Выстраивание отношений между бизнесом и государством – важное условие эффективного функционирования экономической системы страны. Такое сотрудничество в рамках устойчивого развития особенно актуально, поскольку государство выступает одним из ключевых стейкхолдеров для бизнеса, а через ответственную деятельность бизнеса достигаются цели в этой сфере на национальном уровне. Исследование направлено на определение инструментов GR-менеджмента, способствующих успешной реализации ESG-практик, а также выявление взаимосвязи между GR-менеджментом как специализированной функцией и результативностью практик устойчивого развития в российских компаниях. Методологической основой служит теория заинтересованных сторон. Основные методы исследования – корреляционный и однофакторный дисперсионный анализ. Информационная база включает данные 86 крупнейшихроссийских компаний, входящих в ТОП-100 ESG-рейтинга RAEX на декабрь 2023 г. Выявлено, что компании, лидирующие в рэнкинге, показывают более высокие финансовые результаты, а также склонны выделять GR в отдельную функцию (подразделение). Выстраивание системных отношений между крупным бизнесом и государством формирует общий позитивный социальный эффект и позволяет достичь стабильных финансовых показателей. Чем крупнее бизнес и масштабнее реализуемые компанией ESG-проекты, тем больше потребность в согласованных действиях для снижения возможных рисков и потерь. При этом кросс-функциональное взаимодействие GR и других подразделений компании повышает результативность ее ESG-практик. Установлено, что системная реализация GR-функции важна как для частного бизнеса, так и для компаний с государственным участием.
Идентификаторы и классификаторы
В современных реалиях пересматриваются приоритеты крупного бизнеса, поскольку стремление к созданию ценности для акционеров больше не может быть исключительной сутью и единственной целью ведения бизнеса [Tettamanzi, Venturini, Murgolo, 2022]. Исходя из этого логичным видится мнение о том, что растущее антропогенное воздействие на природу и ускоряющаяся деградация природных ресурсов все больше актуализируют проблемы устойчивого развития.
Список литературы
1 Ачкасова В.А., Минтусова И.Е., Филатова О.Г. (2015). GR и лоббизм: теория и технологии. Москва: Юрайт.
2 Батаева Б.С., Кокурина А.Д., Карпов Н.А. (2021). Влияние раскрытия ESG-показателей на финансовые результаты российских публичных компаний // Управленец. Т. 12, № 6. С. 20–32. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2021-12-6-2
3 Войтенко Э., Парфенчикова А. (2023). Лоббизм и GR: понятия, функции, инструменты. Москва: Альпина PRO.
4 Дегтярев А., Потапкин А. (2022). Особенности лоббирования крупных корпораций в политической динамике глобального мегаполиса (на примере московской программы реновации) – I // Сравнительная политика. Т. 13, № 1-2. С. 38–57. https://doi.org/10.24833/2221-3279-2022-1-2-13-38-57
5 Зудин А.Ю. (2024). Бизнес и ассоциации в странах Запада: опыт последних 30 лет. Представительство интересов бизнеса: основные формы // Высшая школа экономики. https://www.hse.ru/data/348/791/1239/%D0%B4%D0%BE%D0%BA %D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf.
6 Исупов А.М., Шарипов С.Х. (2023). Проблемы и перспективы в развитии GR-менеджмента в России // Молодой ученый. Т. 2, № 449. С. 116–118.
7 Ложевский И.А., Майборода М.А. (2017). GR-менеджмент как функция топ-менеджмента // Бизнес. Общество. Власть. № 26. С. 31–64.
8 Рахмеева И.И., Барыкин А.Н. (2024). Отечественная школа корпоративного GR: исследовательская программа // Московский экономический журнал. Т. 9, № 7. С. 74–101. https://doi.org/10.55186/2413046X_2024_9_7_318
9 Рубин Ю.Б. (2021). Управление собственным бизнесом. 17-е изд., доп. Москва: Университет Синергия.
