Статья посвящена вопросу внедрения STEM-образования на разных уровнях обучения (от дошкольного до высшего). В статье автором рассмотрены исторические предпосылки поиска новых образовательных технологий и опыт их использования в зарубежных странах. В результате проведенной работы определено влияние уровня образования на экономическую и производственную сферы деятельности государства. Обозначены перспективы внедрения STEM-образования на разных уровнях образования: от дошкольного до высшего. Выявлены условия, способствующие внедрению STEM-образования в детские сады, школы и в высшие учебные заведения России. Автор делает вывод, что внедрение STEM-образования в детские сады, школы и в высшие учебные заведения будет способствовать повышению уровня подготовки выпускников и формированию у них компетенций XXI века.
Идентификаторы и классификаторы
Новый подход в сфере образования выдвигал требования не только к обучающимся, но и тем, кто учит. В дореволюционный период учителями в школах были выпускники высших учебных заведений, не имеющих специализированной подготовки. В ходе проводимых реформ к концу 1920 годов в стране появилось около 60-ти высших учебных заведений, готовящих педагогических работников. В результате проводимых образовательных реформ численность безграмотного населения удалось сократить вдвое, и уровень образования в стране был приближен к уровню передовых стран мира [1, с. 180].
Список литературы
-
Быкова, Е. Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР в 1917-1930 гг.: организационные и идеологические аспекты / Е. Ю. Быкова. - Текст: электронный // Вестник Томского государственного университета. Серия, Философия. Социология. Политология. - 2011. - № 1 (13). - С. 179-189. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-shkolnogo-obrazovaniya-v-sssr-v-1917-1930-gg-organizatsionnye-i-ideologicheskie-aspekty (дата обращения: 07.03.2023). EDN: NQYPTR
-
Гончарова, А. Н. Методические рекомендации “Особенности преподавания технологии в 2022-2023 учебном году в условиях обновленного ФГОС ООО” / А. Н. Гончарова. - URL: https://iom48.ru/wp-content/uploads/2022/06/tehnologiya.pdf (дата обращения: 07.03.2023). - Текст: электронный.
-
Reasons Why STEM Education Is Important. - URL: https://www.embassy.education/8-reasons-why-stem-education-is-important/(дата обращения: 07.03.2023). - Текст: электронный.
-
STEM School. Rich History of STEAM Education in the United States. - URL: https://www.stemschool.com/articles/rich-history-of-stem-education-in-the-united-states(дата обращения: 09.03.2023). - Текст: электронный.
-
Головань, Д. В. Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка / Д. В. Головань. - Текст: электронный // Молодой ученый. - 2018. - № 1 (187). - С. 127-129. - URL: item.asp?id=32306453 (дата обращения: 07.03.2023). EDN: YMGXMY
-
Корецкий, М. Г. Развитие STEM-подхода в России и мире / М. Г. Корецкий, Л. Р. Тукаева. - Текст: электронный // Гуманитарные и социальные науки. - 2022. - Т. 93, № 4. - С. 148-153. - URL: item.asp?id=49480428 (дата обращения: 07.03.2023). EDN: NYVDZV
-
Никитина, Т. В. Повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России как фактор формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов / Т. В. Никитина. - Текст: электронный // Право и образование. - 2017. - № 7. - С. 22-37. - URL: item.asp?id=32819426 (дата обращения: 07.03.2023). EDN: YURJQX
-
Репин, А. О. Актуальность STEM-образования в России как приоритетного направления государственной политики / А. О. Репин. - Текст: электронный // Научная идея. - 2017. - № 1 (1). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-stem-obrazovaniya-v-rossii-kak-prioritetnogo-napravleniya-gosudarstvennoy-politiki/viewer (дата обращения: 07.03.2023). EDN: ZAHIDV
-
Рудской, А. И. Анализ опыта США и Великобритании в развитии STEM-образования / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, К. Н. Киселёва. - Текст: электронный // Научно-технические ведомости СПбПУ. Естественные и инженерные науки. - 2017. - Т. 23, № 2. - С. 7-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opyta-ssha-i-velikobritanii-v-razvitii-stem-obrazovaniya (дата обращения: 07.03.2023). EDN: ZCOHND
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается опыт преподавания русского языка как иностранного детям-билингвам в школах Кыргызстана. Приводятся примеры наиболее эффективного применения организационно-обучающих игр в преподавании русского языка. Подчеркивается, что использование таких игр в практике преподавания способствует развитию устного и письменного общения, формированию общекультурных компетенций.
