Архив статей журнала
Введение. Модернизация социума и традиции проявляется в результатах социокультурного бытия на более широкой информационной базе по сравнению с предшествующей. Такой базой, на наш взгляд, является весь мировой историко-философский процесс, во всем его многообразии и органической целостности содержания. Цель статьи - рассмотрение влияния духовной традиции Византии на русскую философию, поскольку проблема духовности выступает в качестве ведущей в наследии отечественных философов.
Материалы и методы. Духовная жизнь человека находилась в центре интересов мыслителей и в первую очередь отражена в религиозно-нравственной литературе. Теоретической базой послужили основные концепции философии традиционализма - социально-философского направления, в основе которого находится выраженная в традиции практическая мудрость. Традиционализм выступает в качестве ведущей методологии религиоведческих и богословских исследований. Методологический инструментарий работы составляют сравнительно-исторический, герменевтический и аксиологический методы, позволяющие многоаспектно интерпретировать проблему с философской точки зрения.
Результаты исследования. Утверждается, что христианской духовности свойственен традиционализм и в византийском православии он был особенно последовательным. В связи с этим обращение к истокам развития отечественных духовно-нравственных традиций невозможно без анализа факторов преемственного влияния византийской патристической традиции на всю структуру религиозного сознания россиян. При изучении факторов преемственности учитывается процесс передачи духовного наследия в процессе молодым поколениям от поколений предыдущих.
Обсуждение и заключение. Несмотря на различие идей и взглядов, в русской философии содержится глубочайшее понимание проблем духовного бытия, касающихся и граждан России ХХ в. Одна из особенностей современной общественной ситуации - повышенный интерес к конфессиональной проблематике. Основой развития и укрепления каждой великой цивилизации выступают как местные традиции, так и непрерывный диалог цивилизаций, обществ и культур. Материалы исследования могут быть использованы в создании цивилизованных концепций такого диалога.