В статье актуализируется проблема изучения имеющегося опыта вовлечения работников УИС, ветеранов и членов их семей в современные волонтерские движения и проекты. Приведены результаты исследования, целью которого было определение методов, используемых для вовлечения работников УИС в волонтерские движения. Подчеркивается необходимость систематизации обеспечения ТО нормативно-правовыми и методическими документами по вовлечению работников УИС в волонтерские движения и проекты. Делаются выводы о том, что возникающие проблемы вовлечения в современные волонтерские движения и проекты связаны с недостатком информации о деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), неразвитостью инфраструктуры поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, слабостью межсекторного и межведомственного взаимодействия по вопросам развития добровольчества. Сфера использования полученных результатов: обмен опытом, внедрение инновационных форм работы по вовлечению работников УИС, ветеранов и членов их семей в современные волонтерские движения и проекты, использование материалов при организации воспитательной работы в территориальных органах ФСИН России и в подведомственных учреждениях, с курсантами и слушателями образовательных организаций ФСИН России.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время реализуется большое количество добровольческих инициатив и проектов. Имеющийся опыт активно внедряется и в уголовно-исполнительной системе с привлечением как действующих сотрудников, так и осужденных. Однако, чтобы эти процессы проходили успешно и вели к достижению поставленных целей, необходимо изучать сущность и возможности, специфику и ограничения использования этих практик в уголовно-исполнительной системе [1, 2, 3, 4, 5]. Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой (волонтерской) деятельности, расширяются масштабы реализуемых ими программ и проектов. Свое участие в добровольческой (волонтерской) деятельности в настоящее время подтверждают 15 процентов опрошенных взрослых российских граждан. В то же время, по данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных. Таким образом, остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в добровольческой (волонтерской) деятельности, и числом граждан, реально ее осуществляющих.
Список литературы
- Вилкова, А.В., Полякова, Е.Н. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы // Глобальный научный потенциал. 2018. № 2(83). С. 6-7.
- Кириллова, Т.В. Добровольчество: изучение феномена с позиций педагогической науки // Перспективы науки. – 2023. – № 3(162). – С. 209-211.
- Кириллова, Т.В. Развитие волонтерского движения в уголовно-исполнительной системе: проблемы и перспективы // Глобальный научный потенциал. 2023. № 3(144). С. 41-43.
- Кириллова, Т.В. Развитие добровольчества в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы: опыт социального взаимодействия осужденных // Глобальный научный потенциал. 2023. № 4(145). С. 25-28.
- Кириллова, Т.В. К вопросу об организации добровольческой деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2021. № 12(129). С. 183-186.
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года: утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 27.12.2018 № 2950-р.
- Кузнецов, М.И., Луканин, В.В. Мотивация и стимулирование волонтерской деятельности в образовательных организациях правоохранительных органов // Инновации в образовании. 2022. № 1. С. 109-114.
- Лузгин С.А., Кузнецов М.И. Организация и развитие волонтерского движения в образовательных организациях ФСИН России // Ведомости УИС. 2020. №9 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-razvitie-volonterskogo-dvizheniya-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-fsin-rossii (дата обращения: 26.07.2024).
- Положительные практики деятельности в образовательных организациях ФСИН России, территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях добровольческих (волонтерских) организаций (формирований) из числа работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (сборник трудов) / Кириллова Т.В., Васильева К.К., Кротова Д.Н., Лебедева А.В., Прокопьев В.В. – М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2022. – 82 с.
- Развитие добровольчества (волонтерства) в УИС // ФСИН России : [сайт]. URL: http: // фсин.рф /activity/volunteer/ (дата обращения: 25.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В представленной статье характеризуются проблемы исполнения уголовного наказания несовершеннолетних условно осужденных. Статья посвящена изучению особенностей психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. В представленной публикации автором проанализированы концепции отечественных и зарубежных исследователей проблемы; определена необходимость психологического сопровождения условно осужденных несовершеннолетних, состоящих на учете; представлены эффективный метод психокоррекционной формы работы.
Продемонстрирована необходимость изучения личности подростков - делинквентов, их характерологические особенности. Определены особенности личности условно осужденных несовершеннолетних. существенно отличающие их от особенностей личности законопослушных сверстников и характеризующиеся как дисгармоничность развития характера, структуры акцентуаций, самооценки.
Продемонстрирована необходимость психологического сопровождения в период отбывания уголовного наказания несовершеннолетними осужденными, представлен один из способов арт-терапии методом кино-тренинга в психокоррекционной работе с подростками.
