автоматизированных систем при обучении студентов вузов / М. А. Савин, К. С. Галягин, М. А. Ошивалов [и др.] // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 54-60. EDN: LLZOWD
- Тузкова Ю. В. Оценка удовлетворенности студентов обучением в электронной образовательной среде / Ю. В. Тузкова, А. П. Чернявская // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5(134). С. 89-100. EDN: MBQDKC
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения 15.12.2023). 24. Федорова С. Н. Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса / С. Н. Федорова, Н. Д. Голикова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 2(49). С. 36-42. EDN: CMQSQE
- Цифровая пожарно-спасательная часть URL: http://dfs.edufire37.ru (дата обращения 02.04.2024). 26. Шуман Е. А. Тестирование как форма контроля знаний в процессе обучения // Молодой ученый. 2022. № 12(407). С. 183-186. EDN: KZYHME
- Эльтемеров А. А. Цифровизация образовательной среды в вузах МЧС России // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сб. мат. Всероссийской научно-практ. конф. [21 октября 2021 года]. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2021. С. 86-89. EDN: LXILYI
- Baeva L. V. The “Black Swan” of COVID-19 and the Security Issues in Digital Learning // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. Vol. 3. № 2. P. 110-140. EDN: MDBJPY
- Bondareva N. Algorithms for developing personalized training programs for effective teaching English in a corporate environment // Universum: филология и искусствоведение. 2023. № 9(111). P. 24-31. 30. Eltemerov A. A. The use of digital technologies in the professional training of cadets / A. A. Eltemerov, S. N. Fedorova // Journal of Physics: Conference Series, Krasnoyarsk [08-09 октября 2020 года] / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. 1691. Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited, 2020. P. 12214. EDN: DFJJDF
- Kapsargina S. A. Using gamification as a way to increase students’ motivation in the educational process // 18-20 апреля 2023 года, 2023. P. 238-241. EDN: IKYHLE
- Krotenko T. Yu. Prospects of digital transformation of engineering and economic education // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2023. № 1(130). P. 84-92. EDN: NTPGUW
- Oskolkova V. R.Interactive technologies for teaching foreign language to students of non-linguistic specialties / V. R. Oskolkova, T. N. Romanova // Педагогический журнал. 2023. Vol. 13. № 1-1. P. 452-458. EDN: KOVLMT
- Yolov M.Computer programs in teaching foreign languages / M. Yolov, D. Abdyyev // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 12(152).
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Безымянка» - название крупнейшего индустриального района города Куйбышева, ныне Самары. В современной научной литературе Безымянка, несмотря на то, что именно этот новый индустриальный район, развернутый в Куйбышеве в годы войны сделал город и «запасной столицей», и ведущим авиа- и ракетостроительным центром страны, слабо персонифицирована. Задуманный как территория, прилегающая к железнодорожной станции с аналогичным названием, этот район города в годы Великой отечественной войны был приспособлен для заводов и жилья рабочих, эвакуированных из разных районов страны. В военные и особенно послевоенные годы Безымянка фактически была превращена во второй исторический центр города: в 1949 году даже рассматривался вопрос о присвоении этому району статуса города, однако по ряду причин этим статусом наделили Новокуйбышевск, а Безымянка так и осталась промышленным районом Куйбышева. Тем не менее, по ряду признаков, она вполне могла считать себя «городом в городе», как долгое время жители Безымянки и считали. Современные исследователи утверждают, что Безымянка безмолвна и безлика. Философия индустриальной цивилизации вынесла на авансцену оценки трудовой подвиг и идеологию достижений успехов, оставив без внимания человеческое измерение жизни тружеников Безымянки. Гипотеза исследования состоит в том, что индустриальная Безымянка - это не отсутствие культуры, это особая культура, смысловым ядром которой является подвиг, жизнь ради большего, это немногословная, во многом засекреченная система, с особым набором ценностей, в новых условиях оказавшаяся нежизнеспособной. В статье используется методология анализа биографий, на основе которой и выявляются основные доминанты этой конфигурации ценностей.
