В условиях цифровизации сильный имидж вуза, основанный на ценностях, миссии и уникальных особенностях, становится ключевым фактором популярности в онлайн-пространстве. Статья посвящена разработке методики на основе анализа частоты поисковых запросов в «Яндексе», позволяющей оценить узнаваемость вуза в цифровой среде и определить его репутационную составляющую. Методологической базой исследования послужила концепция пред- принимательского университета. Метод исследования – количественный подход к статистическому анализу сплошного массива текстовых данных. Информационную базу составили официальные нормативные документы образовательных организаций, данные Минобрнауки РФ, Росстата, цифровая аналитика системы «Яндекс». Авторская методика заключается в оценке популярных наименований вузов в цифровой среде, сопоставительном анализе количественных показателей цифровой репутации вузов в интернет-пространстве. В результате представлен топ-20 наиболее узнаваемых вузов по данным поисковых запросов, а также топ-10 по федеральным округам. Представители большинства федеральных округов присутствуют в топ-20, за исключением Южного и Северо-Кавказского. Наибольшее количество запросов приходится на Центральный федеральный округ, особенно Москву, что может свидетельствовать о высокой заинтересованности в столичных вузах. Выявлены репутационные риски, связанные с наименованиями вузов в уставах: неоднозначность ас- социаций с аббревиатурами и ограниченное количество названий. Рекомендуется выделить уникальные названия и сокращения, чтобы исключить путаницу, а также закрепить наиболее распространенные наименования официально. Для создания имиджа вуза необходимо выбрать одно название, чтобы увеличить его узнаваемость и привлекательность, а впоследствии снизить репутационные риски.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях цифровизации и развития онлайн-пространства возрастает значимость присутствия вуза во всемирной сети Интернет, что определяет конкурентоспособность организации, привлечение студентов, обеспечение доступности и открытости информации, а кроме того, оказывает влияние на имидж и репутацию организации. Создание сильного имиджа вуза является ключевым фактором его успешного позиционирования в онлайн-пространстве. Имидж вуза – это не просто логотип, а совокупность ценностей, миссии, репутации и образа, которые учебное заведение транслирует в мир, а также люди, которые в нем работают и учатся.
Список литературы
1 Абдужалилов Х.А. (2021). Рейтинг вуза как метод оценки его репутации // Практический маркетинг. № 1 (287). С. 39–44. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2021-1287-39-44
Башкеева В.В., Халбаева А.А. (2015). Имидж университета: вузы Бурятии и Иркутской области в региональных интернет- СМИ // Вестник Бурятского государственного университета. № 10. С. 209–213.
2 Гуреева А.Н., Муронец О.В., Самородова Э.В., Кузнецова В.С. (2018). Корпоративные коммуникации российской высшей школы в социальных сетях: оценка эффективности // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 7, № 3. С. 482–503. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2018.7(3).482-503
3 Демина И.Н., Красноярова О.В. (2015). Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права // Известия Иркутского государственного экономического университета. Т. 25, № 2. С. 320–324. https://doi.org/10.17150/1993-3541.2015.25(2).320-324.
4 Курзаева, Л.В., Савва Л.И., Назарова Е.К., Абзалов А.Р., Килиевич Д.А. (2022). Анализ и обработка данных цифрового следа обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 10. № 6. https://mir-nauki.com/PDF/72PDMN622.pdf.
5 Палачева Ю.А. (2021). Использование метрик для анализа социальных сетей: проблемные вопросы, количественные методы оценки, выбор показателей эффективности // PolitBook. № 4. С. 140–156.
6 Рубцова Н.В. (2023). Исследование медиаактивности университетов с использованием аналитических платформ // Вопросы теории и практики журналиcтики. Т. 12. № 1. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(1).104-120
7 Сафиуллин М.Р., Гатауллина А.А., Зяббарова А.А. (2024). Поддержка науки как фактор репутационного развития стран (на примере России и ряда зарубежных стран) // Российский экономический журнал. № 3. С. 18–37. doi: https://doi. org/10.52210/0130-9757_2024_3_18.
