Патриотическое воспитание работников уголовно-исполнительной системы направлено на развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением законности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Значительная роль в осуществлении данного направления воспитательной работы принадлежит институтам гражданского общества. В настоящей статье рассматриваются особенности участия общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органов в рамках проведения в 2023 году Всероссийской акции «Вахта памяти», посвященной памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
В геополитических реалиях современности, которая характеризуется эскалацией межгосударственных противоречий, макроэкономической неустойчивостью, отрицанием западными элитами традиционных духовно-нравственных ценностей и моральных норм, фальсификацией мировой истории и умалением уникальной роли России как страны-цивилизации, одобрением преступлений нацистских преступников, разжиганием ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений, распространением разрушительных идеологий и внедрением противоестественных моделей социально-деструктивных паттернов поведения, одним из факторов консолидации российского общества выступает укрепление патриотического самосознания, патриотических чувств социально активных граждан, воспитанных на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Список литературы
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 20. Ст. 3397.
- Положение об Общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний / Утверждено приказом ФСИН России от 22.11.2021 № 1067 (с учетом изменений, утвержденных приказом ФСИН России от 24.08.2023 № 518) [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: [сайт]. 2023. URL: https://fsin.gov.ru/OS/doc (дата обращения: 10.12.2023).
- Социальная адаптация (ресоциализация) лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений: итоги теоретического исследования : Итоги теоретического исследования / О. А. Адоевская, В. В. Александрова, Е. Ю. Белова [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью “Издательский дом “Юриспруденция”, 2020. – 368 с.
- Селиверстов В. И. Об опыте научного обеспечения реформы уголовно-исполнительной системы России // Наука без границ: синергия теорий, методов и практик : материалы Международной научной конференции, Москва, 28–30 октября 2020 года / отв. ред. О. К. Ирисханова. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2020. – С. 298-301.
- Козин М.Н. Взаимодействия учреждений УИС с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – № 6. – С. 144-146.
- Реент Ю.А. Проблемы патриотического воспитания и формы его реализации в образовательных организациях высшего образования правоохранительных органов России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2023. – № 3(250). – С. 57-64. – DOI 10.51522/2307-0382-2023-250-3-57-64.
- Шалаев В.А. Проблематика профессионального развития сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 7. – С. 263–269.
- Балакин А. И словом, и делом // Преступление и наказание. – 2023. – № 10. – С. 38–41.
- Директор ФСИН заявил о готовности к открытому сотрудничеству с общественными организациями [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС: [сайт]. 2021. URL: 12
https://tass.ru/obschestvo/13135223?ysclid=lsghsvybea292675467 (дата обращения: 10.09.2023). - Общественный совет при ФСИН России поддержал подписанное соглашение о сотрудничестве ведущих научно-образовательных учреждений в интересах развития пенитенциарной системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: [сайт]. 2021. URL: https://fsin.gov.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=605612 (дата обращения: 10.12.2023).
- Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Методические рекомендации / Утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022 / Федеральное агентство по делам молодѐжи; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодѐжи» [Электронный ресурс] // Роспатриот : [сайт]. 2022. URL: https://www.rospatriotcentr.ru/upload/iblock/be8/fx2d1jxt4wa37m5qizi33gfxtr74i86k.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
- Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать [Электронный ресурс] // WCIOM : [сайт]. 2022. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (дата обращения: 10.12.2023).
- Патриотизм: мониторинг [Электронный ресурс] // WCIOM : [сайт]. 2023. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-monitoring (дата обращения: 10.12.2023).
- Понкин И.В. О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания [Электронный ресурс] // Ветеранские вести : [сайт]. 2023. URL: https://vvesti.com/obshchestvo/o-razrusitelnom-dokumente-v-sfere-patrioticeskogo-vospitania (дата обращения: 10.12.2023).
- Сотрудники России – Герои России [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: [сайт]. 2023. URL: https://fsin.gov.ru/upload/Герои_РОССИИ.pdf (дата обращения: 10.10.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлено основное содержание современной системы работы с молодежью, которая может быть реализована в уголовно-исполнительной системе. Рассмотрены основные элементы, которые позволяют управлять этой системой, их содержательное наполнение и особенности реализации.
В статье рассматриваются вопросы организации системы профессионального сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая обеспечивает развитие профессионально-важных качеств, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Отдельно представлены вопросы организации отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и организации процесса адаптации вновь принятых сотрудников.
В статье рассматриваются организационно-правовые и психологические особенности реализации прокурорского надзора для обеспечения прав и социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предлагаются пути совершенствования надзорной деятельности и обеспечения законности не только в сфере исполнения уголовных наказаний, но и прав, свобод и социальных гарантий персонала УИС.
Отмечена важность психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Раскрыто соотношение времени, которое отводится на это направление деятельности и на психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Проанализированы основные направления психологической работы с персоналом. Раскрыты организационные предпосылки развития психологической службы, как структурного подразделения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества в России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания в советский период развития российского государства, его состояние в конце ХХ века и в современный период.