В статье на основе архивных и полевых материалов исследованы два погоста исторического села Чухчерема Холмогорского района Архангельской области: Чухченемско-Ильинский и Чухченемско-Николаевский. С течением времени храмы перестраивались, менялся их облик. Автор статьи опирался на комплексный подход, позволяющий более полно изучить архитектурно-конструктивные особенности храмов и их место в пространственно-планировочной композиции поселения. В работе автор ссылается также на эмпирический, экспедиционный материал, собранный в ходе поездки в село Чухчерема (современная д. Поташевская). Помимо этого, был проведен анализ архивных источников, благодаря которому удалось проследить историю развития двух приходов, изменения в архитектуре культовых деревянных построек и конструктивных особенностей при перестройке и реставрации зданий. В работе также использовалась методика исследования памятников деревянного зодчества, исторических поселений с проведением фотофиксации и схематических обмеров. Это авторская методика доктора культурологии Анны Борисовны Пермиловской, апробированная в экспедициях и опубликованная в монографиях. В заключении автор приходит к мысли о том, что село Чухчерема, являясь кустом деревень, сохранило свои исторические корни, уходящие в заселение Подвинья новгородцами и, как и большинство других поселений Русского Севера, содержит в себе черты крестьянской народной культуры. Однако, в настоящее время большинство памятников в Чухчереме уже утрачено, что является большой потерей для деревянного зодчества и истории данного края. Автор отмечает важность сохранения древних культовых построек как ценных объектов историко-культурного наследия Русского Севера.
Статья посвящена анализу кацкого феномена и осмыслению роли гения места в нем. Рассмотрена теоретическая база термина, в частности - интерпретации, предложенные А. В. Крейцер, П. В. Вайлем, В. Л. Алексеевой, Д. Н. Замятиным, И. О. Саюновым. В данной статье мы опираемся на интерпретацию, предложенную Д. Н. Замятиным: гений места - человек, превративший абстрактное географическое название в значимое, обладающее смыслами пространство, наделенное особыми, воспринимаемыми как специфические, в совокупности только ему присущими характеристиками. Для деревни Мартыново Ярославской области гений места - Сергей Темняткин - школьный учитель, а впоследствии - краевед и писатель. В статье описан его жизненный путь, предпосылки к появлению «кацкого проекта», основными компонентами которого станут газета краеведов «Кацкая летопись», одноименный клуб, состоящий из энтузиастов-соратников Темняткина и Этнографический музей кацкарей. За основу принята идея о том, что кацкари - русские люди, имеющие, однако, свои особенности в обычаях, языке, фольклоре. Проанализированы инструменты сохранения культурного наследия деревни. Осмыслен возрастающий интерес к самобытности русской деревни в контексте процессов урбанизации. В данной представлена история возникновения Этнографического музея кацкарей, расположенного в центральной деревне Кацкого стана. Описан путь его развития, роль гения места в его становлении: музей начинался как экспозиция в местной библиотеке, но сейчас - это комплекс крестьянских изб конца XIX-начала XX столетий.
Статья посвящена исследованию феномена синтеза искусств в творчестве А. Г. Рубинштейна. Автор акцентирует внимание на малоизученном направлении претворения выдающимся русским композитором ориентальных мотивов в оперном и камерно-вокальном жанрах. Проблематика синтеза искусств в творчестве Рубинштейна разрабатывается в контексте панорамы отечественного искусства XIX столетия. Устанавливается интегрирующее влияние восточного элемента как важнейшей черты русской музыкальной школы XIX века. Особенное внимание уделяется взаимодействию русской, восточной и европейской традиций в творчестве композитора. Определяются истоки обращения Рубинштейна к зарубежной культуре, связанные в том числе с особенностями жизни музыканта в юные годы. В исследовании автор опирается на широкий корпус трудов отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени освещающих проблему синтеза искусств в творчестве Рубинштейна. Выявляется традиционная для российской культуры тенденция преемственности, нашедшая отражение в музыке композитора, осмысливается влияние богатого и многообразного художественного наследия Рубинштейна на композиторов более поздних периодов. С позиции синтеза искусств анализируются такие значимые в отечественном музыкальном искусстве произведения, как оперы «Дмитрий Донской», «Фераморс», «Демон», цикл «Двенадцать персидских песен». Анализируя подходы Рубинштейна к воплощению в музыкальном искусстве образов, созданных русскими и зарубежными поэтами, автор особенно подчеркивает тенденцию композитора к сохранению заложенной творцами в литературных текстах национальной самобытности. Устанавливается многопластовость синтетических решений Рубинштейна в оперном и камерно-вокальном жанрах, определяемая потребностью композитора в синтезировании не только различных видов искусств, но также лирической и своеобразной этнической (восточной) сфер.
