Статья представляет описание невербальных средств, используемых драматургами разных поколений для создания образа субъекта - персонажа произведения, события и места действия с целью продемонстрировать динамику развития и разнообразие невербальных средств коммуникации, употребляемых в авторских ремарках некоторых пьес российских писателей XIX-XX столетий. К наиболее проявленным средствам неречевой выразительности относятся интонация, действия персонажей, а также резонансное сочетание нескольких невербальных модусов в репрезентации субъекта-персонажа драматургического произведения.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.37724/RSU.2024.69.2.009
Многозначность процесса общения отчетливо прослеживается в художественном дискурсе. В данном виде дискурса общение реализует сложную многоуровневую систему, которая несет в себе некие социокультурные традиции, передает сообщение и определяет его интерпретацию, осуществляя таким образом многоаспектный и мультиканальный процесс коммуникации между героями или персонажами произведения, а также автором и читателем, автором и актером, автором и режиссером [Лотман, 1981].
Список литературы
1. Арбузов А. Н. Таня. - М.: Детская лит., 2001. - 160 с.
2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / пер. с франц. - М.: Изд-во иностр. лит., 1955. - 416 с.
3. Вампилов А. В. Утиная охота. - М.: Детская лит., 2003. - 239 с.
4. Демьянков В. З. Личность, индивидуальность и субъективность в языке и речи // “Я”, “субъект”, “индивид” в парадигмах современного языкознания. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 9-34. EDN: SMSNYJ
5. Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. - М.: Языки славянск. культуры, 2014. - 320 с. EDN: VPGIYF
6. Ирисханова О. К. Полимодальный дискурс как объект исследования. Полимодальные измерения дискурса. - М.: ЯСК, 2021. - С. 15-33. EDN: ZLTDNY
7. Кубрякова Е. С., Петрова Н. Ю. Лингвокультурологический статус драмы (новое в изучении языка пьес) // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - № 2 (23). - С. 64-73. EDN: MVDFNF
8. Логинова Е. Г. Семиотический резонанс в моно- и полимодальном дискурсе (на материале русской и английской драмы): дис.... д-ра филол. наук: 10.02.19. - М., 2021. - 445 с.
9. Логинова Е. Г., Ржешевская А. А. Речь и жесты в дискурсе драмы. Полимодальные измерения дискурса. - М.: ЯСК, 2021. - С. 110-153.
10. Лотман Ю. М. Риторика // Структура и семиотика художественного текста: тр. по знаковым системам. - Тарту, 1981. - Вып. 12. - 148 с.
11. Островский А. Н. Гроза и другие пьесы. - М.: АСТ, 2022. - 320 с.
12. Ржешевская А. А. Динамика жестов в письменном и устном драматургическом дискурсе (на примере пьесы Дж.-Б. Пристли “Визит инспектора” и ее экранизации) // Когнитивные исследования языка. - 2022. - № 4 (51). - С. 411-418. EDN: HMKNWR
13. Чехов А. П. Пьесы. “Чайка”, “Три сестры”, “Дядя Ваня”, “Вишневый сад”. - М.: Детская лит., 2020. - 314 с.
14. Fisher-Lichte E. The semiotics of theatre / transl. in Engl. by J. Gaines, D. L. Jones. - 2nd ed. - Indiana University Press, 1992. - 337 p.
15. Keir E. The semiotics of theatre and drama. - L.; NY: Methuen, 1980. - 248 p.
16. Performance and Cognition: Theatre studies and the cognitive turn / B. McConahie, F. E. Hart (eds.). - L.; NY: Routledge, 2011. - 256 p.
17. Siewerska A. On the discourse basis of person agreement // Approaches to cognition through text and discourse / ed. T. Virtanen. - Berlin: Mouton de Gruyter, 2004. - Pp. 33-48.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современные исследования переводческих метатекстов позволили установить, что предисловие к переводу художественного произведения является самостоятельным речевым жанром, обладающим относительно устойчивой тематикой. Однако зависимость структуры и содержания переводческих предисловий от факторов культуры остается вне поля зрения ученых.
