В статье рассматриваются вопросы организации системы профессионального сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы, которая обеспечивает развитие профессионально-важных качеств, формирование профессиональных знаний, умений и навыков. Отдельно представлены вопросы организации отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему и организации процесса адаптации вновь принятых сотрудников.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время в период трансформирования российского общества, обусловленного сменой технологического уклада, изменением геополитической обстановки, проблемами в социокультурной, экономической, демографической и иных сферах жизнедеятельности значительно повышается роль и ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы по исполнению уголовных наказаний. При этом непременным условием и важнейшим резервом результативности профессиональной деятельности является повышение эффективности кадровой работы с личным составом, создание действенной системы профессионального сопровождения, обеспечивающей развитие профессионально-важных качеств, формирование профессиональных знаний, учений и навыков, верности служебному долгу патриотизма. Это требует совершенствования форм и методов отдельных направлений кадровой работы, направленных на развитие высокой организованности и дисциплины, что в свою очередь актуализирует потребность в изучении и анализе проводимых научных исследований, направленных на совершенствование ее отдельных направлений.
Список литературы
- Бовин Б.Г. Психологическая пригодность к службе в правоохранительных органах. М.: Юрлитинформ, 2018. 360 с.
- Калашников М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы ОВД: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
- Кокорина Е.И. Профессионально-психологическая пригодность кандидатов к службе в УИС // NovaInfo, 2017. – № 65 – С. 443-447
- Кочкина О.В. Наставничество в уголовно-исполнительной системе // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1 (3). С. 114-119.
- Кулакова С.В. Суслов Ю.Е. Адаптация вновь принятых сотрудников как основа стабильности кадрового состава уголовно-исполнительной системы // Антропогогика. – 2022. – № 2(6). – С. 91-97.
- Михайлов А.Н., Ушков Ф.И. Организация психологической службы в УИС [Электронный ресурс] / учебное пособие. Киров, 2016. http://yurpsy.com/files/ucheb/psyuin/soder.htm (дата обращения 21.09.2023).
- Петров В.А. Профессиональный отбор кандидатов на военную службу по контракту. Орел: ВИПС, 1988. 150 с.
- Приказ Минюста РФ от 5 августа 2021 г. № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/401601658/paragraph/ 220:0 (дата обращения 20.08.2023).
- Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы». URL: https://base.garant.ru/1357519 (дата обращения 12.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлено основное содержание современной системы работы с молодежью, которая может быть реализована в уголовно-исполнительной системе. Рассмотрены основные элементы, которые позволяют управлять этой системой, их содержательное наполнение и особенности реализации.
В статье рассматриваются организационно-правовые и психологические особенности реализации прокурорского надзора для обеспечения прав и социальных гарантий сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предлагаются пути совершенствования надзорной деятельности и обеспечения законности не только в сфере исполнения уголовных наказаний, но и прав, свобод и социальных гарантий персонала УИС.
Отмечена важность психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Раскрыто соотношение времени, которое отводится на это направление деятельности и на психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Проанализированы основные направления психологической работы с персоналом. Раскрыты организационные предпосылки развития психологической службы, как структурного подразделения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества в России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания в советский период развития российского государства, его состояние в конце ХХ века и в современный период.
Отмечается значение патриотического воспитания в общей системе воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы как в целом, так и с сотрудниками, проходящими службу в уголовно-исполнительных инспекциях, а также необходимость наличия убежденной патриотической позиции у данных сотрудников при проведении воспитательной работы с подучетными лицами.
В статье анализируются определения таких понятий, как «воспитание» и «патриотизм», их трактовки представителями научного сообщества России. Кратко рассматривается значение и роль патриотического воспитания.
В статье рассматриваются проблемные вопросы воспитательной работы с личным составом, комплектования и закрепления кадров, дисциплинарной практики, социально-бытового обеспечения персонала пенитенциарных учреждений Российской Федерации.