Исследование посвящено анализу культурно-философских концептов «бог» и «душа» в русской классической литературе на примере произведения Антона Павловича Чехова «Палата № 6» и описанию, как эта повесть была осмыслена в рамках японской культуры в период Реставрации Мэйдзи. Основная цель статьи - исследовать и сравнить интерпретации философских значений ключевых концептов «бог» и «душа» в контексте русской и японской лингвокультурных систем, чтобы выявить, насколько схожи или различны эти понятия в данных культурах. Автор рассматривает перевод Сэнумы Кайо как пример первопроходческого опыта в адаптации русских произведений, обращая внимание на изменение акцентов, которые отражают специфику японской культурной и философской мысли обозначенного трансформационного периода. В рамках статьи оценивается использование японских философских концептов ками и кокоро в качестве используемых Сэнумой Кайо альтернатив концептам «бог» и «душа», а также сравнивается семантический контекст данных концептов. Результаты исследования способствуют осмыслению вклада Сэнумы Кайо в межкультурный диалог между Россией и Японией на примере анализа её интерпретации концептов «бог» и «душа» в контексте адаптации христианских идей для японской аудитории XIX в., а также способствуют углублению понимания специфики японской философской интерпретации русской классической литературы. Результаты исследования могут быть интересны не только специалистам в области литературоведения и культурологии, но и трансдисциплинарным исследователям, в поле научных интересов которых входят вопросы межкультурной философии и взаимовлияния культур в исторической парадигме.
Цель предлагаемой статьи состоит в представлении авторской трактовки наставничества. Эмпирической базой, на которую опирался автор, являются культурфилософские исследования и многолетние связи с университетскими кафедрами философии, социологии и культурологии, в том числе в Самарском госуниверситете, Челябинском институте культуры, Ярославском государственном педагогическом университете. Обращаясь в прошлое, автор высказывает благодарность всем тем, кто «позвал в науку» и «привел» к культурфилософским диалогам со студентами. По мнению автора статьи, процесс вузовской профессиональной подготовки зависел и зависит не только от подготовленности преподавателя, но и от общей атмосферы вуза и профессиональной согласованности коллег. Предлагаемая ниже статья базируется большей частью на личных воспоминаниях о наставниках в столичных вузах, где прошла учеба автора, о выборе концепций, которые легли в основу данной статьи и первой диссертационной защиты, непосредственно связанной с тематикой наставничества. Автор обращается также к годам своей преподавательской и научной деятельности, роли наставников в своей научной жизни. Имея тесные контакты с эстетиками и культурологами в вузах Петербурга и Самары, Ярославля и Москвы, Челябинска и Екатеринбурга, автор статьи имеет представления о разных научных парадигмах, научных школах и научной преемственности. Некоторые примеры, на который ссылается автор, были почерпнуты также в процессе взаимодействия с немецкими университетами (Дюссельдорф, Эссен и др.) кафедры философии и культурологии Самарского медицинского университета. Фундаментальные проекты, так же как научные журналы и монографии - один из важнейших каналов «этики наставничества». Взаимодействие с наставниками формирует уважительное отношение к прошлому, потребность к творчеству в настоящем и передачу научной эстафеты в будущее.
Исследование процессов нарушения профессиональной адаптации лиц социономических профессий, прежде всего работников учреждений социальной защиты, постоянно сталкивающихся с проблемами людей, нуждающихся в их помощи, в настоящее время, вне всяких сомнений, является весьма актуальным. В работе рассмотрена проблема развития профессиональной дезадаптации социальных работников на нескольких уровнях, а именно: с позиций формирования профессионального психоэмоционального выгорания, социально-психологических и психологических аспектов профессиональной дезадаптации. Показано, что у 32,1 % обследованных социальных работников выявлены симптомы психоэмоционального выгорания, что сопоставимо с долей специалистов, имеющих психологические симптомы нарушения профессиональной адаптации (от 27,4 до 34,6 %). При этом установлено, что проявления социально-психологических показателей дезадаптации присущи более половины обследованных социальных работников (от 54,1 до 63,5 % соответственно). Проведенный корреляционный анализ показал существенные корреляционные связи между проявлениями психоэмоционального выгорания и психологическими признаками дезадапционных нарушений. Менее значимые зависимости выявлены между психоэмоциональным выгоранием и социально-психологическими показателями. Полученные в исследовании данные позволили сделать вывод о том, что, во-первых, психоэмоциональное выгорание определяется в основном психологическими проявлениями профессиональной деформации специалистов, и, во-вторых, изучение полной картины нарушения профессиональной дезадаптации с последующей разработкой системы коррекционных мероприятий в обязательном порядке должно включать в себя исследование проявления всех её аспектов.