В предисловиях к переводам с русского на английский и с английского на русский исследователи выделяют 16 основных тем, распределяя их на четыре блока: информация об авторе, информация об исходном тексте, информация о тексте перевода и информация об издании. Целью данной работы является изучение сходств и различий между китайскими и европейскими переводческими предисловиями в части их композиции и ее тематического наполнения. Материалом для сравнительного анализа стало 40 предисловий к китайским переводам русской литературы, где можно выделить 16 основных тем, которые распределяются на пять блоков.
Четыре из них соответствуют структуре английских и русских предисловий, а блок «Побуждение читателя к правильному восприятию перевода» характерен только для китайских предисловий к переводам. Он показывает воздействующую функцию перевода в традиции Китая и свидетельствует о явно выраженной культурной обусловленности композиционной структуры переводческого метатекста, что указывает на необходимость дальнейшего изучения его лингвокультурных характеристик.
Явление экспланаторного потенциала языковых единиц привлекает все большее внимание лингвистов, но лишь немногие из них дали конкретные объяснения этому понятию в представлении результатов многочисленных исследований.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть, что вкладывают в это понятие лингвисты, используя его для объектов изучения в языке и в речи, и на этом основании вывести определение экспланаторного потенциала применительно к соответствиям в переводе.
С опорой на теорию информативности текста и иерархию степеней информационного запаса Р. К. Миньяра-Белоручева в работе анализируются переводческие соответствия, выбранные русским переводчиком XVIII века А. Л. Леонтьевым для передачи культурно-специфичных наименований китайского языка, исследуются их значения и делается вывод о том, что переводческие соответствия с информационным запасом разных степеней имеют экспланаторный потенциал, соответствующий их степени информативности.
В статье рассматривается специфика драматургического текста, в котором функционирует информативный код в виде одного из типов, а именно в виде социокультурного кода. Выявлено, что социокультурный код как синергия лингвосоциомаркеров и лингвокультурных маркеров в пределах драматургического текста функционирует в качестве совокупности проксемных, темпоральных, лингвокультурных, сенсемных и эмотивных маркеров. Детальное рассмотрение специфики функционирования сенсемных маркеров в англоязычном драматургическом тексте пьесы Дж. Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра» показало наличие четырех типов сенсем, а именно: 1) корреляция сенсемы с мифологемой и с колоративом; 2) корреляция сенсемы с эмотивом и мифологемой; 3) сенсема-олицетворение; 4) сенсема-проксема. В русскоязычном драматургическом тексте пьесы А. П. Чехова «Чайка» определены: 1) сенсема-проксема; 2) сенсема-зооним; 3) сенсема-кинема; 4) корреляция сенсемы с пейзажной моделью. Установлено, что в двух разноязычных пьесах, написанных примерно в одно время в XIX веке, из пяти типов сенсем превалируют звуковые сенсемы, что является общей чертой в построенной сравнительно-сопоставительной модели сенсемного спектра социокультурного кода двух пьес.
В статье рассматривается сюжетно-темпоральная сетка романа И. П. Шамякина «Глубинное течение». Выявляется наличие в сюжетно-темпоральной сетке романа двух типов темпоральных маркеров: хронем и лексических таймеров. Определяется, что хронемы как эксплицитные темпоральные маркеры представлены в романе следующими четырьмя типами: пролонгированные хронемы, точечные хронемы, предельные хронемы и обобщающие хронемы.
Обнаруживается превалирование пролонгированных хронем и точечных хронем в сюжетно-темпоральной сетке романа над предельными хронемами и обобщающими хронемами.
Устанавливается, что отличительной чертой сюжетно-тематической сетки романа предстает явление темпоральной контекстной поляризации как один из компонентов текстовой когнитивной координаты, выступающей в качестве одного из показателей специфики идиостиля писателя.
