В статье представлено содержательное наполнение разных вариантов плана внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных, получающих образование в воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (В.М. Литвишков, А.В. Вилкова, Т.В. Кириллова, М.М. Калашникова, И.Е. Прысь, М.Б. Торбин, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, С. А. Фадеева и др.).
В данной статье авторами рассматриваются структура и содержание плана внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных. В каждом из вариантов представлены две части плана (инвариантная и вариативная). Также внимание акцентировано на возможности создания своего варианта планирования внеурочной занятости несовершеннолетних на основе педагогического и управленческого опыта с учетом целесообразности его наполнения для конкретной школы.
Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что в планировании внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы во главе с ее руководителями и администрацией колонии, поэтому вариант плана, который будет взят за основу для практического воплощения, должен устраивать всех участников. Задачи воспитания, решаемые работниками пенитенциарного учреждения, найдут отражение в плане внеурочной деятельности (при соотнесении с целями и задачами рабочей программы воспитания).
Идентификаторы и классификаторы
План внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС должен представлять собой документ, заданный актуальными требованиями к направлениям, количеству часов, структуре и содержанию занятий.
А именно: три предлагаемые модели (или варианты) плана, в плане две части (рекомендуемая всем обучающимся (или инвариантная)) и вариативная); объем учебных часов – до 10 еженедельных часов в классе; занятия, четко распределяемые по двум частям плана, заданные направления внеурочной деятельности.
Список литературы
- Фадеева, С.А. Вилкова, А.В. Внеурочная деятельность несовершеннолетних осужденных как фактор исправления и ресоциализации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 4. – С. 30-32.
- Вилкова, А.В., Лукашенко, Д.В. Внеурочная воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными: сходство и различия // Вестник Самарского юридического института. 2023. № 2 (53). С. 113-118.
- Вилкова, А.В. Внеурочная деятельность несовершеннолетних осужденных в контексте обновленных образовательных стандартов / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева. - Краснодар.: Новация. 2023. 205 c.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября 2022 г. 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
Выпуск
Другие статьи выпуска
В представленной статье характеризуются проблемы исполнения уголовного наказания несовершеннолетних условно осужденных. Статья посвящена изучению особенностей психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. В представленной публикации автором проанализированы концепции отечественных и зарубежных исследователей проблемы; определена необходимость психологического сопровождения условно осужденных несовершеннолетних, состоящих на учете; представлены эффективный метод психокоррекционной формы работы.
Продемонстрирована необходимость изучения личности подростков - делинквентов, их характерологические особенности. Определены особенности личности условно осужденных несовершеннолетних. существенно отличающие их от особенностей личности законопослушных сверстников и характеризующиеся как дисгармоничность развития характера, структуры акцентуаций, самооценки.
Продемонстрирована необходимость психологического сопровождения в период отбывания уголовного наказания несовершеннолетними осужденными, представлен один из способов арт-терапии методом кино-тренинга в психокоррекционной работе с подростками.
В статье обоснованы актуальность и технология исследования функционального состояния и профессиональной надежности военных специалистов в целях повышения эффективности и надежности систем боевого управления образцами вооружения, военной и специальной техники.
Целю статьи определены обоснование технологии исследования функционального состояния и профессиональной надежности военных специалистов в целях повышения эффективности и надежности систем боевого управления образцами вооружения, военной и специальной техники.
Определяется, что оперативно измерить состояние профессиональной надежности оператора непосредственно в процессе подготовки, объективно свидетельствующее об уровне его готовности к выполнению действий, возможно применяя современные аппаратно-программные комплексы психофизиологической диагностики. В соответствии с чем, методический подход к решению данного вопроса основывается на оценке физиологической цены деятельности. Для получения информации о степени напряжения внутренних органов и функциональных систем используется метод электропунктуры.
Предлагаемые решения позволят обеспечить преимущество в эффективности боевого применения высокотехнологичных комплексов вооружения в ходе боевых действий, эксплуатации сложных технических систем, соревнований по киберспорту, сопряженных с непрерывным снижением адаптационных ресурсов организма, боевыми и профессиональными деформациями.
Аспекты, влияющие на формирование культуры информационной безопасности – это информационные технологии, которые широко обсуждаются в литературе наравне с психологическими и культурологическими аспектами. Понимание культуры информационной безопасности (ИБ) достаточно многогранно. Культура информационной безопасности не может сформироваться на пустом месте. Целью ее формирования является необходимость обучения персонала в области информационной безопасности, а для этого целесообразно иметь эффективное методическое обеспечение. В работе выделяются три элемента составляющие и формирующие культуру ИБ: технологии, политики/правила и люди/компетентность. Проводится обсуждение рассматриваемых элементов и выделяется их значимость. Особое внимание отводится понятию осознания информационной безопасности. В работе рассматриваются этапы когнитивного процесса обучения культуре ИБ.
В статье рассматривается средовая обусловленность агрессивности, понятие, формы и виды агрессии, различные подходы к определению агрессивности, способы ее выражения. Среди зарубежных исследователей, рассматривающих агрессивное поведение в психологии необходимо выделить работы Бэрона Р., Берковица Л., Лоренца К., Хекхаузена Х., Хорни К. Свой вклад в раскрытие проблемы агрессивности с точки зрения отклоняющегося поведения внесли отечественные специалисты Бондаренко С.М., Змановская Е.В., Реан А.А, Ретенберг В.С., Кон И.С., Семенюк Л.М. и др. В пенитенциарной психологии агрессивность рассматривали Богачевская Е.А., Бойко И.Б., Казак Б.Б., Казакова Е.Н., Калашникова Т.В., Петрова А.Б., Ратинов А.Р., Сысоев А.М., Ушатиков А.И. и др. Цель исследования – изучение влияния ближайшего окружения на формирование агрессивного поведения осужденных мужского пола, подбор психокоррекционных методов, способствующих снижению проявления агрессивности осужденных мужского пола. Задачи исследования: провести анализ подходов к изучению проблемы развития агрессивного поведения в научной литературе; раскрыть природу агрессивности: понятие, формы, виды и способы выражения агрессивности; провести теоретический анализ особенностей проявления агрессивности осужденных в исправительных учреждениях и факторов, оказывающих влияние на ее формирование; разработать комплекс методов и методических процедур эмпирического исследования особенностей влияния агрессивного поведения осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; провести эмпирическое исследование агрессивности у осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей влияния ближайшего окружения на формирование осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; разработать научно практические рекомендации, способствующие снижению агрессивности осужденных.