Предметом исследования в статье является надежность как профессионально важное качество сотрудников МЧС России. Цель исследования - изучение содержания и компонентного состава надежности как профессионально важного качества сотрудников МЧС. Статья является обзорной и аналитической. В качестве методологии предметной области исследования были использованы дескриптивный метод, метод категоризации и метод анализа. Обозначена актуальность изучения данного качества в экстремальных профессиях. В статье показан переход в исследованиях надежности от технических наук в область гуманитарного знания, обусловленный необходимостью предупреждения рисков ошибок и травматизации сотрудников МЧС России. Представлены исследования, раскрывающие содержание и сущность профессиональной надежности сотрудников в различных сферах деятельности. Анализируются исследования надежности, проведенные в отечественной психологии (Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, В. М. Крука, А. А. Благинина, С. Л. Кандыбовича, А. Ю. Федотова и других). Дается краткая характеристика профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных частей. Проводится анализ различных исследований, посвященных надежности в психологии труда и инженерной психологии. Дано определение надежности сотрудников МЧС России. Надежность определяется как интегральное индивидуальное качество, благодаря которому обеспечиваются важнейшие характеристики профессиональной деятельности сотрудников. В заключении статьи обоснована новизна и значение анализа надежности как интегрального профессионально важного качества сотрудников МЧС России, имеющего структурно-уровневое строение и включающего в себя три ведущих компонента: профессиональный, социально-психологический, нравственно-психологический. Кроме того, отмечается, что надежность является многокомпонентным образованием с множеством разнородных связей между ее составляющими. Эти связи носят сложный системный характер. Понимание структуры и содержания надежности как профессионально-важного качества сотрудников МЧС России позволит выстраивать программу психологического сопровождения сотрудников с учетом выделенных компонентов и развивать соответствующие качества для повышения эффективности их профессиональной деятельности.
В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.
Статья посвящена проблеме специфики проживания людьми ненормативных кризисов, исследованию связи смысловых базовых установок, актуализируемых у них в этот период, и копинг-стратегий, применяемых ими для выхода из кризисного состояния. В ходе исследования было выявлено наличие деструктивных вариантов изучаемых связей, в частности, комбинация выраженности смысловых установок на опасно высоком или низком уровне в сочетании с предпочтением или доминированием стратегии бегства-избегания и низкими показателями выраженности копинг-стратегий самоконтроля и планирования решения. Такое сочетание также может служить дополнительным индикатором пребывания личности в ненормативном кризисе и деструктивным сочетанием, затрудняющим выход из него. Подобная комбинация указывает на ограниченные навыки совладания с хроническим стрессом, являющимся одним из признаков пребывания личности в ненормативном кризисе. Также она негативно сказывается на психическом и эмоциональном благополучии, не позволяя человеку продуктивно использовать имеющиеся внутренние и внешние (социальные) ресурсы. Также к числу особенностей смысловых базовых установок относится их высокая степень интегрированности и связи друг с другом при значительной вариации степени выраженности каждой из них. Авторы полагают, что использование элементов и технологий когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в качестве технологии работы с клиентами может быть полезным инструментом для поддержки и помощи людям, проживающим ненормативный кризис, так как оказывается воздействие на выбор и предпочтение ими копинг-стратегии, происходит коррекция смысловых установок, позволяя им переоценить и переформулировать свои негативные мысли, создать более реалистичные и конструктивные представления о кризисе и его последствиях.
Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности - это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно-мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.
Цель работы: обсуждение вопросов о закономерностях и факторах исторической эволюции дисциплины (предмета дисциплины и взаимоотношения академической и прикладных частей психологии; возможности построения интегративной, коммуникативной психологии). В ходе исследования были использованы включенное наблюдение, «трудовой метод» (по И. Н. Шпильрейну), рефлексия профессионального опыта. В статье представлен критический анализ суждений представителей академической психологии об отношении разных ее частей, ее ветвей; о дискретности четырех уровней методологии, о необходимости активного развития третьего уровня - конкретно-научной методологии, о препятствиях и барьерах; об условиях, способствующих построению интегративной психологии. Автором поддерживаются тезисы о необходимости построении единой психологии, сформулированные в работах В. А. Мазилова (о необходимости развития и расширения методологии «снизу», о методологии, нацеленной на интеграцию, о предмете и понятийном аппарате, об уровневом строении психологического факта и др.; о причинах и препятствиях на пути решения задач становления психологии как зрелой дисциплины - об отсутствии общей фактуальной базы, о необходимости моделей, увеличивающих объем психологического знания, теоретических моделей, обеспечивающих соотнесение психологических концепций, об особой методологии прикладной практической психологии и др.). Прослеживаются конструктивные следствия признания необходимости широкого понимания предмета, «охватывающего все пространство дисциплины», предмета как «внутренний мир человека», как целостного идеального мира, порождаемого как функциональное отражение мира внешнего, представляющего собой устойчивую субстанциональную сущность. Автор полагает, что взаимоотношения (людей, социальных институтов, научных дисциплин, их частей и пр.) должны быть именно взаимными, отношениями равных.