10 Стоякин В.В. (2009). Роль GR-менеджмента в формировании цивилизованного корпоративного лоббизма в российских регионах // Южно-российский журнал социальных наук. № 2. С. 72–88.
11 Тетерюк А.С., Чубак Р.М. (2021). Теоретико-методологические основания концепции макро-микро переходов в интер- претации лоббистской деятельности // Ars Administrandi (Искусство управления). Т. 13, № 4. С. 470–494. https://doi. org/10.17072/2218-9173-2021-4-470-494
12 Туровский Р.Ф. (2009). Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами: современные процессы и их социально-политические последствия // Политком.ru. http://politcom.ru/8474.html.
13 Ускова Т.В. (2013). Частно-государственное партнерство как механизм модернизации экономики территорий: теоретико-методологические основы // Проблемы развития территории. № 3. С. 7–16.
14 Чулюков А.Д., Воротников А.М. (2022). Инструменты GR-менеджмента для реализации ESG-трансформации // Журнал социологических исследований. Т. 7, № 1. С. 38–47.
15 Шетов А.А. (2014). Теоретические основы GR-менеджмента как фактора повышения эффективности взаимодействия государства и общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. № 4. С. 140–147.
16 Al Amosh H., Khatib S.F.A. (2023). ESG performance in the time of COVID-19 pandemic: Cross-country evidence. Environmental Science and Pollution Research, vol. 30, no. 14, pp. 39978–39993. https://doi.org/10.1007/s11356-022-25050-w
17 Alfaraih M., Alanezi F., Almujamed H. (2012). The influence of institutional and government ownership on firm performance: Evidence from Kuwait. International Business Research, vol. 5, no. 10, pp. 192–200. https://doi.org/10.5539/ibr.v5n10p192
18 Aray Y., Dikova D., Garanina T., Veselova A. (2021). The hunt for international legitimacy: Examining the relationship between internationalization, state ownership, location and CSR reporting of Russian firms. International Business Review, vol. 30, no. 5, 101858. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2021.101858
19 Carroll A.B. (1991). The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons, vol. 34, no. 4 (July–August), pp. 39–48. https://doi.org/10.1016/0007-6813(91)90005-G
20 Dauliyeva G., Yeraliyeva A., Sadykhanova G., Bimendiyeva L. (2020). The partnership of governments for sustainable development. E3S Web of Conferences, vol. 159, 02004. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015902004
21 Elkington J. (1994). Towards the sustainable corporation: Win-win-win business strategies for sustainable development. California Management Review, vol. 36, no. 2, pp. 90–100. https://doi.org/10.2307/41165746
22 Esposito De Falco S., Scandurra G., Thomas A. (2021). How stakeholders affect the pursuit of the Environmental, Social, and Governance. Evidence from innovative small and medium enterprises. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, vol. 28, no. 5, рр. 1528–1539. https://doi.org/10.1002/csr.2183
23 Friedman M. (1970). The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine (September), pp. 122–124.
24 Frolova E., Medvedeva N., Kabanova E., Kurbakova S., Vinichenko M. (2016). Social partnership in Russia: Prerequisites, problems and trends. Journal of Advanced Research in Law and Economics, no. 16, pp. 407–416.
25 Li X. (2022). The interactions between regulation, lobbying and innovation as elements of business strategy in the energy sector. Frontiers in Business, Economics and Management, vol. 5, no. 2, pp. 123–127. https://doi.org/10.54097/fbem.v5i2.1747
26 Liu X., Cifuentes-Faura J., Zhao S., Wang L. (2024). The impact of government environmental attention on firms’ ESG performance: Evidence from China. Research in International Business and Finance, vol. 67, Part A, 102124. https://doi.org/10.1016/j. ribaf.2023.102124
27 Matten D., Moon J. (2007). Pan-European approach. A conceptual framework for understanding CSR. In: W.C. Zimmerli, M. Holzinger, K. Richter. (Eds.). Corporate ethics and corporate governance. Springer, Berlin, Heidelberg.
28 Mooneeapen O., Abhayawansa S., Khan N.M. (2022). The influence of the country governance environment on corporate environmental,social and governance (ESG) performance. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal, vol. 13, no. 4, pp. 953–985. https://doi.org/10.1108/SAMPJ-07-2021-0298
29 Nemetz A.M. (2015). A global investigation of government and community stakeholder influences on large company engagement in sustainability. International Journal of Business and Management, vol. 10, no. 2. https://doi.org/10.5539/ijbm. v10n2p1
30 Rawaf R.A., Alfalih A.A. (2023). The role of governance in achieving sustainability in family-owned business: Do responsible innovation and entrepreneurial culture matter? Sustainability, vol. 15, no. 7, 5647. https://doi.org/10.3390/su15075647
31 Sheng S., Zhou K.Z., Li J.J. (2011). The effects of business and political ties on firm performance: Evidence from China. Journal of Marketing, vol. 75, no. 1, pp. 1–15. https://doi.org/10.1509/jm.75.1.1
32 Sun Q., Tong W.H.S., Tong J. (2003). How does government ownership affect firm performance? Evidence from China’s privatization experience. Journal of Business Finance and Accounting, vol. 29, no. 1-2, pp. 1–27. https://doi.org/10.1111/1468- 5957.00422
33 Tettamanzi P., Venturini G., Murgolo M. (2022). Sustainability and financial accounting: A critical review on the ESG dynamics. Environmental Science and Pollution Research, vol. 29, no. 11, pp. 16758–16761. https://doi.org/10.1007/s11356-022-18596-2
34 Veselova A., Aray Y., Ermolaeva L. (2024). CSR disclosure in Russian systemic companies: Driving force of international environment and domestic institutions. Journal of East-West Business, vol. 30, no. 1, pp. 92–113. https://doi.org/10.1080/10669868 .2023.2266421
35 Wang S., Bunn M.D. (2004). Government/business relationships: Insights into contract implementation. Journal of Public Procurement, vol. 4, no. 1, pp. 84–115. https://doi.org/10.1108/JOPP-04-01-2004-B005
36 Wong W.K., Teh B.H., Tan S.H. (2023). The influence of external stakeholders on environmental, social, and governance (ESG) reporting: Toward a conceptual framework for ESG disclosure. Foresight and STI Governance, vol. 17, no. 2, pp. 9–20. https://doi.org/10.54097/jid.v3i2.939123.2.9.20
37 Zhang X. (2023). How does government support promote the relationship between ESG performance and innovation? Journal of Innovation and Development, vol. 3, no. 2, pp. 89–92. https://doi.org/10.54097/jid.v3i2.9391
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях новой экономической реальности проблема воздухоохранного поведения бизнеса сохраняет свою актуальность, смещая акценты в сторону защиты жизни и здоровья человека. Статья посвящена изучению отраслевых особенностей взаимосвязи между воздухоохранным поведением публичных компаний и доходностью их акций. Методологическую основу исследования составили теории экологического менеджмента, финансового менеджмента и стейкхолдеров. Методы работы – межотраслевой экономический и эконометрический анализ. Информационной базой послужили данные Росстата и Московской биржи о 45 публичных акционерных обществах (ПАО) из пяти отраслей экономики за период 2014–2022 гг. Межотраслевой экономический анализ показал, что инвесторы не принимают во внимание воздухоохранное поведение ПАО, неизменно направляя больше средств в акции компаний, входящих в отраслевые индексы Химии и нефтехимии, Металлов и добычи, Нефти и газа, отличающиеся большими дивидендными выплатами по сравнению с рынком Мосбиржи в целом. Через интеграцию в модель Фамы – Френча – Кархарта воздухоохранных факторов с помощью методов эконометрического моделирования получены оценки зависимости доходности отраслевых портфелей от этих факторов и от классических риск-премий. Доказано положительное влияние рыночной премии и премии за размер на доходность отраслевых портфелей. Статистически значимого влияния воздухоохранных факторов на доходность акций не установлено. Эмпирически подтверждена немотивированность бизнеса к воздухоохранному поведению в существующих условиях. Результаты исследования подчеркивают важность мотивации такого поведения бизнеса `на директивной основе.
В отличие от бизнес-моделей крупных корпораций, которые уже тщательно изучены и классифицированы, стратегии малого бизнеса остаются в значительной степени неисследованными. Статья посвящена изучению стратегического поведения малых промышленных предприятий в России в рамках концепций жизненного цикла организации и отрасли. Методологический каркас работы включает теорию стратегического менеджмента и концепцию жизненного цикла. Методы исследования – анализ панельных данных, расчет бета-коэффициента, матричный метод. Информационная база охватывает данные отчетности 134 малых предприятий из отраслей, находящихся на разных стадиях жизненного цикла: литье металлов (стадия роста) и печатание газет (стадия зрелости). Статистика для анализа извлечена из базы СПАРК Интерфакс за период 1999–2021 гг. Авторами выделены три типа стратегического поведения малых предприятий – «агрессор», «защитник» и «контрстратегия», – а также выполнена оценка их распространенности в изучаемых отраслях. Исследование показало, что зрелые малые предприятия с «агрессивным» интуитивно стратегическим поведением – пре- обладающий тип бизнеса в зрелой отрасли, в то время как для предприятий в растущей отрасли «защита» и «контрстратегия» являются ключевыми на всех этапах жизненного цикла. Этот парадокс дополнительно подтверждает валидность авторской идеи об интуитивном стратегическом поведении малого бизнеса. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории жизненного цикла малого и среднего бизнеса и стратегического менеджмента, могут быть использованы для корректировки отраслевой политики и мер государственной поддержки, а также могут быть полезны руководителям малых предприятий.
Активное развитие цифровых технологий и интернета обусловливает переход от традиционной к цифровой модели маркетинга. Статья посвящена библиометрическому анализу зарубежных исследований в области цифрового маркетинга (ЦМ) и маркетинга на основе данных (МД), направленному на определение текущего уровня научного инте- реса к рассматриваемой тематике и выявление ключевых тенденций ее развития. Методологической основой послужили базовые положения библиометрии и наукометрического менеджмента. Использовались методы статистической оценки и наукометрического анализа. Информационную базу составили материалы МНБД Web of Science с момента индексации первой публикации по каждому из направлений: для цифрового маркетинга объем выборки составил 1 541 статью за период 2006–2024 гг.; для маркетинга, основанного на данных, – 58 статей за период 2003–2024 гг. Обработка данных осуществлялась в статистической среде R. Результаты анализа свидетельствуют о постоянно возрастающем интересе научного сообщества к изучаемым концепциям. Выявлены журналы, публикующие основной массив исследований в области ЦМ (журнал Sustainability) и МД (Journal of Business Research); определены страны – лидеры по количеству профильных публикаций в сферах ЦМ (США) и МД (Китай); идентифицированы наиболее распространенные ключевые слова в ЦМ («impact» – «влияние») и МД («management» – «менеджмент»). Результаты анализа состава и частотности ключевых слов легли в основу тематических карт для визуализации «локомотивного» («моторного»), нишевого, базового и зарождающегося / затухающего направлений исследований в области цифрового и data-driven маркетинга.
В условиях цифровизации сильный имидж вуза, основанный на ценностях, миссии и уникальных особенностях, становится ключевым фактором популярности в онлайн-пространстве. Статья посвящена разработке методики на основе анализа частоты поисковых запросов в «Яндексе», позволяющей оценить узнаваемость вуза в цифровой среде и определить его репутационную составляющую. Методологической базой исследования послужила концепция пред- принимательского университета. Метод исследования – количественный подход к статистическому анализу сплошного массива текстовых данных. Информационную базу составили официальные нормативные документы образовательных организаций, данные Минобрнауки РФ, Росстата, цифровая аналитика системы «Яндекс». Авторская методика заключается в оценке популярных наименований вузов в цифровой среде, сопоставительном анализе количественных показателей цифровой репутации вузов в интернет-пространстве. В результате представлен топ-20 наиболее узнаваемых вузов по данным поисковых запросов, а также топ-10 по федеральным округам. Представители большинства федеральных округов присутствуют в топ-20, за исключением Южного и Северо-Кавказского. Наибольшее количество запросов приходится на Центральный федеральный округ, особенно Москву, что может свидетельствовать о высокой заинтересованности в столичных вузах. Выявлены репутационные риски, связанные с наименованиями вузов в уставах: неоднозначность ас- социаций с аббревиатурами и ограниченное количество названий. Рекомендуется выделить уникальные названия и сокращения, чтобы исключить путаницу, а также закрепить наиболее распространенные наименования официально. Для создания имиджа вуза необходимо выбрать одно название, чтобы увеличить его узнаваемость и привлекательность, а впоследствии снизить репутационные риски.
Внедрение цифровых технологий в практику государственного и муниципального управления направлено на усиление взаимодействия органов власти разных уровней между собой и с населением, рост скорости и качества принятия решений. При этом сохраняется высокая дифференциация процессов цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях. Статья посвящена исследованию теоретико-методических и практических аспектов использования цифровых технологий в развитии территорий, возможностей их применения в сфере государственного и муниципального управления. Методологическую основу исследования составили теории регионального роста, стратегического управления, пространственные теории, концепции цифрового общества. В работе использованы методы синтеза, анализа данных, визуализации, экспертных оценок. Информационная база представлена официальными данными Росстата,нормативными документами развития субъектов РФ. Исследование цифровизации развития территорий подтвердило ее возрастающую роль как фактора долгосрочного развития. Систематизированы виды цифровых технологий в управленческой практике, выявлена высокая дифференциация их применения органами государственной власти и местного само управления. Лидерами в использовании цифровых технологий являются Уральский и Центральный федеральные округа. Результаты анализа стратегий цифровой трансформации и стратегий регионального развития показали необходимость усиления их взаимосогласованности и интегрированности. Установлено, что для эффективной цифровизации территорий разных уровней требуются определение границ и норм использования цифровых технологий, развитие компетенций у лиц, принимающих решения с их помощью, обеспечение информационной безопасности и защиты личных данных, снижение рисков мошенничества.
Идеология незримо присутствует в экономической науке. Представители ряда экономических школ, на- пример марксизма или оригинального институционализма, открыто признают наличие ценностных установок у исследователей. В то же время ученые, разделяющие неолиберальные идеи, настаивают на позитивном и неидеологическом характере экономической науки. Отрицание идеологической природы неолиберализма сказывается на социально-экономической политике при управлении общественным сектором экономики. Исследование направлено на проявление связи между менеджеризмом и идеологией неолиберализма. Методологическую базу исследования составили теоринового государственного менеджмента, оригинальная институциональная экономическая теория, а также элементы методологии нарративной экономики. Отбор и полнотекстовый разбор русскоязычных научных публикаций осуществлялись с помощью нарративного анализа и метода PRISMA. Информационной базой послужили статьи российских иссле дователей, посвященные менеджеризму, новому менеджменту в общественном секторе и неолиберализму. Выявлено, что среди ученых доминирует подход, рассматривающий менеджеризм как продолжение идеологии неолиберализма. Проанализирована эволюция теоретической и практической составляющих неолиберализма, который можно отнести к классу нестрогих понятий, подвергающихся активной критике. Типологизация неолиберализма дополнена тремя новыми видами, специфическими для экономической науки в России. Показано, что практическое воплощение нового менеджмента в общественном секторе приводит к смещению горизонта планирования с долгосрочных стратегических целей на краткосрочные индикаторы.
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/