Введение. Статья посвящена анализу творчества выдающегося русского и советского ученого-филолога и философа-гуманиста Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975). Пик его творческой активности приходится на начало XX в., когда он проживал в Санкт-Петербурге. Здесь он много времени тратил на изучение творчества представителей современной западноевропейской философии, равно как и работ русских религиозных философов, постепенно формируя свое учение о диалогизме.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили компаративистский и историко-философский подходы, а также системный подход, позволяющий рассматривать учение М. М. Бахтина о диалогическом мышлении как целостную систему.
Результаты исследования. Дается краткий обзор инновационных идей и положений, выдвинутых М. М. Бахтиным в разных сферах социального и гуманитарного знания (философия, культурология, литературоведение, лингвистика и др.). Подробно рассматриваются принцип диалогического мышления как главное методологическое открытие М. М. Бахтина и его философские аспекты.
Обсуждение и заключение. Обоснованы оригинальность и новизна положений учения М. М. Бахтина относительно других авторов, также занимавшихся разработкой идей диалогизма. Показаны принципиальные отличия концепций М. Бубера и Э. Гуссерля от учения М. М. Бахтина. У последнего диалогический подход является мегапарадигмой и универсальным методологическим принципом современного социогуманитарного познания.
Идентификаторы и классификаторы
Об этом выдающемся русском ученом прошлого столетия изданы сотни статей у нас и за рубежом, десятки книг, в том числе около 30 монографий опубликовано зарубежными исследователями. Пожалуй, невозможно найти второго такого мыслителя, чьи идеи оказали бы столь глубокое влияние на столь широкий круг областей социогуманитарного знания: от философии и культурологии до литературоведения и лингвистики.
Список литературы
-
Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986. С. 381-393.
-
Бахтин М. М. Ответ на вопросы редакции “Нового мира” // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986. С. 347-354.
-
Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным / вступ. ст. С. Г. Бочарова и В. В. Радзишевского; закл. ст. В. В. Кожинова. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
-
Воробьева С. В. Бубер // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск, 2007. С. 67-68.
-
Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988. 271 с.
-
Зотов Ю. П. Бахтинский диалог как филологическая мегапарадигма // Бахтин и время: тез. докл. IV Бахтин. чтений. Саранск, 1998. С. 28-29.
-
Круткин В. Л. “Я” и “ты” (Бахтин и Бубер о диалоге) // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: тез. докл. III Саран. Междунар. Бахтин. чтений: в 2 ч. Саранск, 1995. Ч. 2. С. 86-87.
-
Курносикова Е. А. Проблема “я - ты” в зеркале рефлексии (М. Бубер - М. Бахтин) // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: тез. докл. III Саран. Междунар. Бахтин. чтений: в 2 ч. Саранск, 1995. Ч. 1. С. 170-172.
-
Новикова Е. Ю. Профессиональное развитие личности и образование // Право и образование. 2015. № 9. С. 40-49. EDN: UDSRAL
-
Сомкин А. А., Сомкина А. Н. Парадигмальный подход в современной философии // Наука и культура России. 2014. Т. 1. С. 115-117. EDN: SXWFIX
-
Сомкин А. А. Целостная личность и современный социум: единство и оппозиционность: дис. … д-ра филос. наук. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. 333 с. EDN: QFLSDL
-
Фролов Д. Е. Создатель завершенной концепции "нового ценностного мышления" (к 100-летию со дня рождения Кристофа Гюнцля) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2015. № 3. С. 78-99. EDN: VBKMDH
-
Шульц С. А. Бахтинская теория диалога: критическая или феноменологическая? // Бахтин и время: тез. докл. IV Бахтин. чтений. Саранск, 1998. С. 121.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В настоящее время уровень социального напряжения в отношении спецоперации, проводимой Россией на территории Донецкой и Луганской народных республик, растет, подобные межэтнические конфликты перерастают из локальных бедствий в межнациональную катастрофу. Чрезвычайность ситуации сказывается на всем населении, проживающем в зоне боевых действий, несомненно, затрагивая жизнь и благополучие детей. В рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» на территории студенческого городка Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого были созданы условия для приема детей из регионов военных конфликтов. Цель исследования - описание опыта психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших из зоны локального военного конфликта на территории Донецкой Народной Республики (ДНР). Задачами исследования являются оценка психоэмоционального состояния детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и разработка направлений работы с детьми в период их пребывания на территории России. В статье приводится анализ публикаций Н. Г. Осуховой, Н. Ф. Зубковой, О. В. Исаакяна, А. А. Ткаченко и других авторов, занимающихся практико-ориентированными исследованиями в области психологического сопровождения детей, оказавшихся в зоне боевых действий.