В представленной статье отмечается влияние социальных процессов (информатизация, цифровизация, трансформация общества) на цифровую трансформацию образования. В этой связи происходит глобализация учебного пространства, раскрывается широкий спектр возможностей перехода к новой парадигме профессионального образования. Отмечается связь этого процесса с изменением условий возникновения, способов перемещения, потребления, сохранения информации, влияющей на сознание людей. В статье анализируются психологические и педагогические факторы, влияющие на социальные процессы, происходящие в современном обществе. Отмечаются тенденции цифровой трансформации образования. Анализируются методологические подходы, связанные с профессиональной подготовкой студентов вуза, показана их взаимосвязь и взаимодетерминация. Обосновывается актуальность инновационного методологического подхода, отражающего специфику цифрового поколения обучающихся. Отмечаются особые психолого-педагогические характеристики современных студентов. В подходе учитывается внедрение и реализация цифровых технологий, выявляются принципы, закономерности стратегии, тактика и технология применения управленческих решений с учетом особенностей объекта педагогической науки. Анализ традиционных методологических подходов педагогической науки позволяет определить характеристики медийно-ориентированного подхода как инновационного. Выявляется методологическая основа. Определяется стратегия, тактика и технология его реализации. Обосновывается тот факт, что представленная разработка и реализация медийно-ориентированного подхода становится образовательной стратегией, результат которой - содержательная и ценностная основа, базирующаяся на системе определенных принципов. Обосновывается логика определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода. Устанавливается принципиальное направление вектора исследования. В заключении формулируется содержание философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологии инновационного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза.
Данная статья посвящена проблеме организационной устойчивости изменений в образовательных организациях на примере подхода Lesson Study (далее LS), реализуемого в школах Казахстана на протяжении последних 10 лет и предполагающего существенные изменения в практике учителей. Авторы статьи предлагают внести ясность в интерпретацию понятия устойчивости изменений и на основании этого стремятся показать исследовательский путь анализа устойчивости подхода LS в образовательных организациях. Для исследования устойчивости изменений при внедрении LS в школах Казахстана авторы статьи опираются на теоретическую рамку устойчивости изменений организационного уровня. Эмпирическую основу статьи составили статистические данные о 49 школах Павлодарской области Республики Казахстан, из которых 22 школы с казахским языком обучения, 26 смешанных школ (русский и казахский языки обучения) и 1 школа с русским языком обучения. В результате проведенного исследования авторы продемонстрировали эффективность использования теоретической рамки второго порядка, которая позволила провести анализ условий для укоренения подхода LS в школах Павлодарской области Казахстана на организационном уровне. Путём анализа фактических данных о числе учителей, тренеров и групп, принимавших участие в различных программах профессионального обучения в образовательных учреждениях, были выявлены четыре кластера школ с различным потенциалом для укоренения подхода LS. На основании анализа контекстных факторов дана характеристика каждого кластера, сделаны выводы о специфике укоренения подхода LS в разных школах. Статья может внести существенный вклад в обсуждение роли разных условий и факторов устойчивости подхода LS на организационном уровне.
В настоящее время способность выступать перед аудиторией и публично презентовать результаты своей деятельности является важной и востребованной как в академической, так и профессиональной среде. Однако, подавляющее большинство людей испытывают тревожность, связанную с необходимостью публичных выступлений. В статье обосновывается необходимость овладения будущими юристами основами ораторского мастерства, а также описывается опыт организации занятий по развитию умений публичного выступления на английском языке, в процессе которых происходит преодоление тревожности и страха. Автор проанализировал психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, провел анкетирование студентов с последующей обработкой и систематизацией данных, сравнил полученные данные по динамике снижения тревожности в процессе подготовки и презентации публичных выступлений студентов. Будучи надпредметной дисциплиной, иностранный язык является не объектом усвоения, а средством развития профессиональных умений и навыков. Именно в процессе иноязычного образования перед преподавателем открываются возможности моделирования ситуаций профессионального общения и создания необходимых условий для овладения всеми видами речевой деятельности, в том числе и умением выступать перед публикой. Автор предлагает разнообразные формы работы в рамках обучения английскому языку, направленные на развитие умений публичного выступления у бакалавров юриспруденции. В процессе организации занятий с включением элементов публичного выступления создаются благоприятные условия для развития умений вербального и невербального общения с аудиторией, студенты учатся анализировать свои ошибки, оценивать результаты собственной работы, справляться с тревожностью и страхом.
