В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях, характеризующихся усилением открытого противостояния со стороны реакционных сил коллективного Запада; особое внимание уделено рассмотрению роли и значения ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы в работе, осуществляемой с целью патриотического воспитания молодѐжи.
Идентификаторы и классификаторы
Имеющие место в настоящий момент интенсивные изменения в современном мире могут привести к смысловой и ценностной дезориентации человека, непониманию им своего места и роли в жизни. Это, в свою очередь, может привести к развитию отрицательных личностных качеств, выражающихся в деструктивных формах поведения. В масштабах не отдельной личности, а общества в целом подобное с высокой степенью вероятности, приведет к разобщению в социуме, нарастанию внутреннего напряжения и дестабилизации. В этой связи патриотизм является тем стабилизирующим социальную обстановку фактором, уравновешивающим порой расходящиеся жизненные установки, взгляды и убеждения.
Список литературы
- Андриенко О. А., Безенкова Т. А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 39-41.
- Блягоз Н. Ш., Кулаков А. А., Чуриков Ю. С. Аспекты патриотического воспитания современной молодѐжи: состояние проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. Вып. 3 (243). С. 19-24.
- Гражданский кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.10.2023).
- Ильченко Л. П., Туктаров Р. Р. Программное сопровождение процесса патриотического воспитания учащейся молодѐжи // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 113. С. 1231-1242.
- Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution (дата обращения: 30.09.2023).
- Морозов А. В. Значение ветеранских организаций территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России в патриотическом воспитании сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей // В сборнике: Петербургские пенитенциарные конференции // Сборник материалов комплекса международных научно-практических конференций / Под общ. ред. О. И. Нестерова. СПб.: СПбУФСИН, 2023. С. 23-29.
- Морозов А. В. Патриотическое воспитание детей и подростков в условиях цифровой социализации // В сборнике: Человек как предмет воспитания (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского) // Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. М.: Московский университет МВД им. В. Я. Кикотя, 2023. С. 128-131.
- Морозов А. В. Патриотическое воспитание молодѐжи как объединяющая национальная идея // В сборнике: Драгомировские образовательные чтения // Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. И. И. Грачѐв. Пенза: ПГУ, 2019. С. 173-180.
- Морозов А. В. Формирование духовно-нравственной культуры личности обучающегося на основе патриотизма // В сборнике: Патриотизм как основа формирования духовно-нравственной культуры личности в системе образовательных организаций // Материалы Международной научно-практической конференции. М.: МГУТУ, 2020. С. 212-218.
- Провоторова Г. Н. Роль взаимодействия ветеранской организации и молодѐжи в патриотическом воспитании // Система ценностей современного общества. 2015. № 3. С. 111-112.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (дата обращения: 17.10.2023).
- Томилина С. Н. Моделирование государственно-патриотического воспитания учащейся молодѐжи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 87-89.
- Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 02.07.2021) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/21528 (дата обращения: 17.09.2023). 14. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» // [Электронный ресурс] URL: https://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201210220005 (дата обращения: 29.09.2023).
- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 19.09.2023).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 22.09.2023) 17. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения 25.09.2023).
- Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8742 (дата обращения: 10.10.2023)
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7877 (дата обращения: 13.10.2023) 20. Федоров А. П., Томилина С. Н. Методологические подходы к системной организации процесса формирования патриотизма у современной молодѐжи // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 49-53.
- Что такое патриотическое воспитание, цели и задачи // [Электронный ресурс] URL: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/chto-takoe (дата обращения: 10.09.2023). 22. Khairutdinov R. R., Morozov A. V., Mukhametzyanova F. G., Venidiktova E. A., Chugunov A. S. Historical significance of the image of the Kazan Virgin in the education of spirituality, morality, and patriotism // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. Vol. 5. Рр. 682-686.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлено основное содержание современной системы работы с молодежью, которая может быть реализована в уголовно-исполнительной системе. Рассмотрены основные элементы, которые позволяют управлять этой системой, их содержательное наполнение и особенности реализации.
В статье рассматриваются вопросы организации системы профессионального сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая обеспечивает развитие профессионально-важных качеств, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Отдельно представлены вопросы организации отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и организации процесса адаптации вновь принятых сотрудников.
В статье рассматриваются организационно-правовые и психологические особенности реализации прокурорского надзора для обеспечения прав и социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предлагаются пути совершенствования надзорной деятельности и обеспечения законности не только в сфере исполнения уголовных наказаний, но и прав, свобод и социальных гарантий персонала УИС.
Отмечена важность психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Раскрыто соотношение времени, которое отводится на это направление деятельности и на психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Проанализированы основные направления психологической работы с персоналом. Раскрыты организационные предпосылки развития психологической службы, как структурного подразделения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества в России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания в советский период развития российского государства, его состояние в конце ХХ века и в современный период.