Отмечается значение патриотического воспитания в общей системе воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы как в целом, так и с сотрудниками, проходящими службу в уголовно-исполнительных инспекциях, а также необходимость наличия убежденной патриотической позиции у данных сотрудников при проведении воспитательной работы с подучетными лицами.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания.
В статье рассматриваются проблемные вопросы воспитательной работы с личным составом, комплектования и закрепления кадров, дисциплинарной практики, социально-бытового обеспечения персонала пенитенциарных учреждений Российской Федерации.
Приметой настоящего времени современного общества становится всеобщая информатизация, публичное освещение и обсуждение (не всегда с задачей ориентации на объективность) самых разнообразных социальных сторон, манипулирование и управление общественным сознанием. Сам «объем» информационного пространства, его «плотность» и многовекторность смыслов такова, что человеку в подобных условиях довольно трудно сформировать устойчивую непротиворечивую систему ценностей и жизненных ориентиров, что находит свое отражение в конкретных поступках и поведении в целом. Наиболее остро данный аспект находит свое отражение в осуществлении воспитательной и психологической работы, реализуемой в государственных структурах, на которые возложены важные социальные обязанности. В частности, в правоохранительных органах. Вопросу формирования образа сотрудников пенитенциарной системы в обществе посвящена данная работа. В ней на примерах образов сотрудников системы исполнения наказаний как зарубежных, так и отечественных кинофильмов продемонстрированы неоднозначность и противоречивость «собирательного портрета» персонала исправительных учреждений, транслируемого в общество. Данное обстоятельство непосредственным образом отражается на индивидуально-личностном психоэмоциональном состоянии отдельных работников уголовно-исполнительной системы, дестабилизируя его, а в совокупности может находить негативное отражение на региональном и федеральном уровнях в работе учреждений и органов системы исполнения наказаний.
Необходимость повышения уровня подготовки выпускников федеральных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России, актуализировало важность формирования и дальнейшего развития патриотизма у молодых специалистов – выпускников образовательных организаций ФСИН России. Понимание молодым специалистом феномена духовности и духовного развития как системообразующей характеристики личности способно противопоставить себя негативному влиянию окружающей действительности. Возможности патриотического воспитания на основе духовности личности предполагает соответствующее развитие ценностно-смысловой, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности молодого специалиста.
Воспитательная работа с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы имеет свои особенности и является важным фактором их успешной профессиональной социализации. В статье определены и проанализированы необходимые условия эффективности проводимой воспитательной работы с молодыми сотрудникам. Условия эффективности воспитательной работы с молодыми сотрудниками УИС определены, исходя из организационных и психолого-педагогических особенностей служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Статья посвящена проблемам формирования патриотизма граждан нашей страны (особенно молодежи) в современных условиях, когда человечество, включая граждан России, переходит к жизни от одной ментальной цивилизации к другой на фоне мощнейших интеграционных и миграционных процессов и формирования общечеловеческих ценностей, норм и правил поведения, а также ценностного мира; когда виртуальная жизнь, связанная с использованием цифровых технологий, превращается в состояние реальной жизни молодежи всего мира.
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях, характеризующихся усилением открытого противостояния со стороны реакционных сил коллективного Запада; особое внимание уделено рассмотрению роли и значения ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы в работе, осуществляемой с целью патриотического воспитания молодѐжи.
В статье рассматривается проблема антикоррупционного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, анализируются отдельные аспекты научных исследований антикоррупционного образования, формирования антикоррупционного поведения, нетерпимости и противодействия коррупционным. Формулируются задачи, которые необходимо решать в ходе научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в аспекте борьбы с коррупционными проявлениями.
В работе предпринята попытка определить суть понятия «гражданственность» исходя из проведенного анализа данной традиционной ценности в контексте трудов, имеющихся в отраслевых науках. Имеющийся материал позволил автору прийти к выводу, что гражданственность – политизированное понятие, аккумулирующее в себе единство таких понятий, как «гражданин-общество-государство», что проявляется в педагогике при формировании гражданственности как определенного качества личности у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор вынес предположение, что гражданственность у указанных сотрудников формируется за счет развития таких качеств как социальная активность, осознание необходимости исполнения гражданского долга, дисциплинированности и коллективизма. Перечисленные направления в работе с сотрудниками способствуют формированию у сотрудника нового образа «хороший гражданин», придерживающегося не только при исполнении должностных обязанностей, но и в повседневной жизни зарекомендовавшего себя как социально активного гражданина, ориентированный на реализацию государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
В статье анализируется теоретические основы и практика организации формирования аксиологичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ежедневно взаимодействующих с лицами, осужденными за террористические преступления. Представлены основные пути повышения эффективности данного направления деятельности в аспекте развития профессионально-значимых качеств пенитенциарных сотрудников.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su