В условиях возросшего интереса молодёжи КНР к получению педагогического образования музыкального профиля в российских вузах актуализируется проблема повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов - будущих учителей музыки. Цель проведённого исследования заключалась в выявлении затруднений, испытываемых китайскими выпускниками музыкального профиля в ходе профессиональной адаптации, и определения направлений повышения готовности к ней в процессе профессионально-педагогической подготовки в российском вузе. Для достижения цели был разработан опросник, состоящий из двух разделов. Вопросы, содержащиеся в первом разделе, направлены на выявление успешности психофизиологической и социально-психологической составляющих профессиональной адаптации, второго - на выявление затруднений, связанных с непосредственным освоением самой профессионально-педагогической деятельности. В опросе приняли участие выпускники ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыка», осуществляющие свою профессиональную деятельность в школах КНР. Результаты опроса показали, что содержание образовательных программ соответствует требованиям китайской образовательной системы, компетенции молодых учителей музыки применимы и успешно используются ими в практической деятельности. Однако около половины опрошенных испытывают трудности в период профессиональной адаптации, связанные с недостаточным учётом в ходе профессионально-педагогической подготовки традиций воспитания и музыкально-инструментальной подготовки в китайском обществе. На основе анализа данных опроса определены направления повышения качества профессионально-педагогической подготовки китайских студентов - будущих учителей музыки в российских вузах, результатом которой должно стать их успешное вхождение в профессию в своей стране.
В статье рассмотрено значение и образовательный потенциал применения метода case-study в процессе преподавания курса «Политические технологии» студентам-политологам. Внедрение метода ситуационного анализа в качестве основы практической подготовки политологов на семинарских занятиях позволяет сформировать совокупность базовых компетенций, отвечающих запросам и уровню развития современного общества и политики. Предварительная теоретическая подготовка по дисциплине «Политические технологии», осуществляемая в форме традиционных академических лекций, обеспечит студентам наличие необходимой базы для развития практических и творческих навыков анализа ситуации и ориентирования в ней. Метод case-study был реализован на пяти семинарских занятиях по дисциплине, представлял собой погружение в конкретную профессиональную ситуацию, содержащую одну или несколько проблем. Коллективная отработка навыков решения практической задачи позволила создать модель поведения в стандартной ситуации, а анализ ситуации способствовал созданию педагогических условий для определения других вариантов решения профессиональной проблемы. Целью настоящей статьи выступает описание модели работы по дисциплине «Политические технологии» с применением метода case-study как средства формирования компетентного выпускника-политолога, обладающего практическими навыками ориентации в реальной профессиональной ситуации, навыками анализа ситуации, управления, принятия эффективного решения профессиональной проблемы. Описанные в статье занятия проводились по следующим темам: «Политический анализ», «Технологии создания и деятельности политических партий», «Избирательные технологии», «Технологии политического лидерства», «Информационные технологии в современной российской политике». Каждое занятие имеет особенный набор целей и задач развития и формирования разных видов компетенций. Общий перечень формируемых компетенций определяется следующими навыками: аналитические, практические, коммуникативные навыки, навыки самоанализа и прогнозирования.
Реализация задач национальной системы профессионального роста педагога и методологии наставничества на уровне образовательной организации осуществляется с учетом сложившихся успешных практик и поиска новых актуальных ресурсов. Целью исследования было изучение эффективных средств профессионального развития педагогического коллектива в условиях постоянного его обновления и модернизации образовательной организации. В статье представлена модель индивидуального и коллективного наставничества, современного инструмента сопровождения педагога, начинающего профессиональную деятельность в образовательной организации, или в условия резкого изменения профессиональной среды -реорганизации, присоединения других образовательных организаций, модернизации оборудования и приобретения новых технологических ресурсов, влияния внешних факторов. В статье описаны формы индивидуального наставничества опытного и молодого педагога и коллективного наставничества профессионального развития в школе корпоративного обучения. Представлена технология наставничества, включающая диагностический, проектировочный, практико-деятельностный и аналитический этапы. Модель, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и критериально-результативный компоненты, разработана и внедрена в профессиональных образовательных организациях Ярославской области.
Одна из наиболее ярких вспышек отечественной педагогической мысли приходится на конец 1850-х - начало 1860-х гг. в России и связана с деятельностью Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Они исходили из убеждения, что для развития России нужны неотвратимые, но постепенные перемены в сфере образования на всех его уровнях. Отмечается, что контуры постепенства вырисовывались в переписке И. С. Тургенева и А. И. Герцена, которая оказалась одним из идейных источников многих течений политической мысли после реформ 1860-х гг, в том числе реформ в сфере образования. Их взгляды в этом ракурсе соотносились с установкой на постепенство, присущей русским писателям и общественным деятелям. В статье дается общее определение понятия постепенство. Рассматриваются совпадения и расхождения педагогических взглядов на постепенство, а также взаимного их оценивания; на основе полных собраний сочинений и писем приведены упоминания об Ушинском и Пирогове. Обосновывается положение, в соответствии с которым постепенство явилось платформой, предохранявшей отечественное образование на всех уровнях от воздействия носителей революционаризма и охранительства. Отмечена роль психологической составляющей взглядов Пирогова и Ушинского, анализируется роль врача-педагога. Утверждается, что идеи и Пирогова, и Ушинского были востребованы для решения задач в системе образования в постреволюционной России и в СССР. Так, по инициативе Академии педагогических наук РСФСР в нелегкое для страны послевоенные времена вышли собрания педагогических сочинений обоих соответственно в 1952 г. и 1948-1952 гг.