Другим показателем специфики идиостиля является наличие темпоральной контекстуальной цикличности, при которой контекстуальные темпоральные начало и конец описываемых событий совпадают по темпоральной семантике. Также в тексте романа выявляется наличие лексических таймеров как имплицитных темпоральных маркеров.
Обосновывается, что интерпретативный потенциал хронем и лексических таймеров заключается в их возможности представлять собой точку поляризации описываемых в романе событий. Устанавливается, что семантический потенциал единичного темпорального маркера по репрезентации полярности в два раза выше, чем семантический потенциал двойственных маркеров темпоральной контекстной поляризации.
В статье рассматривается феномен взаимосвязи познавательного концепта KRIEG с его индивидуально-авторской проекционной формацией - художественным концептом в произведениях Э. М. Ремарка. Впервые рассматривается концепция о темпорально актуализируемых концептах, среди которых - познавательный и художественный концепт KRIEG. Познавательный концепт KRIEG имеет статус темпорально актуализируемого, остается неизменным в периоды inter bellum и подвергается значительным изменениям в периоды военных действий. Являясь значимым в лингвосоциуме, познавательный концепт KRIEG находит отражение в художественной литературе. Он является концептом-доминантой творчества многих немецких писателей, современников как Первой, так и Второй мировых войн.
Для современного общества характерно противоречие между активным использованием людей возраста 50+ в качестве энергичной рабочей силы и незначительной их представленностью в интенсивно развивающемся рекламном дискурсе. Объект представленного в статье исследования - рекламный дискурс, автором которого является пожилой человек.
Предмет исследования - оценочный аспект вербального и невербального представления старости и людей старшего возраста в англоязычной рекламе. Статья нацелена на решение проблемы модальности рекламных произведений, транслирующих отношение общества к пожилым людям и их отношение к обществу.
Результаты исследования говорят о том, что оценка субъектом рекламного произведения его объекта выражается через ситуативный контекст и его вербальное наполнение. Когнитивные основания исследуемой рекламы делятся на стереотипные представления о людях 50+ и формирующееся современное восприятие представителей «серебряного» возраста. Для первых характерна псевдо-аффективность и антагонизм взаимодействия «молодые - старые», для второго - равновесная оценка молодых и пожилых.
Статья посвящена проблеме языковых средств выражения оценки в газетном дискурсе в зависимости от прагматической установки на материале французского языка.
Цель исследования заключается в выявлении языковых средств выражения различных видов модально-оценочных значений в тематических разновидностях французской газетной статьи. Прагматическая установка разновидности французской газетной статьи (информативной, критической, полемической, аргументативной) предопределяет качественно-количественное многообразие видов модально-оценочных значений.
В статье впервые разработана функционально-прагматическая типология языковых средств выражения различных видов модально-оценочных значений во французском газетном дискурсе; расширены представления о прагматических факторах, обусловливающих использование данных языковых средств.
В статье выявлена зависимость между видами и средствами передачи модально-оценочных значений и прагматической целеустановкой разновидностей французской газетной статьи.
Статья посвящена описанию и изучению лингвопрагматических особенностей спортивной лексики в немецком политическом дискурсе. Политический дискурс нацелен на агитацию широких масс и побуждение их к определенным действиям.
Цель статьи - представить, описать и проанализировать функциональную специфику лексем Spagat, Rekord, Spielball и словосочетания Muskeln spielen, относящихся к спортивной тематике, в политическом дискурсе Германии в период с 2021 по 2024 год на материале политических статей из немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ).
Статьи политической направленности имеют свою языковую специфику. В теоретической части статьи представлены понятие и лингвистические особенности политического дискурса, а также дано определение «лингвопрагматики», описаны коммуникативно-прагматические особенности метафор, часто используемых в политическом дискурсе. В эмпирической части представлены примеры с использованием вышеуказанных спортивных слов в переносном, метафорическом значении в статьях политической тематики, проанализированы их лингвопрагматические особенности.