Задача дифференциации личностных особенностей различных групп осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях традиционно решается или теоретически на основе исследования различных научных источников или эмпирически (на основе усреднения личностных профилей базовых клинических шкал личностных тестов у групп осужденных). В данной работе мы предлагаем результаты полученные при изучении базовых шкал личностных профилей осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. На основе выборки более 700 лиц исследуемой категории и сопоставления результатов усредненных личностных профилей по содержательным шкалам методики СМИЛ были выделены общие и специфические личностные черты трех групп осужденных. Так, в исследуемых группах превалирует паттерн конверсионного профиля личности в виде конверсии и противоречивого сочетания вытесненной тревоги и чрезмерной активности незрелой личности, что позволяет рассматривать полученную психическую (кумулятивную) травму как один из глубинных бессознательных мотиваторов экстремистского и террористического поведения, определяя тем самым мишени для планирования психокоррекционной работы и выделения осужденных группы риска.
В статье рассматриваются актуальные вопросы криминальной мотивации женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Целью исследования явилось определение содержания и особенностей важнейшей психологической характеристики осужденных женщин – криминальной мотивации, ее взаимосвязи с другими психическими состояниями и свойствами личности в условиях лишения свободы, ограничения их прав и свобод. Для достижения указанной цели использовался принцип диалектического познания, статистический и аналитический методы, которыми изучались законодательные и ведомственные правовые акты, научные публикации и данные пенитенциарной практики. Указаны современные тенденции и особенности уголовно-правовой, криминологической и психологической характеристик осужденных женщин. Выделены особенности криминальной мотивации осужденных женского пола, ее полимотивированное содержание. Предложена классификация осужденных женщин по критерию мотивационной направленности. Отмечено влияние мотивации на другие психологические характеристики, а также на организацию психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в условиях исправительной колонии.
В статье рассматриваются формы и методы проведения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций профилактической работы с под учетными лицами, как общие, так и индивидуальные. Приводится ряд выводов, полученных исследователями в ходе изучения данного направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Отмечается необходимость прогнозирования поведения осужденных, привлечения к данной работе психологов уголовно-исполнительных инспекций. Кратко рассмотрена роль таких методов профилактической работы, как убеждение, профилактическая беседа, контроль за поведением, оказание помощи, принуждение. Сделан вывод о необходимости установления должного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами суда и прокуратуры в вопросах своевременного принятия мер к злостным нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также с институтами гражданского общества, волонтерскими организациями для оказания необходимой социальной помощи осужденным. Кроме того, отмечена важная роль комплексного подхода к профилактике правонарушений и эффективного взаимодействия всех правоохранительных органов и общественных структур.
Сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо обладать способностью принимать и согласовывать разные точки зрения, достигая общего результата; навыками координации деятельности различных специалистов и процессов; уметь управлять временем, планировать, ставить цели, расставлять правильно приоритеты, делегировать задачи, уметь работать в ограниченные сроки и так далее. Современные технологии в области цифровой трансформации, например, такие как инструменты анализа данных и интеллектуальные виртуальные помощники способны значительно повысить эффективность юридической деятельности и оптимизировать решение поставленных задач. Статья посвящена особенностям интеграции нейросетей и искусственного интеллекта в цифровое образование в образовательных организациях ФСИН России по юридическому профилю при формировании будущего специалиста в области права.
Цель статьи – определение путей, методов, моделей и возможностей развития критического мышления, способности учитывать множество факторов и принимать оптимальные решения в сложных ситуациях с помощью внедрения в процесс обучения цифрового образования и компьютерных технологий.
Задачи исследования: научить работать с большими объемами данных, развить навыки отбора, проверки и анализа информации; ораторскому искусству и навыкам публичных выступлений; умению работать в команде. Определить педагогические подходы и методы при интеграции в обучение и формы взаимодействия в системе преподаватель-обучающийся интегративного подхода и цифрового обучения, для достижения эффективного процесса обучения.
В статье актуализируется проблема изучения имеющегося опыта вовлечения работников УИС, ветеранов и членов их семей в современные волонтерские движения и проекты. Приведены результаты исследования, целью которого было определение методов, используемых для вовлечения работников УИС в волонтерские движения. Подчеркивается необходимость систематизации обеспечения ТО нормативно-правовыми и методическими документами по вовлечению работников УИС в волонтерские движения и проекты. Делаются выводы о том, что возникающие проблемы вовлечения в современные волонтерские движения и проекты связаны с недостатком информации о деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), неразвитостью инфраструктуры поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, слабостью межсекторного и межведомственного взаимодействия по вопросам развития добровольчества. Сфера использования полученных результатов: обмен опытом, внедрение инновационных форм работы по вовлечению работников УИС, ветеранов и членов их семей в современные волонтерские движения и проекты, использование материалов при организации воспитательной работы в территориальных органах ФСИН России и в подведомственных учреждениях, с курсантами и слушателями образовательных организаций ФСИН России.
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su