8 Abdykerimova L., Abdikerimova G., Konyrkhanova A., Nurova G., Bazarova M., Bersugir M., … Yerzhanova A. (2024). Analysis of the emotional coloring of text using machine and deep learning methods. International Journal of Electrical and Computer Engineering (IJECE), vol. 14, no. 3, pp. 3055–3063. https://doi.org/10.11591/ijece.v14i3.pp3055-3063
9 Arpan L.M., Raney A.A., Zivnuska S. (2003). A cognitive approach to understanding university image. Corporate Communications: An International Journal, vol. 8, no. 2, pp. 97–113. https://doi.org/10.1108/1356328031047535
10 Camacho M., Minelli J., Grosseck G. (2012). Self and identity: Raising undergraduate students’ awareness on their digital footprints. Procedia – Social and Behavioral Sciences, vol. 46., pp. 3176–3181. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.032
11 Caruana A., Chircop S. (2000). Measuring corporate reputation: A case example. Corporate Reputation Review, vol. 3, no. 1, pp. 43–57. https://doi.org/10.1057/palgrave.crr.1540098
12 Davies G., Chun R., da Silva R.V., Roper S. (2004). A corporate character scale to assess employee and customer views of organization reputation. Corporate Reputation Review, vol. 7, no. 2, pp. 125–146. https://doi.org/10.1057/palgrave.crr.1540216
13 Deephouse D.L., Newburry W., Soleimani A. (2016). The effects of institutional development and national culture on cross-national differences in corporate reputation. Journal of World Business, vol. 51, issue 3, pp. 463–473. https://doi.org/10.1016/j. jwb.2015.12.005
14 Del-Castillo-Feito C., Blanco-González A., González-Vázquez E. (2019). The relationship between image and reputation in the Spanish public university. European Research on Management and Business Economics, vol. 25, issue 2, pp. 87–92. https://doi. org/10.1016/j.iedeen.2019.01.001
15 Downes M. (2017). University scandal, reputation and governance. International Journal for Educational Integrity, vol. 13, no. 1, 8. https://doi.org/10.1007/s40979-017-0019-0 Hemsley-Brown J., Melewar T.C., Nguyen B., Wilson E.J. (2016). Exploring brand identity, meaning, image, and reputation (BIMIR) in higher education: A special section. Journal of Business Research, vol. 69, issue 8, pp. 3019–3022. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2016.01.016
16 Hemsley-Brown J., Oplatka I. (2015). University choice: What do we know, what don’t we know and what do we still need to find out? International Journal of Educational Management, vol. 29, no. 3, pp. 254–274. https://doi.org/10.1108/IJEM-10-2013- 0150
17 Joo Y.J., Lim K.Y., Kim E.K. (2011). Online university students’ satisfaction and persistence: Examining perceived level of presence, usefulness and ease of use as predictors in a structural model. Computers & Education, vol. 57, issue 2, pp. 1654–1664. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.02.008
18 Lafuente-Ruiz-de-Sabando A., Zorrilla P., Forcada J. (2018). A review of higher education image and reputation literature: Knowledge gaps and a research agenda. European Research on Management and Business Economics, vol. 24, issue 1, pp. 8–16. https://doi.org/10.1016/j.iedeen.2017.06.005
19 Liao Y.-K., Suprapto R.R.M. (2024). An empirical model of university competitiveness and rankings: The effects of entrepreneurial behaviors and dynamic capabilities. Asia Pacific Management Review, vol. 29, issue 1, pp. 34–43. https://doi.org/10.1016/j. apmrv.2023.04.005
20 Mantulenko V.V., Ashmarina S.I. (2021). Prospects of digital footprints use in the higher education. In: S.I. Ashmarina, V.V. Mantulenko. (Eds.). Current achievements, challenges and digital chances of knowledge based economy (pp. 581–589). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47458-4_67
21 Maon F., Swaen V., De Roeck K. (2021). Corporate branding and corporate social responsibility: Toward a multi-stakeholder interpretive perspective. Journal of Business Research, vol. 126, pp. 64–77. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.12.057
22 Newell S.J., Goldsmith R.E. (2001). The development of a scale to measure perceived corporate credibility. Journal of Business Research, vol. 52, issue 3, pp. 235–247. https://doi.org/10.1016/S0148-2963(99)00104-6