Методы. Теоретический анализ литературы, скрининг-диагностика (индивидуальная и групповая), обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент.
Обсуждение и заключение. В статье обосновывается содержательная характеристика позиции сопровождения и дается краткий аналитический обзор определения данного понятия в отечественной психологической науке. Исследовательский материал получен в ходе систематизации результатов осуществления психологического сопровождения детей, прибывших с территории ДНР, в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Министерства просвещения и Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье представлены структурные компоненты программы психологического сопровождения детей, участвующих в этом проекте, состоящие из двух блоков, взаимодополняющих друг друга. Первый блок занятий ориентирован на развитие навыков самопознания детей и на их способность к развитию представлений о своей значимости, ценности. Второй блок направлен на гармонизацию эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыков саморегуляции, конструктивного общения. Сделаны выводы, что тревожно-депрессивное состояние, в котором пребывают подростки, связано с осознанием трагичности происходящего, ситуации нахождения в зоне боевых действий, отделения от дома, что требует от специалистов психологической службы более конструктивного подхода к организации мероприятий по оказанию кризисной помощи и психологического сопровождения детей из регионов локальных военных конфликтов.
Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы связана со стремительно растущей угрозой переосмысления преступлений фашизма, которая во многом объясняется утратой содержательной сущности данного явления. Аксиологические и нормативные искажения сути фашизма лишь провоцируют процесс сокрытия важнейших характеристик и подчеркивания второстепенных. Политико-психологический подход позволяет выявить природу фашизма и отсеять слои интерпретационных манипуляций вокруг этого понятия.
Методы. Исследование сконструировано на фундаменте психоаналитического и диалектического методов. Важное значение имело применение системного подхода.
Результаты и обсуждение. Глубинная природа фашизма восходит к внутриличностной дихотомии между индивидуализацией и массовым приобщением, между стремлением к свободе (негативной и позитивной) и конформным порабощением. Под влиянием идеологии человек растворяется в общем потоке массы (государства, нации и общества). Масштабное кризисное состояние итальянского и немецкого народов повлияло на концептуальное зарождение фашизма, сделавшего ставку на массовую подавленность, мстительность, страх и садомазохистскую склонность человеческой натуры.
Заключение. Фашизм во многом является конъюнктурным феноменом, на появление которого могут повлиять всеобщее национальное потрясение и несбыточность ложных надежд в период кризиса и упадка. Установление политической элитой автократической власти позволяет создать собственную реальность, выраженную в обострении ксенофобии, национализма, национальной исключительности, империализма, культа героизма, пассионарности, а также идеи «особой миссии во спасении мира и всего человечества».
Введение. Модернизация социума и традиции проявляется в результатах социокультурного бытия на более широкой информационной базе по сравнению с предшествующей. Такой базой, на наш взгляд, является весь мировой историко-философский процесс, во всем его многообразии и органической целостности содержания. Цель статьи - рассмотрение влияния духовной традиции Византии на русскую философию, поскольку проблема духовности выступает в качестве ведущей в наследии отечественных философов.
Материалы и методы. Духовная жизнь человека находилась в центре интересов мыслителей и в первую очередь отражена в религиозно-нравственной литературе. Теоретической базой послужили основные концепции философии традиционализма - социально-философского направления, в основе которого находится выраженная в традиции практическая мудрость. Традиционализм выступает в качестве ведущей методологии религиоведческих и богословских исследований. Методологический инструментарий работы составляют сравнительно-исторический, герменевтический и аксиологический методы, позволяющие многоаспектно интерпретировать проблему с философской точки зрения.
Результаты исследования. Утверждается, что христианской духовности свойственен традиционализм и в византийском православии он был особенно последовательным. В связи с этим обращение к истокам развития отечественных духовно-нравственных традиций невозможно без анализа факторов преемственного влияния византийской патристической традиции на всю структуру религиозного сознания россиян. При изучении факторов преемственности учитывается процесс передачи духовного наследия в процессе молодым поколениям от поколений предыдущих.
Обсуждение и заключение. Несмотря на различие идей и взглядов, в русской философии содержится глубочайшее понимание проблем духовного бытия, касающихся и граждан России ХХ в. Одна из особенностей современной общественной ситуации - повышенный интерес к конфессиональной проблематике. Основой развития и укрепления каждой великой цивилизации выступают как местные традиции, так и непрерывный диалог цивилизаций, обществ и культур. Материалы исследования могут быть использованы в создании цивилизованных концепций такого диалога.
