Архив статей журнала
Предметом исследования в статье является надежность как профессионально важное качество сотрудников МЧС России. Цель исследования - изучение содержания и компонентного состава надежности как профессионально важного качества сотрудников МЧС. Статья является обзорной и аналитической. В качестве методологии предметной области исследования были использованы дескриптивный метод, метод категоризации и метод анализа. Обозначена актуальность изучения данного качества в экстремальных профессиях. В статье показан переход в исследованиях надежности от технических наук в область гуманитарного знания, обусловленный необходимостью предупреждения рисков ошибок и травматизации сотрудников МЧС России. Представлены исследования, раскрывающие содержание и сущность профессиональной надежности сотрудников в различных сферах деятельности. Анализируются исследования надежности, проведенные в отечественной психологии (Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицына, В. М. Крука, А. А. Благинина, С. Л. Кандыбовича, А. Ю. Федотова и других). Дается краткая характеристика профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательных частей. Проводится анализ различных исследований, посвященных надежности в психологии труда и инженерной психологии. Дано определение надежности сотрудников МЧС России. Надежность определяется как интегральное индивидуальное качество, благодаря которому обеспечиваются важнейшие характеристики профессиональной деятельности сотрудников. В заключении статьи обоснована новизна и значение анализа надежности как интегрального профессионально важного качества сотрудников МЧС России, имеющего структурно-уровневое строение и включающего в себя три ведущих компонента: профессиональный, социально-психологический, нравственно-психологический. Кроме того, отмечается, что надежность является многокомпонентным образованием с множеством разнородных связей между ее составляющими. Эти связи носят сложный системный характер. Понимание структуры и содержания надежности как профессионально-важного качества сотрудников МЧС России позволит выстраивать программу психологического сопровождения сотрудников с учетом выделенных компонентов и развивать соответствующие качества для повышения эффективности их профессиональной деятельности.
В статье поднимается проблема формирования профессионально важных качеств в период обучения в вузе и первые годы работы (начальных этапов профессионализации). Исследование построено на примере изучения динамики макиавеллизма в процессе обучения и в первый год работы у студентов семи различных направлений подготовки. Для сбора эмпирических данных использовалась: стратегия поперечных срезов, методика сбора данных - Мак-шкала (в адаптации В. В. Знакова), методы статистической обработки включали критерии определения значимости отличий (t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни), метод перспективной экстраполяции. В исследовании показано, что макиавеллизм может формироваться в процессе получения образования в вузе как личностная черта при обучении по тем направлениям подготовки, профессиональная деятельность в рамках которых требует подобных навыков и стратегий действий для успешного осуществления. Установлен пример спонтанного профотбора студентов по направлению подготовки менеджмент на основе исходной развитости данной черты. Выявлена возможность формирования навыков макиавеллизма в процессе профессиональной деятельности. Статистический анализ полученных данных подтвердил возможность прогнозирования развития профессионально важных качеств в процессе профессионального обучения. Востребованность макиавеллизма для выполнения учебных заданий обусловлена сближением учебной среды с будущей рабочей средой, что создает условия для формирования макиавеллизма как ПВК у студентов в процессе обучения. Востребованность макиавеллизма в профессиональной деятельности дает возможность стимулировать формирование навыков в данной области у специалистов в первый год профессиональной деятельности.