23 Nguyen N., LeBlanc G. (2001). Image and reputation of higher education institutions in students’ retention decisions. International Journal of Educational Management, vol. 15, no. 6, pp. 303–311. https://doi.org/10.1108/EUM0000000005909
24 Plewa C., Ho J., Conduit J., Karpen I.O. (2016). Reputation in higher education: A fuzzy set analysis of resource configurations. Journal of Business Research, vol. 69, issue 8, pp. 3087–3095. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.01.024
25 Pozdeeva E., Shipunova O., Popova N., Evseev V., Evseeva L., Romanenko I., Mureyko L. (2021). Assessment of online environment and digital footprint functions in higher education analytics. Education Sciences, vol. 11, no. 6, 256. https://doi. org/10.3390/educsci11060256
26 Pucciarelli F., Kaplan A. (2016). Competition and strategy in higher education: Managing complexity and uncertainty. Business Horizons, vol. 59, issue 3, pp. 311–320. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.01.003
27 Rauschnabel P.A., Krey N., Babin B.J., Ivens B.S. (2016). Brand management in higher education: The university brand personality scale. Journal of Business Research, vol. 69, issue 8, pp. 3077–3086. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.01.023
28 Saeidi S.P., Sofian S., Saeidi P., Saeidi S.P., Saaeidi S.A. (2015). How does corporate social responsibility contribute to firm financial performance? The mediating role of competitive advantage, reputation, and customer satisfaction. Journal of Business Research, vol. 68, issue 2, pp. 341–350. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2014.06.024
29 Sun X., Zhang Y., Feng J. (2024). Impact of online information on the pricing and profits of firms with different levels of brand reputation. Information & Management, vol. 61, issue 1, 103882. https://doi.org/10.1016/j.im.2023.103882 Tehci A. (2022). Academic service quality, student role and WOM communication in higher education. Upravlenets / The Manager, vol. 13, no. 5, pp. 102–113. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2022-13-5-7
30 Tomyuk O.N., Diachkova A.V., Novgorodtseva A.N. (2022). Global trends in digital transformation and media positioning of universities in social networks. Digital Sociology, vol. 5, no. 1, pp. 64–75. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-64-75
Выпуск
Другие статьи выпуска
Выстраивание отношений между бизнесом и государством – важное условие эффективного функционирования экономической системы страны. Такое сотрудничество в рамках устойчивого развития особенно актуально, поскольку государство выступает одним из ключевых стейкхолдеров для бизнеса, а через ответственную деятельность бизнеса достигаются цели в этой сфере на национальном уровне. Исследование направлено на определение инструментов GR-менеджмента, способствующих успешной реализации ESG-практик, а также выявление взаимосвязи между GR-менеджментом как специализированной функцией и результативностью практик устойчивого развития в российских компаниях. Методологической основой служит теория заинтересованных сторон. Основные методы исследования – корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ. Информационная база включает данные 86 крупнейшихроссийских компаний, входящих в ТОП-100 ESG-рейтинга RAEX на декабрь 2023 г. Выявлено, что компании, лидирующие в рэнкинге, показывают более высокие финансовые результаты, а также склонны выделять GR в отдельную функцию (подразделение). Выстраивание системных отношений между крупным бизнесом и государством формирует общий позитивный социальный эффект и позволяет достичь стабильных финансовых показателей. Чем крупнее бизнес и масштабнее реализуемые компанией ESG-проекты, тем больше потребность в согласованных действиях для снижения возможных рисков и потерь. При этом кросс-функциональное взаимодействие GR и других подразделений компании повышает результативность ее ESG-практик. Установлено, что системная реализация GR-функции важна как для частного бизнеса, так и для компаний с государственным участием.