Введение. Актуальность исследования определяется тем, что репрезентация COVID-19 в фольклоре представляет собой отражение, фиксацию, транслирование и иллокуцию этнической семантики пандемии. Ее изучение позволяет понять текущие нормы и ценности, превалирующие в русском суперэтносе, отношение различных социодемографических групп к происходящим в обществе изменениям, реалиям и событиям, коррелирующим с пандемией, и нарушениям общепринятой нормативно-ценностной системы, выявляемым изменившимся условиями жизнедеятельности. Подобные исследования еще не выполнялись. Цель настоящей работы - исследовать семантику пандемии COVID-19 в фольклоре. Задачи исследования: определить социальное содержание и основания, оценки и самооценки социальных групп в русской семантической картине пандемии, также функции, выполняемые комическим фольклором, в котором обсуждается пандемия.
Материалы и методы. В качестве материала для исследования были выбраны анекдоты как формы фольклора, ясно и емко отражающие социальность и этническую семантику. Методом случайной выборки была отобрана 1 000 русскоязычных анекдотов, получивших распространение в сети Интернет в 2020-2021 гг., и комизирующие явления, связанные с пандемией. Исследование выполнено в рамках аналитической философии с применением сравнительно-исторического метода, позволившего отобрать релевантный материал, метода количественно-качественного анализа контента, позволившего систематизировать полученные данные, а также общенаучных методов сравнения, сопоставления, и классификации, обеспечивших интерпретацию результатов и формулирование выводов.
Результаты исследования. Выявлено содержание комического ковид-фольклора в социально-демографических, социально-политических, социально-экономических, социально-миграционных и социально-культурных контекстах и основания комизации всех общественных групп. Определены социальные оценки различных явлений, событий и поведения, связанных с пандемией.
Обсуждение и заключение. Выявлены гносеологические, онтологические, логические, логико-лингвистические и исторические социальные функции русскоязычного ковид-фольклора. Определены следующие основания комизации пандемии: пессимизм и напряженность в обществе, недовольство обывателей недостаточной эффективностью противопандемийных мер и отсутствием государственной поддержки, ухудшение экономического положения граждан, а также выявленные в период пандемии деградация человека и отношений, культуры и школы, абсурдизация жизни в целом.
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена господствующей в современном обществе идеологией гламура, благодаря которой потребление становится стилем жизни личности, приобретающей черты homo glamorous. Ее консюмеристкие установки стимулируются рекламой. Цель статьи - осуществить анализ рекламных стратегий, обусловлива-ющих консюмеристские поведенческие алгоритмы homo glamorous.
Материалы и методы. Материалом для теоретического осмысления проблемы послужили идеи Р. Арнольда, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Б. Гройса, Г. Маркузе, Н. Лумана, А. В. Ульяновского. Методами исследования избраны аналитический и включенное наблюдение.
Результаты исследования. Выявлено, что реклама, основываясь на технологии мифодизайна, включает специально сконструированный сексуально-обольстительный образ и мифизированный текст, в котором ударной силой выступает проективность на изменения. Технология мифодизайна в рекламе содержит в себе явный или вуалированный призыв к потреблению, подчеркивая, что товар, услуга, модный атрибут сделаны для вас и вы этого достойны. Консюмеристские тактики homo glamorous можно отнести к разряду нефункционального потребления. К числу его видов мы относим потребление, основанное на впечатлениях от гламурных образов, символическое потребление и потребление напоказ или демонстративное потребление.
Обсуждение и заключение. Анализ проблемы выявляет властный характер рекламы, но обладает мягкой формой совета. Следование рекламным указаниям демонстрирует не только зависимость от них homo glamorous, но и обнаруживает скрываемые и нередко неосознаваемые черты личности. Они связаны с мечтой о лучшем, формируемой сегодня рекламой и ее проективностью на изменения. Данный факт указывает на романтизм натуры homo glamorous. Но гламурный романтизм являет собой трансформированный вариант романтизма, где акценты смещаются в сторону самой личности и ее жизнеустройства, проявления двоемирия в виде внутреннего раскола на Я и Я-напоказ-для-Другого, демонстрации иллюзии творчества и свободы выбора. В итоге homo glamorous оказывается несамодостаточным и растерянным в бытии.
Введение. Революционные события 1917 г. полностью изменили все стороны общественной жизни, чему способствовало в том числе масштабное народное просвещение. Целью просвещения были формирование и популяризация среди граждан страны новой пролетарской культуры, основанной на марксистско-ленинской идеологии. Распространение клубных учреждений помогало в достижении заданной цели. Цель статьи заключается в анализе деятельности клубных учреждений в татарских населенных пунктах Мордовии в советский период - приводятся данные об их количестве, разновидности, рассматриваются трудности, с которыми сталкивались учреждения, и т. д.