Приметой настоящего времени современного общества становится всеобщая информатизация, публичное освещение и обсуждение (не всегда с задачей ориентации на объективность) самых разнообразных социальных сторон, манипулирование и управление общественным сознанием. Сам «объем» информационного пространства, его «плотность» и многовекторность смыслов такова, что человеку в подобных условиях довольно трудно сформировать устойчивую непротиворечивую систему ценностей и жизненных ориентиров, что находит свое отражение в конкретных поступках и поведении в целом. Наиболее остро данный аспект находит свое отражение в осуществлении воспитательной и психологической работы, реализуемой в государственных структурах, на которые возложены важные социальные обязанности. В частности, в правоохранительных органах. Вопросу формирования образа сотрудников пенитенциарной системы в обществе посвящена данная работа. В ней на примерах образов сотрудников системы исполнения наказаний как зарубежных, так и отечественных кинофильмов продемонстрированы неоднозначность и противоречивость «собирательного портрета» персонала исправительных учреждений, транслируемого в общество. Данное обстоятельство непосредственным образом отражается на индивидуально-личностном психоэмоциональном состоянии отдельных работников уголовно-исполнительной системы, дестабилизируя его, а в совокупности может находить негативное отражение на региональном и федеральном уровнях в работе учреждений и органов системы исполнения наказаний.
Необходимость повышения уровня подготовки выпускников федеральных образовательных организаций, подведомственных ФСИН России, актуализировало важность формирования и дальнейшего развития патриотизма у молодых специалистов – выпускников образовательных организаций ФСИН России. Понимание молодым специалистом феномена духовности и духовного развития как системообразующей характеристики личности способно противопоставить себя негативному влиянию окружающей действительности. Возможности патриотического воспитания на основе духовности личности предполагает соответствующее развитие ценностно-смысловой, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности молодого специалиста.
Воспитательная работа с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы имеет свои особенности и является важным фактором их успешной профессиональной социализации. В статье определены и проанализированы необходимые условия эффективности проводимой воспитательной работы с молодыми сотрудникам. Условия эффективности воспитательной работы с молодыми сотрудниками УИС определены, исходя из организационных и психолого-педагогических особенностей служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе.
Статья посвящена проблемам формирования патриотизма граждан нашей страны (особенно молодежи) в современных условиях, когда человечество, включая граждан России, переходит к жизни от одной ментальной цивилизации к другой на фоне мощнейших интеграционных и миграционных процессов и формирования общечеловеческих ценностей, норм и правил поведения, а также ценностного мира; когда виртуальная жизнь, связанная с использованием цифровых технологий, превращается в состояние реальной жизни молодежи всего мира.
В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы в современных условиях, характеризующихся усилением открытого противостояния со стороны реакционных сил коллективного Запада; особое внимание уделено рассмотрению роли и значения ветеранских организаций уголовно-исполнительной системы в работе, осуществляемой с целью патриотического воспитания молодѐжи.
В статье рассматривается проблема антикоррупционного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, анализируются отдельные аспекты научных исследований антикоррупционного образования, формирования антикоррупционного поведения, нетерпимости и противодействия коррупционным. Формулируются задачи, которые необходимо решать в ходе научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в аспекте борьбы с коррупционными проявлениями.
В работе предпринята попытка определить суть понятия «гражданственность» исходя из проведенного анализа данной традиционной ценности в контексте трудов, имеющихся в отраслевых науках. Имеющийся материал позволил автору прийти к выводу, что гражданственность – политизированное понятие, аккумулирующее в себе единство таких понятий, как «гражданин-общество-государство», что проявляется в педагогике при формировании гражданственности как определенного качества личности у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор вынес предположение, что гражданственность у указанных сотрудников формируется за счет развития таких качеств как социальная активность, осознание необходимости исполнения гражданского долга, дисциплинированности и коллективизма. Перечисленные направления в работе с сотрудниками способствуют формированию у сотрудника нового образа «хороший гражданин», придерживающегося не только при исполнении должностных обязанностей, но и в повседневной жизни зарекомендовавшего себя как социально активного гражданина, ориентированный на реализацию государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
Патриотическое воспитание работников уголовно-исполнительной системы направлено на развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением законности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Значительная роль в осуществлении данного направления воспитательной работы принадлежит институтам гражданского общества. В настоящей статье рассматриваются особенности участия общественных советов при ФСИН России и ее территориальных органов в рамках проведения в 2023 году Всероссийской акции «Вахта памяти», посвященной памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В статье анализируется теоретические основы и практика организации формирования аксиологичности сотрудников уголовно-исполнительной системы, ежедневно взаимодействующих с лицами, осужденными за террористические преступления. Представлены основные пути повышения эффективности данного направления деятельности в аспекте развития профессионально-значимых качеств пенитенциарных сотрудников.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su