В условиях новой экономической реальности проблема воздухоохранного поведения бизнеса сохраняет свою актуальность, смещая акценты в сторону защиты жизни и здоровья человека. Статья посвящена изучению отраслевых особенностей взаимосвязи между воздухоохранным поведением публичных компаний и доходностью их акций. Методологическую основу исследования составили теории экологического менеджмента, финансового менеджмента и стейкхолдеров. Методы работы – межотраслевой экономический и эконометрический анализ. Информационной базой послужили данные Росстата и Московской биржи о 45 публичных акционерных обществах (ПАО) из пяти отраслей экономики за период 2014–2022 гг. Межотраслевой экономический анализ показал, что инвесторы не принимают во внимание воздухоохранное поведение ПАО, неизменно направляя больше средств в акции компаний, входящих в отраслевые индексы Химии и нефтехимии, Металлов и добычи, Нефти и газа, отличающиеся большими дивидендными выплатами по сравнению с рынком Мосбиржи в целом. Через интеграцию в модель Фамы – Френча – Кархарта воздухоохранных факторов с помощью методов эконометрического моделирования получены оценки зависимости доходности отраслевых портфелей от этих факторов и от классических риск-премий. Доказано положительное влияние рыночной премии и премии за размер на доходность отраслевых портфелей. Статистически значимого влияния воздухоохранных факторов на доходность акций не установлено. Эмпирически подтверждена немотивированность бизнеса к воздухоохранному поведению в существующих условиях. Результаты исследования подчеркивают важность мотивации такого поведения бизнеса `на директивной основе.
В отличие от бизнес-моделей крупных корпораций, которые уже тщательно изучены и классифицированы, стратегии малого бизнеса остаются в значительной степени неисследованными. Статья посвящена изучению стратегического поведения малых промышленных предприятий в России в рамках концепций жизненного цикла организации и отрасли. Методологический каркас работы включает теорию стратегического менеджмента и концепцию жизненного цикла. Методы исследования – анализ панельных данных, расчет бета-коэффициента, матричный метод. Информационная база охватывает данные отчетности 134 малых предприятий из отраслей, находящихся на разных стадиях жизненного цикла: литье металлов (стадия роста) и печатание газет (стадия зрелости). Статистика для анализа извлечена из базы СПАРК Интерфакс за период 1999–2021 гг. Авторами выделены три типа стратегического поведения малых предприятий – «агрессор», «защитник» и «контрстратегия», – а также выполнена оценка их распространенности в изучаемых отраслях. Исследование показало, что зрелые малые предприятия с «агрессивным» интуитивно стратегическим поведением – пре- обладающий тип бизнеса в зрелой отрасли, в то время как для предприятий в растущей отрасли «защита» и «контрстратегия» являются ключевыми на всех этапах жизненного цикла. Этот парадокс дополнительно подтверждает валидность авторской идеи об интуитивном стратегическом поведении малого бизнеса. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории жизненного цикла малого и среднего бизнеса и стратегического менеджмента, могут быть использованы для корректировки отраслевой политики и мер государственной поддержки, а также могут быть полезны руководителям малых предприятий.
