Архив статей журнала
Введение. В настоящее время уровень социального напряжения в отношении спецоперации, проводимой Россией на территории Донецкой и Луганской народных республик, растет, подобные межэтнические конфликты перерастают из локальных бедствий в межнациональную катастрофу. Чрезвычайность ситуации сказывается на всем населении, проживающем в зоне боевых действий, несомненно, затрагивая жизнь и благополучие детей. В рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» на территории студенческого городка Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого были созданы условия для приема детей из регионов военных конфликтов. Цель исследования - описание опыта психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших из зоны локального военного конфликта на территории Донецкой Народной Республики (ДНР). Задачами исследования являются оценка психоэмоционального состояния детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и разработка направлений работы с детьми в период их пребывания на территории России. В статье приводится анализ публикаций Н. Г. Осуховой, Н. Ф. Зубковой, О. В. Исаакяна, А. А. Ткаченко и других авторов, занимающихся практико-ориентированными исследованиями в области психологического сопровождения детей, оказавшихся в зоне боевых действий.
Методы. Теоретический анализ литературы, скрининг-диагностика (индивидуальная и групповая), обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент.
Обсуждение и заключение. В статье обосновывается содержательная характеристика позиции сопровождения и дается краткий аналитический обзор определения данного понятия в отечественной психологической науке. Исследовательский материал получен в ходе систематизации результатов осуществления психологического сопровождения детей, прибывших с территории ДНР, в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Министерства просвещения и Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье представлены структурные компоненты программы психологического сопровождения детей, участвующих в этом проекте, состоящие из двух блоков, взаимодополняющих друг друга. Первый блок занятий ориентирован на развитие навыков самопознания детей и на их способность к развитию представлений о своей значимости, ценности. Второй блок направлен на гармонизацию эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыков саморегуляции, конструктивного общения. Сделаны выводы, что тревожно-депрессивное состояние, в котором пребывают подростки, связано с осознанием трагичности происходящего, ситуации нахождения в зоне боевых действий, отделения от дома, что требует от специалистов психологической службы более конструктивного подхода к организации мероприятий по оказанию кризисной помощи и психологического сопровождения детей из регионов локальных военных конфликтов.