Архив статей журнала
Активное развитие цифровых технологий и интернета обусловливает переход от традиционной к цифровой модели маркетинга. Статья посвящена библиометрическому анализу зарубежных исследований в области цифрового маркетинга (ЦМ) и маркетинга на основе данных (МД), направленному на определение текущего уровня научного инте- реса к рассматриваемой тематике и выявление ключевых тенденций ее развития. Методологической основой послужили базовые положения библиометрии и наукометрического менеджмента. Использовались методы статистической оценки и наукометрического анализа. Информационную базу составили материалы МНБД Web of Science с момента индексации первой публикации по каждому из направлений: для цифрового маркетинга объем выборки составил 1 541 статью за период 2006–2024 гг.; для маркетинга, основанного на данных, – 58 статей за период 2003–2024 гг. Обработка данных осуществлялась в статистической среде R. Результаты анализа свидетельствуют о постоянно возрастающем интересе научного сообщества к изучаемым концепциям. Выявлены журналы, публикующие основной массив исследований в области ЦМ (журнал Sustainability) и МД (Journal of Business Research); определены страны – лидеры по количеству профильных публикаций в сферах ЦМ (США) и МД (Китай); идентифицированы наиболее распространенные ключевые слова в ЦМ («impact» – «влияние») и МД («management» – «менеджмент»). Результаты анализа состава и частотности ключевых слов легли в основу тематических карт для визуализации «локомотивного» («моторного»), нишевого, базового и зарождающегося / затухающего направлений исследований в области цифрового и data-driven маркетинга.