Архив статей журнала
В статье представлено основное содержание современной системы работы с молодежью, которая может быть реализована в уголовно-исполнительной системе. Рассмотрены основные элементы, которые позволяют управлять этой системой, их содержательное наполнение и особенности реализации.
В статье рассматриваются вопросы организации системы профессионального сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая обеспечивает развитие профессионально-важных качеств, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Отдельно представлены вопросы организации отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и организации процесса адаптации вновь принятых сотрудников.
Приметой настоящего времени современного общества становится всеобщая информатизация, публичное освещение и обсуждение (не всегда с задачей ориентации на объективность) самых разнообразных социальных сторон, манипулирование и управление общественным сознанием. Сам «объем» информационного пространства, его «плотность» и многовекторность смыслов такова, что человеку в подобных условиях довольно трудно сформировать устойчивую непротиворечивую систему ценностей и жизненных ориентиров, что находит свое отражение в конкретных поступках и поведении в целом. Наиболее остро данный аспект находит свое отражение в осуществлении воспитательной и психологической работы, реализуемой в государственных структурах, на которые возложены важные социальные обязанности. В частности, в правоохранительных органах. Вопросу формирования образа сотрудников пенитенциарной системы в обществе посвящена данная работа. В ней на примерах образов сотрудников системы исполнения наказаний как зарубежных, так и отечественных кинофильмов продемонстрированы неоднозначность и противоречивость «собирательного портрета» персонала исправительных учреждений, транслируемого в общество. Данное обстоятельство непосредственным образом отражается на индивидуально-личностном психоэмоциональном состоянии отдельных работников уголовно-исполнительной системы, дестабилизируя его, а в совокупности может находить негативное отражение на региональном и федеральном уровнях в работе учреждений и органов системы исполнения наказаний.
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях, характеризующихся усилением открытого противостояния со стороны реакционных сил коллективного Запада; особое внимание уделено рассмотрению роли и значения ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы в работе, осуществляемой с целью патриотического воспитания молодѐжи.
Патриотическое воспитание работников уголовно-исполнительной системы направлено на развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением законности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Значительная роль в осуществлении данного направления воспитательной работы принадлежит институтам гражданского общества. В настоящей статье рассматриваются особенности участия общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органов в рамках проведения в 2023 году Всероссийской акции «Вахта памяти», посвященной памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируется теоретические основы и практика организации формирования аксиологичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ежедневно взаимодействующих с лицами, осужденными за террористические преступления. Представлены основные пути повышения эффективности данного направления деятельности в аспекте развития профессионально-значимых качеств пенитенциарных сотрудников.
В статье рассматривается вопрос понимания образовательной системы, ее особенностей, ведущей идеи развития региональной образовательной системы, а также важнейшие составляющие непрерывного образования. Рассматриваемые элементы образовательной деятельности наиболее полно характеризуют систему профессионального образования в уголовно-исполнительной системе.
Задача дифференциации личностных особенностей различных групп осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях традиционно решается или теоретически на основе исследования различных научных источников или эмпирически (на основе усреднения личностных профилей базовых клинических шкал личностных тестов у групп осужденных). В данной работе мы предлагаем результаты полученные при изучении базовых шкал личностных профилей осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. На основе выборки более 700 лиц исследуемой категории и сопоставления результатов усредненных личностных профилей по содержательным шкалам методики СМИЛ были выделены общие и специфические личностные черты трех групп осужденных. Так, в исследуемых группах превалирует паттерн конверсионного профиля личности в виде конверсии и противоречивого сочетания вытесненной тревоги и чрезмерной активности незрелой личности, что позволяет рассматривать полученную психическую (кумулятивную) травму как один из глубинных бессознательных мотиваторов экстремистского и террористического поведения, определяя тем самым мишени для планирования психокоррекционной работы и выделения осужденных группы риска.
В статье рассматривается роль выездных практических занятий, организуемых на базе исправительных учреждений по учебной дисциплине «Пенитенциарная педагогика». Также показаны результаты опроса представлений курсантов младших курсов юридического факультета ведомственной образовательной организации об осуществлении процесса исправления, организации воспитательной работы с осужденными в конкретном исправительном учреждении. Усиление практико-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует эффективности процесса обучения курсантов вузов ФСИН России.