Статья посвящена проблеме поиска эффективных путей обновления подходов, средств, форм обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской книгой на дошкольной ступени образования в условиях электронной образовательной среды. Рассматриваются возможности совершенствования процесса обучения студентов методике работы с детской литературой в цифровой среде посредством включения «несистемных» образовательных практик, дополняющих изучение профильных дисциплин «Детская литература», «Введение в литературоведение». Описываются механизмы адаптации содержания произведения в цифровом продукте - в визуализированном цифровом контенте, способствующем развертыванию диалога «вокруг книги» для поддержки, мотивации и стимулирования читательской активности детей в электронной образовательной среде. Обобщен материал, полученный в ходе подготовки и проведения мастерской-конкурса «Творческие технологии в работе с детской книгой в цифровой среде: мультимедийный “лэпбук” и “сторисек”».
В статье рассмотрены основные аспекты коммуникативно-деятельностного подхода в подготовке педагогов-словесников, дана характеристика поликультурности образовательного пространства. Кроме того, авторы провели параллель между требованиями профессионального стандарта «Педагог» Модуль «Предметное обучение. Русский язык» к содержанию профессиональной деятельности учителей и особенностями образовательного пространства через призму культурологического подхода. Требования к подготовке педагогов приобретают особую значимость при реализации программ дополнительного профессионального образования. Разработанная авторами программа повышения квалификации для педагогов-словесников «Профессиональная компетентность педагога-словесника в условиях поликультурности образовательной среды» включает изучение нормативно-правовой базы деятельности педагога, особенностей предметного содержания и методического обеспечения в современных УМК по русскому языку, технологий филологического образования.
В статье проводится сопоставление языковой картины мира в русской и китайской культуре при изучении народной загадки. Утверждается, что специфика языковой картины мира заключается в том, что язык обладает способностью являться носителем информации о мире и представляет собой средство формирования, хранения и передачи любого знания о мире. Подчеркивается, что для успешного изучения иностранного языка необходимо знать особенности национального менталитета.
Статья посвящена одному из аспектов проблемы формирования у младших школьников навыка письма, а именно вопросу совершенствования процесса обучения каллиграфии. В качестве ресурса для повышения качества каллиграфической стороны письма школьников рассматривается целенаправленная работа педагога по развитию у них мотивации к овладению каллиграфически правильным письмом. Обоснована необходимость проведения специальной работы в данном направлении, определены условия формирования мотивации к овладению каллиграфическим письмом, обозначены способы и средства их создания. Выявлен потенциал учебных пособий по русскому языку в составе учебно-методического комплекта «Школа России» для формирования и поддержания мотивации к овладению каллиграфически правильным письмом у обучающихся начальных классов. На основании результатов проведённого анализа определены пути совершенствования каллиграфической работы в начальной школе с целью обеспечения условий формирования у обучающихся мотивации к овладению каллиграфически правильным письмом.
В статье представлены современные тенденции, наблюдаемые в системе образования и, связанные с неоднородностью контингента обучающихся с точки зрения их этнической принадлежности. Автор предлагает возможные формы взаимодействия вуза и представителей работодателей как наставников по формированию у будущих педагогов готовности к осуществлению профессиональной деятельности в условиях языковой инклюзии. Одной из форм взаимодействия является реализация проектной деятельности, предполагающей, при активном взаимодействии вуза и представителей работодателей (школы и детские сады), повышение компетенций педагогов образовательных организаций посредством вертикального и горизонтального обучения; осуществление практической подготовки студентов в условиях языковой инклюзии на базе экспериментальных площадок - образовательных организаций, включенных в проектную деятельность; совместную разработку рабочих программ практик с учетом образовательных особенностей региона.
На примере предметно-методического модуля, направленного на подготовку обучающихся к преподаванию русского языка в школе, описывается содержание оценочных материалов, которые могут быть реализованы на профессиональном (демонстрационном) экзамене в процессе подготовки педагогов либо в процессе государственной итоговой аттестации на государственном экзамене. С опорой на формируемые у обучающихся компетенции раскрываются основные принципы отбора содержания оценочных материалов: предметная составляющая, психолого-педагогическая, методическая, коммуникативно-цифровая. Определяется структура банка оценочных материалов: совокупность профессиональных задач, решаемых на уроке русского языка, и профессиональных задач, решаемых во внеурочной деятельности, операционализация профессиональной задачи как совокупность определенных заданий, содержание самоанализа решения профессиональной задачи и операционализация самоанализа как совокупность вопросов, ориентированных на самооценку уровня сформированности компетенций, основные подходы к разработке технологической карты, критерии оценивания решения профессиональной задачи. Приводятся обоснования направленности оценочных материалов на определение качества подготовки педагогов.