Для достижения вышеуказанной цели использованы методы: лингвистического описания для выявления качественных свойств спортивных лексем и словосочетаний; дистрибутивного анализа, с помощью которого изучается их контекстуальное и ситуативное использование; метод компонентного анализа для разбора содержания текста и его значения с учетом применения вышеуказанных лексем.
Научная новизнаисследования заключается в комплексном анализе лингвопрагматических особенностей некоторых слов спортивной тематики в немецком политическом дискурсе для достижения успешной коммуникации.
В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что, во-первых, лексемы Spagat, Rekord, Spielball и словосочетание Muskeln spielen, которые относятся к области спорта, используются в политическом дискурсе исключительно в переносном, то есть метафорическом, значении; во-вторых, функциональные особенности спортивной лексики в статьях политической направленности хотя и зависят от их локации, но всегда выполняют экспрессивно-декоративную функцию.
В статье исследуется специфика англоязычного медиадискурса и отличительные особенности лингвомедийной репрезентации научно-технических достижений в англоязычном медиадискурсе в контексте реализации коммуникативной стратегии информирования об инновациях. Материалом исследования послужили медиатексты американского онлайн-журнала MIT Technology Review. Исследовательская процедура включала несколько этапов. На первом этапе были выявлены ключевые тактики реализации стратегии освещения. На последующем этапе были установлены лингвомедийные средства, участвующие в реализации стратегии информирования об инновациях, среди которых особую роль выполняют личностные идеологемы и эмоционально маркированная лексика.
В статье рассматривается проблема эксплицитного и имплицитного в высказывании. Цель работы состоит в изучении связи имплицитности высказывания с его синтаксисом на примере вертикального контекста речи - особого концептуально-семантического и структурного типа дискурса, содержащего несобственно-прямую речь как способ передачи чужого высказывания. Выбор объекта исследования составляет его новизну. Результатом работы является выявление факторов, определяющих наличие в тексте явлений экспрессивного синтаксиса, обозначающего имплицитную информацию, что подчеркивает взаимосвязь и взаимозависимость концептуального, семантического, синтаксического и коммуникативного уровней организации вертикального контекста речи.
Придаточные изъяснительные предложения, являющиеся объектом настоящего исследования, объединяют в себе различные функциональные типы предложений - субъектные, объектные, предикативные и определительные. Они входят в состав сложноподчиненных предложений, главная часть которых обычно содержит слова речемыслительной деятельности, а сами придаточные несут в себе основную информацию.
Предметом исследования является анализ функционирования данных структур в научном дискурсе, в частности в текстах современных немецких научных статей и монографий. Интерес к данной теме обусловлен тем, что в научных текстах доминирует информативная цель общения, и именно изъяснительные предложения играют большую роль как в коммуникативном, так и в текстообразующем плане.
Цель статьи состоит в выявлении структурно-семантических и функциональных особенностей названных типов изъяснительных предложений в научном дискурсе. Автором статьи характеризуется статус данных предложений, анализируется их объем, тенденции в использовании тех или иных функциональных типов предложений. В комплексном описании выделенных типов изъяснительных предложений состоит и научная новизна предлагаемой статьи.
Результат исследования показал, что в научном тексте значительно преобладают субъектные и объектные придаточные предложения, при доминировании глаголов мыслительной деятельности в главном предложении, которые нередко вводят косвенную речь, а также часто содержат конструкции с модальными глаголами и модально-пассивные формы преимущественно со значением необходимости.
Автор статьи приходит к выводу, что подача мысли, оформление самого высказывания, зафиксированного в изъяснительном предложении, во многом зависят от лексического наполнения и грамматической организации главного предложения, и вся структура сложноподчиненных предложений с изъяснительной частью влияет на качество подачи информации в научном дискурсе.
Издательство
- Издательство
- РГУ имени С.А. Есенина
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- Юр. адрес
- 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46
- ФИО
- Мурог Игорь Александрович (ректор)
- E-mail адрес
- rsu@365.rsu.edu.ru
- Контактный телефон
- +8 (491) 2281435