ISSN 2218-5003 · EISSN 2686-7923
Языки: ru · en

Статья: Исследование стратегического поведения малых промышленных предприятий в контексте концепций жизненного цикла организации и отрасли (2024)

Читать онлайн

В отличие от бизнес-моделей крупных корпораций, которые уже тщательно изучены и классифицированы, стратегии малого бизнеса остаются в значительной степени неисследованными. Статья посвящена изучению стратегического поведения малых промышленных предприятий в России в рамках концепций жизненного цикла организации и отрасли. Методологический каркас работы включает теорию стратегического менеджмента и концепцию жизненного цикла. Методы исследования – анализ панельных данных, расчет бета-коэффициента, матричный метод. Информационная база охватывает данные отчетности 134 малых предприятий из отраслей, находящихся на разных стадиях жизненного цикла: литье металлов (стадия роста) и печатание газет (стадия зрелости). Статистика для анализа извлечена из базы СПАРК Интерфакс за период 1999–2021 гг. Авторами выделены три типа стратегического поведения малых предприятий – «агрессор», «защитник» и «контрстратегия», – а также выполнена оценка их распространенности в изучаемых отраслях. Исследование показало, что зрелые малые предприятия с «агрессивным» интуитивно стратегическим поведением – пре- обладающий тип бизнеса в зрелой отрасли, в то время как для предприятий в растущей отрасли «защита» и «контрстратегия» являются ключевыми на всех этапах жизненного цикла. Этот парадокс дополнительно подтверждает валидность авторской идеи об интуитивном стратегическом поведении малого бизнеса. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории жизненного цикла малого и среднего бизнеса и стратегического менеджмента, могут быть использованы для корректировки отраслевой политики и мер государственной поддержки, а также могут быть полезны руководителям малых предприятий.

Unlike large corporations whose business patterns have been extensively studied and categorized, there is a lack of research on small business strategies, leaving them largely unexplored. The article explores the strategic behaviour of small industrial enterprises in Russia within the organizational and industry life cycle concept. The research methodology is based on strategic management theory and the concept of the life cycle. The research methods include panel data analysis, the Beta coefficient calculation, and the matrix method. The information base is the reporting data of 134 small enterprises from industries at different stages of the life cycle: metal casting (growth) and newspaper printing (maturity). Statistics for analysis were obtained from the SPARK Interfax database for the period of 1999–2021. We identified three types of strategic behaviour (‘aggressive’, ‘defender’, and ‘counterstrategy’) and assessed their prevalence among small enterprises in the two industries under consideration. The results showed that mature small enterprises with an ‘aggressive’ intuitively strategic behaviour are the predominant type of business in a mature industry, while for small enterprises in a growing industry ‘defender’ and ‘counterstrategy’ are the prevalent strategies at all the life cycle stages. This paradox additionally proves the validity of our idea of the intuitively strategic behaviour of small businesses. Our findings contribute to the development of the SME life cycle theory and strategic management, can be used to adjust industry policy and government support measures, and can also be of interest to managers of small enterprises.

Ключевые фразы: жизненный цикл организации, жизненный цикл отрасли, стратегическое поведение, малые и средние предприятия (мсп), ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Автор (ы): Вайсман Елена Давидовна, Пылаева Ирина Сергеевна, Подшивалова Мария Владимировна
Журнал: УПРАВЛЕНЕЦ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
67. Различные отрасли промышленности и ремесла. Механическая технология
Для цитирования:
ВАЙСМАН Е. Д., ПЫЛАЕВА И. С., ПОДШИВАЛОВА М. В. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ОТРАСЛИ // УПРАВЛЕНЕЦ. 2024. № 6, ТОМ 15