Материалы и методы. Основу исследования составляют документы из фондов Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), а также опубликованные работы, посвященные советской образовательной политике. Методологический корпус исследования включает сравнительно-исторический, хронологический и статистический методы.
Результаты исследования. В ходе исследования была подготовлена статистика по количеству и видам клубных учреждений в татарских населенных пунктах Мордовии, выявлена особенность их распространения. Также был установлен ряд трудностей, с которыми сталкивались избы-читальни, клубы в ходе работы, основными из которых стали материальные затруднения, отсутствие должного внимания к ним со стороны местных органов власти и нехватка квалифицированных кадров.
Обсуждение и заключение. Изучение обозначенной темы позволило установить, что татары Мордовии наравне с русским и мордовским населением влились в общий культурно-просветительский процесс, начавшийся после 1917 г. В татарских населенных пунктах получили развитие различные клубные учреждения, которые в случае хорошей работы по подбору кадров и ответственного отношения со стороны местных органов власти становились настоящим культурным центром в сельской местности и вели большую массово-политическую и просветительную работу среди населения. Также в статье приводятся примеры неудовлетворительной работы клубных учреждений. Избы-читальни, клубы и дома культуры функционировали не в каждом татарском населенном пункте. Как правило, один клуб мог объединять несколько сел или деревень, и такая ситуация наблюдалась по Мордовии в целом.
Введение. Статья описывает старообрядческое движение в Симбирско-Самарском Поволжье посредством периодической печати данного региона. Хронологические рамки работы охватывают середину XIX - начало XX в. Представленный материал затрагивает одну из драматических проблем русской истории, церковный раскол и появление движения старообрядчества. Актуальность представленного материала состоит в возрастании интереса у российского общества к данной теме, особенно в среде православной молодежи. Проблема раскола и разделения российского общества - не новое явление в нашей стране. Реформа, начавшаяся как политическая авантюра патриарха Никона, привела к расколу православных христиан на старообрядцев и никониан. Старообрядцы многое пережили и, несмотря ни на что, сохранили то древнее духовное наследие, в котором сохранился дух святой Руси. Цель статьи - на основе газетных материалов определить роль старообрядчества в России, его уникальность для дальнейшей истории страны.
Материалы и методы. Основными источниками выступает периодическая печать. Работа основывается на принципах историзма к изучению прошлого. Методика исследования опирается на метод научного описания.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор вводит в научный оборот исторические факты из епархиальных ведомостей, ранее не представленные в современной исторической науке. Имея монопольное положение в государстве и обществе, официальная церковь в епархиальных изданиях открыто критиковала все старообрядческие направления (кроме единоверцев). Антираскольническая тональность в публикациях не менялась на протяжении всего существования епархиальных ведомостей. Власть и церковь в начале XX в. шли на существенные компромиссы в отношении старообрядцев, но в печати они оставались все теми же сектантами, которых надо присоединить к «истинной вере».
Обсуждение и заключение. Борьба с расколом в России всегда занимала огромное место в жизни Русской православной церкви. Официальная церковь всеми способами стремилась присоединить к себе раскольников. Старообрядцы в условиях жестких гонений активно продолжали отстаивать принципы своей веры, традиций и уклада. После Первой русской революции появились надежды на легальное существование старообрядческой церкви. Февральская революция подарила староверам свободу, но при большевиках начались новые гонения. Отношения между новообрядцами и сторонниками «старины» изменились в советское время, когда обе конфессии существовали под гнетом Советов. Формальное примирение не привело к восстановлению обеих церквей, «исторический раскол» оказался глубже и тяжелее. Можно сделать вывод, что данная тема актуальна до сих пор. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения данной проблемы.
Введение. История развития духовной культуры Мордовии имеет неразрывную связь с Россией. Статья посвящена рассмотрению историко-культурного аспекта в составе иконографических исследований Иверской иконы Божией Матери XIX в. (рис. 1, 2) как объекта реставрации, в чем и заключается актуальность исследования.
Материалы и методы. В ходе изыскания применен иконографический метод в сочетании с историко-культурным подходом. Результаты исследования позволяют узнать историю бытования иконографического типа Иверской иконы Богоматери, выявить его религиозную и культурную роль, а также проследить ряд исторических событий, связанных с миссионерской деятельностью патриарха Никона в Мордовии, в чем и заключается научная новизна публикации.
Обсуждение и заключение. Социальная значимость исследования определяется направленностью на сохранение, реставрацию и популяризацию объектов культурного наследия как материального доказательства исторических событий, связанных с развитием духовной культуры мордовского народа. Особый акцент сделан на значении этого образа для Мордовии как родины патриарха Никона. Крещение мордовского народа содействовало укреплению государственности Понизовья, развивая духовно-нравственную культуру.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru