1 Ачкасова В.А., Минтусова И.Е., Филатова О.Г. (2015). GR и лоббизм: теория и технологии. Москва: Юрайт.
2 Батаева Б.С., Кокурина А.Д., Карпов Н.А. (2021). Влияние раскрытия ESG-показателей на финансовые результаты российских публичных компаний // Управленец. Т. 12, № 6. С. 20–32. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2021-12-6-2
3 Войтенко Э., Парфенчикова А. (2023). Лоббизм и GR: понятия, функции, инструменты. Москва: Альпина PRO.
4 Дегтярев А., Потапкин А. (2022). Особенности лоббирования крупных корпораций в политической динамике глобального мегаполиса (на примере московской программы реновации) – I // Сравнительная политика. Т. 13, № 1-2. С. 38–57. https://doi.org/10.24833/2221-3279-2022-1-2-13-38-57
5 Зудин А.Ю. (2024). Бизнес и ассоциации в странах Запада: опыт последних 30 лет. Представительство интересов бизнеса: основные формы // Высшая школа экономики. https://www.hse.ru/data/348/791/1239/%D0%B4%D0%BE%D0%BA %D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf.
6 Исупов А.М., Шарипов С.Х. (2023). Проблемы и перспективы в развитии GR-менеджмента в России // Молодой ученый. Т. 2, № 449. С. 116–118.
7 Ложевский И.А., Майборода М.А. (2017). GR-менеджмент как функция топ-менеджмента // Бизнес. Общество. Власть. № 26. С. 31–64.
8 Рахмеева И.И., Барыкин А.Н. (2024). Отечественная школа корпоративного GR: исследовательская программа // Московский экономический журнал. Т. 9, № 7. С. 74–101. https://doi.org/10.55186/2413046X_2024_9_7_318
9 Рубин Ю.Б. (2021). Управление собственным бизнесом. 17-е изд., доп. Москва: Университет Синергия.
10 Стоякин В.В. (2009). Роль GR-менеджмента в формировании цивилизованного корпоративного лоббизма в российских регионах // Южно-российский журнал социальных наук. № 2. С. 72–88.
11 Тетерюк А.С., Чубак Р.М. (2021). Теоретико-методологические основания концепции макро-микро переходов в интер- претации лоббистской деятельности // Ars Administrandi (Искусство управления). Т. 13, № 4. С. 470–494. https://doi. org/10.17072/2218-9173-2021-4-470-494
12 Туровский Р.Ф. (2009). Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами: современные процессы и их социально-политические последствия // Политком.ru. http://politcom.ru/8474.html.
13 Ускова Т.В. (2013). Частно-государственное партнерство как механизм модернизации экономики территорий: теоретико-методологические основы // Проблемы развития территории. № 3. С. 7–16.
14 Чулюков А.Д., Воротников А.М. (2022). Инструменты GR-менеджмента для реализации ESG-трансформации // Журнал социологических исследований. Т. 7, № 1. С. 38–47.
15 Шетов А.А. (2014). Теоретические основы GR-менеджмента как фактора повышения эффективности взаимодействия государства и общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. № 4. С. 140–147.
16 Al Amosh H., Khatib S.F.A. (2023). ESG performance in the time of COVID-19 pandemic: Cross-country evidence. Environmental Science and Pollution Research, vol. 30, no. 14, pp. 39978–39993. https://doi.org/10.1007/s11356-022-25050-w
17 Alfaraih M., Alanezi F., Almujamed H. (2012). The influence of institutional and government ownership on firm performance: Evidence from Kuwait. International Business Research, vol. 5, no. 10, pp. 192–200. https://doi.org/10.5539/ibr.v5n10p192
18 Aray Y., Dikova D., Garanina T., Veselova A. (2021). The hunt for international legitimacy: Examining the relationship between internationalization, state ownership, location and CSR reporting of Russian firms. International Business Review, vol. 30, no. 5, 101858. https://doi.org/10.1016/j.ibusrev.2021.101858
19 Carroll A.B. (1991). The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons, vol. 34, no. 4 (July–August), pp. 39–48. https://doi.org/10.1016/0007-6813(91)90005-G
20 Dauliyeva G., Yeraliyeva A., Sadykhanova G., Bimendiyeva L. (2020). The partnership of governments for sustainable development. E3S Web of Conferences, vol. 159, 02004. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015902004
21 Elkington J. (1994). Towards the sustainable corporation: Win-win-win business strategies for sustainable development. California Management Review, vol. 36, no. 2, pp. 90–100. https://doi.org/10.2307/41165746
22 Esposito De Falco S., Scandurra G., Thomas A. (2021). How stakeholders affect the pursuit of the Environmental, Social, and Governance. Evidence from innovative small and medium enterprises. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, vol. 28, no. 5, рр. 1528–1539. https://doi.org/10.1002/csr.2183
23 Friedman M. (1970). The social responsibility of business is to increase its profits. New York Times Magazine (September), pp. 122–124.