В статье освещается малоизученный сюжет истории ЯГПУ, связанный с обучением в Ярославском педагогическом институте студентов, эвакуированных из блокадного Ленинграда. В основу исследования легли личные дела студентов, хранящиеся в архиве ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Содержащиеся в личных делах студенческие документы, автобиографии, приказы по вузу, переписка с администрацией позволяют реконструировать процесс обучения студентов-блокадников в Ярославском пединституте. В результате исследования были выявлены трудности материального и бытового характера, с которыми сталкивались ленинградские студенты и охарактеризована помощь пединститута в их преодолении. Констатировано, что студенты обеспечивались стипендией и переводились на бюджетные места, как правило, за выдающиеся успехи в учебе. Институт не мог обеспечить бюджетными местами и стипендиями всех ленинградцев, несмотря на их тяжелое финансовое и семейное положение. Установлено, что часть студентов отчислялась за невозможностью оплачивать обучение. Многие студенты устраивались на работу: в образовательные учреждения (детские сады, техникумы), на заводы, в колхозы; некоторые девушки заканчивали медицинские курсы и работали в эвакогоспиталях. Констатировано, что сразу после снятия блокады Ленинграда часть студентов реэвакуировалась для продолжения обучения в прежнем вузе. Посчитано количество отчислившихся студентов, а также количество студентов, окончивших ЯГПИ в 1942-1947 гг., определена их доля в числе поступивших в Ярославский пединститут эвакуированных ленинградцев. Выявлены ведущие ученые СССР, получившие часть своего образования в ЯГПИ. Материалы статьи могут быть востребованы исследователями высшей школы, образования, краеведами.
Подготовка студентов по направлению «Дизайн» предполагает глубокое теоретическое понимание ими основных категорий соответствующей сферы знаний. Современный дизайн находится на пересечении различных областей знания: художественной эстетики, психологии, инженерии, сенсибилизации, семиотики и т. д. Обособленно эти дисциплины могут быть связаны между собой лишь косвенно, однако их достижения находят свою реализацию в материальных и нематериальных вещах, спроектированных человеком, - иными словами, являются результатом дизайна. Подобное положение вещей создает довольно беспорядочное представление о дизайне, а его аналитическая операционализация требует наведения порядка во всем многообразии практик и подходов к его определению, для чего может потребоваться деконструкция предметной плоскости дизайна на отдельные составляющие её элементы. Методологическим основанием такого подхода является концепция коннективизма в аспекте ризомных систем. Методология коннективизма предлагает сетевую модель для описания тех или иных социальных или технологических сущностей, что, на взгляд автора, поможет по-новому взглянуть на суть проблемы: дать новое осмысление понятия «дизайн» в современном научном мире, что является основной целью данной статьи. Раскрытие для студентов пути исследования, предлагаемого автором, может стать основой более глубокого понимания ими сути дизайна и развития аналитико-синтетических способностей. Для достижения цели исследования были использованы основные методы исследования: сравнительно-исторический анализ научной литературы, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений. В статье рассматриваются различные взгляды на толкование понятия «дизайн» с исторической точки зрения. В качестве заключения автор предлагает свою трактовку понятия «дизайн», что является основным результатом исследования.
В статье рассматриваются теоретические основы культурного самоопределения личности через анализ экзистенциальных вопросов бытия как поиск и реализацию смысла жизни, предназначение себя в культуре. Делается краткий обзор видов самоопределения, историко-методологический анализ становления и развития теории культурного самоопределения личности в контексте расширения предмета экзистенциальной педагогики. Экзистенциальная идея в теории культурного самоопределения личности, по мнению автора статьи, состоит в том, что сущность человека не задана изначально культурой, а обретается в процессе индивидуального поиска собственной культурной идентичности. Раскрывается сущность феномена «культурное самоопределение личности» как непрерывного процесса качественной целенаправленной выработки внутренней позиции к окружающей поликультурной среде, позволяющей наиболее эффективно осуществлять различные виды активности в условиях социокультурной неопределенности; предлагается в его компонентный состав включить такие таксоны, как кросс-культурную сферу, ценностно-смысловую картину мира, глобальное отношение личности к культуре и ее поликультурную самоорганизацию; в качестве механизма развития понимать логическую последовательность процедур, определяющую внутреннее устройство личностного явления (механизм имеет спиралевидный путь и вбирает в себя принцип цикличности и линейности, реализуя такие стадии, как поиск→оценку→выбор→проекцию). Также в статье развивается идея о том, что культурное самоопределение является системообразующей категорией образования, выступает как базовый образовательный процесс и достигаемый в его ходе результат. В заключение делается вывод о том, что повышение значимости культурного самоопределения личности в контексте антропологического признания свободы, связанного с экзистенциальным выбором бытия человека в условиях социокультурной неопределенности и плюрализма ведет к необходимости разработок педагогических концепций, методического корпуса, что служит целью дальнейшего научного поиска автора статьи.