Активное развитие цифровых технологий и интернета обусловливает переход от традиционной к цифровой модели маркетинга. Статья посвящена библиометрическому анализу зарубежных исследований в области цифрового маркетинга (ЦМ) и маркетинга на основе данных (МД), направленному на определение текущего уровня научного инте- реса к рассматриваемой тематике и выявление ключевых тенденций ее развития. Методологической основой послужили базовые положения библиометрии и наукометрического менеджмента. Использовались методы статистической оценки и наукометрического анализа. Информационную базу составили материалы МНБД Web of Science с момента индексации первой публикации по каждому из направлений: для цифрового маркетинга объем выборки составил 1 541 статью за период 2006–2024 гг.; для маркетинга, основанного на данных, – 58 статей за период 2003–2024 гг. Обработка данных осуществлялась в статистической среде R. Результаты анализа свидетельствуют о постоянно возрастающем интересе научного сообщества к изучаемым концепциям. Выявлены журналы, публикующие основной массив исследований в области ЦМ (журнал Sustainability) и МД (Journal of Business Research); определены страны – лидеры по количеству профильных публикаций в сферах ЦМ (США) и МД (Китай); идентифицированы наиболее распространенные ключевые слова в ЦМ («impact» – «влияние») и МД («management» – «менеджмент»). Результаты анализа состава и частотности ключевых слов легли в основу тематических карт для визуализации «локомотивного» («моторного»), нишевого, базового и зарождающегося / затухающего направлений исследований в области цифрового и data-driven маркетинга.
Внедрение цифровых технологий в практику государственного и муниципального управления направлено на усиление взаимодействия органов власти разных уровней между собой и с населением, рост скорости и качества принятия решений. При этом сохраняется высокая дифференциация процессов цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях. Статья посвящена исследованию теоретико-методических и практических аспектов использования цифровых технологий в развитии территорий, возможностей их применения в сфере государственного и муниципального управления. Методологическую основу исследования составили теории регионального роста, стратегического управления, пространственные теории, концепции цифрового общества. В работе использованы методы синтеза, анализа данных, визуализации, экспертных оценок. Информационная база представлена официальными данными Росстата,нормативными документами развития субъектов РФ. Исследование цифровизации развития территорий подтвердило ее возрастающую роль как фактора долгосрочного развития. Систематизированы виды цифровых технологий в управленческой практике, выявлена высокая дифференциация их применения органами государственной власти и местного само управления. Лидерами в использовании цифровых технологий являются Уральский и Центральный федеральные округа. Результаты анализа стратегий цифровой трансформации и стратегий регионального развития показали необходимость усиления их взаимосогласованности и интегрированности. Установлено, что для эффективной цифровизации территорий разных уровней требуются определение границ и норм использования цифровых технологий, развитие компетенций у лиц, принимающих решения с их помощью, обеспечение информационной безопасности и защиты личных данных, снижение рисков мошенничества.
Идеология незримо присутствует в экономической науке. Представители ряда экономических школ, на- пример марксизма или оригинального институционализма, открыто признают наличие ценностных установок у исследователей. В то же время ученые, разделяющие неолиберальные идеи, настаивают на позитивном и неидеологическом характере экономической науки. Отрицание идеологической природы неолиберализма сказывается на социально-экономической политике при управлении общественным сектором экономики. Исследование направлено на проявление связи между менеджеризмом и идеологией неолиберализма. Методологическую базу исследования составили теоринового государственного менеджмента, оригинальная институциональная экономическая теория, а также элементы методологии нарративной экономики. Отбор и полнотекстовый разбор русскоязычных научных публикаций осуществлялись с помощью нарративного анализа и метода PRISMA. Информационной базой послужили статьи российских иссле дователей, посвященные менеджеризму, новому менеджменту в общественном секторе и неолиберализму. Выявлено, что среди ученых доминирует подход, рассматривающий менеджеризм как продолжение идеологии неолиберализма. Проанализирована эволюция теоретической и практической составляющих неолиберализма, который можно отнести к классу нестрогих понятий, подвергающихся активной критике. Типологизация неолиберализма дополнена тремя новыми видами, специфическими для экономической науки в России. Показано, что практическое воплощение нового менеджмента в общественном секторе приводит к смещению горизонта планирования с долгосрочных стратегических целей на краткосрочные индикаторы.
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/