В статье обоснованы актуальность и технология исследования функционального состояния и профессиональной надежности военных специалистов в целях повышения эффективности и надежности систем боевого управления образцами вооружения, военной и специальной техники.
Целю статьи определены обоснование технологии исследования функционального состояния и профессиональной надежности военных специалистов в целях повышения эффективности и надежности систем боевого управления образцами вооружения, военной и специальной техники.
Определяется, что оперативно измерить состояние профессиональной надежности оператора непосредственно в процессе подготовки, объективно свидетельствующее об уровне его готовности к выполнению действий, возможно применяя современные аппаратно-программные комплексы психофизиологической диагностики. В соответствии с чем, методический подход к решению данного вопроса основывается на оценке физиологической цены деятельности. Для получения информации о степени напряжения внутренних органов и функциональных систем используется метод электропунктуры.
Предлагаемые решения позволят обеспечить преимущество в эффективности боевого применения высокотехнологичных комплексов вооружения в ходе боевых действий, эксплуатации сложных технических систем, соревнований по киберспорту, сопряженных с непрерывным снижением адаптационных ресурсов организма, боевыми и профессиональными деформациями.
Аспекты, влияющие на формирование культуры информационной безопасности – это информационные технологии, которые широко обсуждаются в литературе наравне с психологическими и культурологическими аспектами. Понимание культуры информационной безопасности (ИБ) достаточно многогранно. Культура информационной безопасности не может сформироваться на пустом месте. Целью ее формирования является необходимость обучения персонала в области информационной безопасности, а для этого целесообразно иметь эффективное методическое обеспечение. В работе выделяются три элемента составляющие и формирующие культуру ИБ: технологии, политики/правила и люди/компетентность. Проводится обсуждение рассматриваемых элементов и выделяется их значимость. Особое внимание отводится понятию осознания информационной безопасности. В работе рассматриваются этапы когнитивного процесса обучения культуре ИБ.
В статье рассматривается средовая обусловленность агрессивности, понятие, формы и виды агрессии, различные подходы к определению агрессивности, способы ее выражения. Среди зарубежных исследователей, рассматривающих агрессивное поведение в психологии необходимо выделить работы Бэрона Р., Берковица Л., Лоренца К., Хекхаузена Х., Хорни К. Свой вклад в раскрытие проблемы агрессивности с точки зрения отклоняющегося поведения внесли отечественные специалисты Бондаренко С.М., Змановская Е.В., Реан А.А, Ретенберг В.С., Кон И.С., Семенюк Л.М. и др. В пенитенциарной психологии агрессивность рассматривали Богачевская Е.А., Бойко И.Б., Казак Б.Б., Казакова Е.Н., Калашникова Т.В., Петрова А.Б., Ратинов А.Р., Сысоев А.М., Ушатиков А.И. и др. Цель исследования – изучение влияния ближайшего окружения на формирование агрессивного поведения осужденных мужского пола, подбор психокоррекционных методов, способствующих снижению проявления агрессивности осужденных мужского пола. Задачи исследования: провести анализ подходов к изучению проблемы развития агрессивного поведения в научной литературе; раскрыть природу агрессивности: понятие, формы, виды и способы выражения агрессивности; провести теоретический анализ особенностей проявления агрессивности осужденных в исправительных учреждениях и факторов, оказывающих влияние на ее формирование; разработать комплекс методов и методических процедур эмпирического исследования особенностей влияния агрессивного поведения осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; провести эмпирическое исследование агрессивности у осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей влияния ближайшего окружения на формирование осужденных мужского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима; разработать научно практические рекомендации, способствующие снижению агрессивности осужденных.
Задача дифференциации личностных особенностей различных групп осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях традиционно решается или теоретически на основе исследования различных научных источников или эмпирически (на основе усреднения личностных профилей базовых клинических шкал личностных тестов у групп осужденных). В данной работе мы предлагаем результаты полученные при изучении базовых шкал личностных профилей осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. На основе выборки более 700 лиц исследуемой категории и сопоставления результатов усредненных личностных профилей по содержательным шкалам методики СМИЛ были выделены общие и специфические личностные черты трех групп осужденных. Так, в исследуемых группах превалирует паттерн конверсионного профиля личности в виде конверсии и противоречивого сочетания вытесненной тревоги и чрезмерной активности незрелой личности, что позволяет рассматривать полученную психическую (кумулятивную) травму как один из глубинных бессознательных мотиваторов экстремистского и террористического поведения, определяя тем самым мишени для планирования психокоррекционной работы и выделения осужденных группы риска.