В статье рассматриваются принципы использования комиксов как исторического источника на уроках истории. Анализируются подходы к включению материалов «занимательной наглядности» в конструирование урока, осмысливается опыт, накопленный зарубежными и российскими авторами по вопросам применения комикса в урочной деятельности, дается обзор исторических комиксов, посвященных событиям Первой мировой войны, предлагаются варианты интеграции графических произведений зарубежных и российских авторов в рамках двух тем школьного курса истории «Первая мировая война» и «Россия в Первой мировой войне (1914 -1918)». Определяются цели, задачи и принципы включения графических новелл в урок. В качестве иллюстрации приводятся примеры использования фрагментов комиксов «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Особое внимание уделяется моделированию на основе визуального ряда графических новелл заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории (задание 8 и задание 15), их использованию в учебной деятельности. Делаются выводы об интегративном характере комикса как исторического источника, его мобилизационном и информационном потенциале, способности усиливать эмоциональный фон урочного занятия. В статье показывается, что результатом эффективного использования фрагментов комиксов может стать не только отработка предметных результатов обучения, но и развитие читательской грамотности обучающихся.
В статье представлен психолого-педагогический анализ проблем и, как следствие, запросов, которые есть у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут быть преодолены собственными силами, поэтому семья нуждается во внешней помощи и поддержке со стороны различных специалистов, причем на разных возрастных этапах характер запросов на помощь и поддержку меняется. Трудности и проблемы семьи могут затрагивать сферы супружеских или детско-родительских отношений, проявляться в психологическом или эмоциональном плане, отражаться на материальном благополучии семьи. Автор данной статьи делает акцент на педагогическом компоненте сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В теоретическом обзоре автором проведен сравнительный анализ подходов, представленных в отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных вопросам сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, при этом подчеркивается, что зарубежные авторы в большей степени обращают внимание на формы сопровождения семьи, тогда как в центре отечественных исследований чаще оказываются содержательные вопросы, связанные с дефицитами исследуемых семей. В качестве существенного недостатка исследований автор статьи обращает внимание на разрозненность как собственно исследований, так и организации системы сопровождения семьи, то есть в большинстве работ рассматриваются проблемы и запросы семей, воспитывающих ребенка определенной нозологии, тогда как автор статьи постулирует мысль о существовании инвариантных запросов на сопровождение в целом и на педагогическое сопровождение в частности. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Результаты опроса более чем 450-ти семей, воспитывающих детей разной нозологии от раннего возраста до юношеского периода, позволили выделить типовые запросы на сопровождение, что может быть положено в основу построения инвариантной программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принимаемые в последние годы в России меры по развитию кадрового потенциала страны стимулировали внимание общественности и интерес исследователей к развитию наставничества в самых различных сферах деятельности, в том числе, в образовании и науке. В статье раскрыта сущность и особенности научного наставничества, анализируются его различные модели, проявляющиеся в зарубежной практике - американская, или спонсорское наставничество, европейская, или развивающее наставничество, основанное на партнерских отношениях и способствующее развитию и саморазвитию как наставляемого, так и наставника. Особое внимание уделено моделям, сложившимся в России - индивидуальному и династийному наставничеству, а также зарождающейся новой модели - множественному научному наставничеству. Методология исследования основана на анализе отечественной и зарубежной научной литературы, опыта наставнической деятельности, в том числе и самого автора, являющегося на протяжении многих лет научным руководителем аспирантов и докторантов, членом диссертационных советов по педагогическим наукам. В статье показаны также и проблемы, влияющие на научное наставничество: недостаточная подготовленность начинающих исследователей к научно-исследовательской работе, низкий уровень их саморганизации, занятость делами, не связанными с обучением или выполнением НИР; не заинтересованность в науке, стремление получить лишь ученую степень; чрезмерная занятость научных руководителей, делегирование ими своих функций другим, чаще всего молодым коллегам по кафедре, кандидатам наук; недооценка труда научного руководителя, научного наставника. Наряду с этим автор обращает внимание на факты безнравственного поведения некоторых ученых и делает вывод о необходимости поддержки и дальнейшего развития научного наставничества. Автор надеется, что научно-педагогическое сообщество с интересом и пониманием отнесётся к поднятым в статье вопросам и поделится своими соображениями о путях их практического решения.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/