Отмечается значение патриотического воспитания в общей системе воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы как в целом, так и с сотрудниками, проходящими службу в уголовно-исполнительных инспекциях, а также необходимость наличия убежденной патриотической позиции у данных сотрудников при проведении воспитательной работы с подучетными лицами.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания.
В статье рассматриваются проблемные вопросы воспитательной работы с личным составом, комплектования и закрепления кадров, дисциплинарной практики, социально-бытового обеспечения персонала пенитенциарных учреждений Российской Федерации.
Приметой настоящего времени современного общества становится всеобщая информатизация, публичное освещение и обсуждение (не всегда с задачей ориентации на объективность) самых разнообразных социальных сторон, манипулирование и управление общественным сознанием. Сам «объем» информационного пространства, его «плотность» и многовекторность смыслов такова, что человеку в подобных условиях довольно трудно сформировать устойчивую непротиворечивую систему ценностей и жизненных ориентиров, что находит свое отражение в конкретных поступках и поведении в целом. Наиболее остро данный аспект находит свое отражение в осуществлении воспитательной и психологической работы, реализуемой в государственных структурах, на которые возложены важные социальные обязанности. В частности, в правоохранительных органах. Вопросу формирования образа сотрудников пенитенциарной системы в обществе посвящена данная работа. В ней на примерах образов сотрудников системы исполнения наказаний как зарубежных, так и отечественных кинофильмов продемонстрированы неоднозначность и противоречивость «собирательного портрета» персонала исправительных учреждений, транслируемого в общество. Данное обстоятельство непосредственным образом отражается на индивидуально-личностном психоэмоциональном состоянии отдельных работников уголовно-исполнительной системы, дестабилизируя его, а в совокупности может находить негативное отражение на региональном и федеральном уровнях в работе учреждений и органов системы исполнения наказаний.
Необходимость повышения уровня подготовки выпускников федеральных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России, актуализировало важность формирования и дальнейшего развития патриотизма у молодых специалистов – выпускников образовательных организаций ФСИН России. Понимание молодым специалистом феномена духовности и духовного развития как системообразующей характеристики личности способно противопоставить себя негативному влиянию окружающей действительности. Возможности патриотического воспитания на основе духовности личности предполагает соответствующее развитие ценностно-смысловой, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности молодого специалиста.
Воспитательная работа с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы имеет свои особенности и является важным фактором их успешной профессиональной социализации. В статье определены и проанализированы необходимые условия эффективности проводимой воспитательной работы с молодыми сотрудникам. Условия эффективности воспитательной работы с молодыми сотрудниками УИС определены, исходя из организационных и психолого-педагогических особенностей служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Статья посвящена проблемам формирования патриотизма граждан нашей страны (особенно молодежи) в современных условиях, когда человечество, включая граждан России, переходит к жизни от одной ментальной цивилизации к другой на фоне мощнейших интеграционных и миграционных процессов и формирования общечеловеческих ценностей, норм и правил поведения, а также ценностного мира; когда виртуальная жизнь, связанная с использованием цифровых технологий, превращается в состояние реальной жизни молодежи всего мира.
В статье рассматривается проблема антикоррупционного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, анализируются отдельные аспекты научных исследований антикоррупционного образования, формирования антикоррупционного поведения, нетерпимости и противодействия коррупционным. Формулируются задачи, которые необходимо решать в ходе научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в аспекте борьбы с коррупционными проявлениями.
В работе предпринята попытка определить суть понятия «гражданственность» исходя из проведенного анализа данной традиционной ценности в контексте трудов, имеющихся в отраслевых науках. Имеющийся материал позволил автору прийти к выводу, что гражданственность – политизированное понятие, аккумулирующее в себе единство таких понятий, как «гражданин-общество-государство», что проявляется в педагогике при формировании гражданственности как определенного качества личности у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор вынес предположение, что гражданственность у указанных сотрудников формируется за счет развития таких качеств как социальная активность, осознание необходимости исполнения гражданского долга, дисциплинированности и коллективизма. Перечисленные направления в работе с сотрудниками способствуют формированию у сотрудника нового образа «хороший гражданин», придерживающегося не только при исполнении должностных обязанностей, но и в повседневной жизни зарекомендовавшего себя как социально активного гражданина, ориентированный на реализацию государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
Патриотическое воспитание работников уголовно-исполнительной системы направлено на развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением законности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Значительная роль в осуществлении данного направления воспитательной работы принадлежит институтам гражданского общества. В настоящей статье рассматриваются особенности участия общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органов в рамках проведения в 2023 году Всероссийской акции «Вахта памяти», посвященной памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируется теоретические основы и практика организации формирования аксиологичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ежедневно взаимодействующих с лицами, осужденными за террористические преступления. Представлены основные пути повышения эффективности данного направления деятельности в аспекте развития профессионально-значимых качеств пенитенциарных сотрудников.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su