В статье рассматриваются актуальные вопросы криминальной мотивации женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Целью исследования явилось определение содержания и особенностей важнейшей психологической характеристики осужденных женщин – криминальной мотивации, ее взаимосвязи с другими психическими состояниями и свойствами личности в условиях лишения свободы, ограничения их прав и свобод. Для достижения указанной цели использовался принцип диалектического познания, статистический и аналитический методы, которыми изучались законодательные и ведомственные правовые акты, научные публикации и данные пенитенциарной практики. Указаны современные тенденции и особенности уголовно-правовой, криминологической и психологической характеристик осужденных женщин. Выделены особенности криминальной мотивации осужденных женского пола, ее полимотивированное содержание. Предложена классификация осужденных женщин по критерию мотивационной направленности. Отмечено влияние мотивации на другие психологические характеристики, а также на организацию психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в условиях исправительной колонии.
В статье рассматриваются формы и методы проведения сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций профилактической работы с под учетными лицами, как общие, так и индивидуальные. Приводится ряд выводов, полученных исследователями в ходе изучения данного направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Отмечается необходимость прогнозирования поведения осужденных, привлечения к данной работе психологов уголовно-исполнительных инспекций. Кратко рассмотрена роль таких методов профилактической работы, как убеждение, профилактическая беседа, контроль за поведением, оказание помощи, принуждение. Сделан вывод о необходимости установления должного взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами суда и прокуратуры в вопросах своевременного принятия мер к злостным нарушителям порядка и условий отбывания наказания, а также с институтами гражданского общества, волонтерскими организациями для оказания необходимой социальной помощи осужденным. Кроме того, отмечена важная роль комплексного подхода к профилактике правонарушений и эффективного взаимодействия всех правоохранительных органов и общественных структур.
Сотруднику уголовно-исполнительной системы необходимо обладать способностью принимать и согласовывать разные точки зрения, достигая общего результата; навыками координации деятельности различных специалистов и процессов; уметь управлять временем, планировать, ставить цели, расставлять правильно приоритеты, делегировать задачи, уметь работать в ограниченные сроки и так далее. Современные технологии в области цифровой трансформации, например, такие как инструменты анализа данных и интеллектуальные виртуальные помощники способны значительно повысить эффективность юридической деятельности и оптимизировать решение поставленных задач. Статья посвящена особенностям интеграции нейросетей и искусственного интеллекта в цифровое образование в образовательных организациях ФСИН России по юридическому профилю при формировании будущего специалиста в области права.
Цель статьи – определение путей, методов, моделей и возможностей развития критического мышления, способности учитывать множество факторов и принимать оптимальные решения в сложных ситуациях с помощью внедрения в процесс обучения цифрового образования и компьютерных технологий.
Задачи исследования: научить работать с большими объемами данных, развить навыки отбора, проверки и анализа информации; ораторскому искусству и навыкам публичных выступлений; умению работать в команде. Определить педагогические подходы и методы при интеграции в обучение и формы взаимодействия в системе преподаватель-обучающийся интегративного подхода и цифрового обучения, для достижения эффективного процесса обучения.
В статье представлено содержательное наполнение разных вариантов плана внеурочной деятельности несовершеннолетних осужденных, получающих образование в воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных на основе анализа исследований по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными (В.М. Литвишков, А.В. Вилкова, Т.В. Кириллова, М.М. Калашникова, И.Е. Прысь, М.Б. Торбин, И.А. Невский, А.Ф. Никитин, С. А. Фадеева и др.).
В данной статье авторами рассматриваются структура и содержание плана внеурочной деятельности для несовершеннолетних осужденных. В каждом из вариантов представлены две части плана (инвариантная и вариативная). Также внимание акцентировано на возможности создания своего варианта планирования внеурочной занятости несовершеннолетних на основе педагогического и управленческого опыта с учетом целесообразности его наполнения для конкретной школы.
Обобщая анализ различных исследований, можно сделать вывод, что в планировании внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники школы во главе с ее руководителями и администрацией колонии, поэтому вариант плана, который будет взят за основу для практического воплощения, должен устраивать всех участников. Задачи воспитания, решаемые работниками пенитенциарного учреждения, найдут отражение в плане внеурочной деятельности (при соотнесении с целями и задачами рабочей программы воспитания).
Издательство
- Издательство
- НИИ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, Москва, ГСП-1, Житная ул., 14
- Юр. адрес
- 125130, город Москва, Нарвская ул., д. 15а стр. 1
- ФИО
- Щербаков Григорий Викторович (НАЧАЛЬНИК ФКУ НИИ ФСИН РОССИИ)
- E-mail адрес
- nii@fsin.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9839315
- Сайт
- https://nii.fsin.su