24 Frolova E., Medvedeva N., Kabanova E., Kurbakova S., Vinichenko M. (2016). Social partnership in Russia: Prerequisites, problems and trends. Journal of Advanced Research in Law and Economics, no. 16, pp. 407–416.
25 Li X. (2022). The interactions between regulation, lobbying and innovation as elements of business strategy in the energy sector. Frontiers in Business, Economics and Management, vol. 5, no. 2, pp. 123–127. https://doi.org/10.54097/fbem.v5i2.1747
26 Liu X., Cifuentes-Faura J., Zhao S., Wang L. (2024). The impact of government environmental attention on firms’ ESG performance: Evidence from China. Research in International Business and Finance, vol. 67, Part A, 102124. https://doi.org/10.1016/j. ribaf.2023.102124
27 Matten D., Moon J. (2007). Pan-European approach. A conceptual framework for understanding CSR. In: W.C. Zimmerli, M. Holzinger, K. Richter. (Eds.). Corporate ethics and corporate governance. Springer, Berlin, Heidelberg.
28 Mooneeapen O., Abhayawansa S., Khan N.M. (2022). The influence of the country governance environment on corporate environmental,social and governance (ESG) performance. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal, vol. 13, no. 4, pp. 953–985. https://doi.org/10.1108/SAMPJ-07-2021-0298
29 Nemetz A.M. (2015). A global investigation of government and community stakeholder influences on large company engagement in sustainability. International Journal of Business and Management, vol. 10, no. 2. https://doi.org/10.5539/ijbm. v10n2p1
30 Rawaf R.A., Alfalih A.A. (2023). The role of governance in achieving sustainability in family-owned business: Do responsible innovation and entrepreneurial culture matter? Sustainability, vol. 15, no. 7, 5647. https://doi.org/10.3390/su15075647
31 Sheng S., Zhou K.Z., Li J.J. (2011). The effects of business and political ties on firm performance: Evidence from China. Journal of Marketing, vol. 75, no. 1, pp. 1–15. https://doi.org/10.1509/jm.75.1.1
32 Sun Q., Tong W.H.S., Tong J. (2003). How does government ownership affect firm performance? Evidence from China’s privatization experience. Journal of Business Finance and Accounting, vol. 29, no. 1-2, pp. 1–27. https://doi.org/10.1111/1468- 5957.00422
33 Tettamanzi P., Venturini G., Murgolo M. (2022). Sustainability and financial accounting: A critical review on the ESG dynamics. Environmental Science and Pollution Research, vol. 29, no. 11, pp. 16758–16761. https://doi.org/10.1007/s11356-022-18596-2
34 Veselova A., Aray Y., Ermolaeva L. (2024). CSR disclosure in Russian systemic companies: Driving force of international environment and domestic institutions. Journal of East-West Business, vol. 30, no. 1, pp. 92–113. https://doi.org/10.1080/10669868 .2023.2266421
35 Wang S., Bunn M.D. (2004). Government/business relationships: Insights into contract implementation. Journal of Public Procurement, vol. 4, no. 1, pp. 84–115. https://doi.org/10.1108/JOPP-04-01-2004-B005
36 Wong W.K., Teh B.H., Tan S.H. (2023). The influence of external stakeholders on environmental, social, and governance (ESG) reporting: Toward a conceptual framework for ESG disclosure. Foresight and STI Governance, vol. 17, no. 2, pp. 9–20. https://doi.org/10.54097/jid.v3i2.939123.2.9.20
37 Zhang X. (2023). How does government support promote the relationship between ESG performance and innovation? Journal of Innovation and Development, vol. 3, no. 2, pp. 89–92. https://doi.org/10.54097/jid.v3i2.9391