Архив статей журнала
В статье рассматривается проблема эксплицитного и имплицитного в высказывании. Цель работы состоит в изучении связи имплицитности высказывания с его синтаксисом на примере вертикального контекста речи - особого концептуально-семантического и структурного типа дискурса, содержащего несобственно-прямую речь как способ передачи чужого высказывания. Выбор объекта исследования составляет его новизну. Результатом работы является выявление факторов, определяющих наличие в тексте явлений экспрессивного синтаксиса, обозначающего имплицитную информацию, что подчеркивает взаимосвязь и взаимозависимость концептуального, семантического, синтаксического и коммуникативного уровней организации вертикального контекста речи.
Придаточные изъяснительные предложения, являющиеся объектом настоящего исследования, объединяют в себе различные функциональные типы предложений - субъектные, объектные, предикативные и определительные. Они входят в состав сложноподчиненных предложений, главная часть которых обычно содержит слова речемыслительной деятельности, а сами придаточные несут в себе основную информацию.
Предметом исследования является анализ функционирования данных структур в научном дискурсе, в частности в текстах современных немецких научных статей и монографий. Интерес к данной теме обусловлен тем, что в научных текстах доминирует информативная цель общения, и именно изъяснительные предложения играют большую роль как в коммуникативном, так и в текстообразующем плане.
Цель статьи состоит в выявлении структурно-семантических и функциональных особенностей названных типов изъяснительных предложений в научном дискурсе. Автором статьи характеризуется статус данных предложений, анализируется их объем, тенденции в использовании тех или иных функциональных типов предложений. В комплексном описании выделенных типов изъяснительных предложений состоит и научная новизна предлагаемой статьи.
Результат исследования показал, что в научном тексте значительно преобладают субъектные и объектные придаточные предложения, при доминировании глаголов мыслительной деятельности в главном предложении, которые нередко вводят косвенную речь, а также часто содержат конструкции с модальными глаголами и модально-пассивные формы преимущественно со значением необходимости.
Автор статьи приходит к выводу, что подача мысли, оформление самого высказывания, зафиксированного в изъяснительном предложении, во многом зависят от лексического наполнения и грамматической организации главного предложения, и вся структура сложноподчиненных предложений с изъяснительной частью влияет на качество подачи информации в научном дискурсе.