В статье представлена модель управленческой деятельности МБДОУ - детский сад № 245, рассмотрены основные составляющие данной модели, которые являются стратегическими ориентирами при определении целей управления и тактики их достижения.
|
|
|
В статье рассматриваются особенности территориального диалекта Курганской области, приводится классификация диалектных слов по тематическим группам. Утверждается, что диалекты - это национальное достояние, отражают историю языка, неразрывно связаны с культурой и сознанием народа. Показывается важная роль диалектных слов в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Статья посвящена реализации поликультурного подхода в образовании. Поликультурное образование формирует поликультурную личность. Обосновывается необходимость системной работы по поликультурному образованию в начальной школе. В поликультурном образовании интеграция может быть: межпредметной, интеграцией видов деятельности, интеграцией видов образования, структурной. В статье рассматривается междисциплинарный урок как одна из эффективных форм реализации поликультурного образования. В статье определяются этапы подготовки поликультурного междисциплинарного урока. Раскрывается содержание поликультурного образования младших школьников на примере серии междисциплинарных уроков для 2 класса «Россия и Великобритания: диалог культур». Предлагается конспект междисциплинарного урока по УМК «Школа России» для второго класса начальной школы. В предложенном конспекте урока интегрируются школьные дисциплины: английский язык, русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Автор описывает использование региональных ресурсов в практике воспитания детей дошкольного возраста. Описывает систему научно-методического сопровождения повышения профессионального роста педагогов, приемы мотивации педагогического коллектива. В результате инновационной деятельности педагоги освоили компетенции по выявлению и развитию детской одаренности; научились диагностировать уровень развития детской одаренности; определять тип одаренности; составлять Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей; получили опыт использования современных образовательных технологий для развития детской одаренности; создали развивающую предметно-пространственную среду для активизации творческой одаренности дошкольников. Автор делится разработкой структуры Индивидуального плана профессионального развития педагога и Электронного Портфолио педагога-дошкольника, что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого педагога и разработать механизм оказания адресной помощи с использованием потенциала регионального ресурса. Автор делится высокими достижениями педагогического коллектива на региональном уровне.
В статье систематизирована историография связи двух художественных систем (фольклора и литературы) в теоретическом аспекте, а также рассматривается трансформация образцов фольклора в художественном мире литературных произведений классика казахской литературы Габита Мусрепова в контексте закономерностей литературоведения. Фольклорное творчество - это устное преобразование, реинкарнация, т. е. возникновение, формирование и эволюция нового произведения на основе возрождения, пересмотра, пересказа, отрицания некоторых истин (сцен традиций, системы обычаев, элементов суеверий, эмпирических наблюдений и впечатлений и т. д.), сложнейший и длительный процесс фольклорной истины или произведений, существовавшие уже в форме сюжета, текста, системы жанров и т. д. Таким образом, фольклорная традиция в художественном произведении - это включение в литературу отдельных элементов фольклора и результат взаимодействия двух важных систем (устно-художественных), отличающихся от реальной среды, в которой развивался и жил традиционный фольклор. Народная основа прозы первых лет становления профессиональной письменной литературы находилась в тесном контакте с фольклорными источниками. В статье анализируется примеры о том, что писатель широко использовал демократические мотивы народного творчества, в первую очередь склоняясь к сюжетам, пропитанным острой социальной идеей, демонстрирующей многовековые мечты народа.
В современной ситуации усиления миграции особо остро стоит проблема языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов. Подчеркивается, что знание русского языка помогает иностранному обучающемуся адаптироваться в новых для него условиях жизни. Отмечается, что успешность адаптации ребенка зависит также от постижения ребенком чужой культуры. Рассматриваются направления социокультурной адаптации: знакомство с атрибутами государственности, с яркими фактами культуры и истории российского народа; воспитание уважительного отношения к истории и культуре других народов; формирование представлений о национальном этикете.
В статье рассматривается актуальное явление - академическое чтение как способ работы со специальным учебно-научным текстом. Авторами даётся определение специального учебно-научного текста как средства обучения и пошаговый алгоритм его академического чтения.
В статье говорится о важности обучения смысловому чтению в процессе обучения, раскрывается содержание стратегий смыслового чтения. Важно начинать обучение смысловому чтению детей именно в начальной школе. Рассматриваются существующие в педагогической литературе условия формирования смыслового чтения у учащихся младших классов. Автором сделан анализ определения «смысловое чтение» с точки зрения подходов различных авторов. Освещена важность исследования проблемы смыслового чтения, раскрыты способы формирования смыслового чтения.
В данной статье обсуждается вопрос о содержании, способах и средствах формирования у младших школьников мировоззренческих, социальных установок, коммуникативных и эмоциональных качеств личности в процессе обучения русскому языку. Определены и описаны направления работы: формирование представления о языке как средстве хранения и трансляции национальной культуры; развитие восприимчивости к уникальным свойствам и возможностям русского языка; формирование уважительного отношения к этическим, нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении.
В статье рассматривается изучение разделов «Морфемика» и «Словообразование» в начальном звене общеобразовательной школы на основе метода проектной деятельности. Описаны содержание и структура работы с данным методом.
В статье рассматриваются подходы к организации обучения детей-инофонов в современной российской школе. В последнее время массовым явлением стали полиэтнические классы, в которых наравне с русскоязычными детьми обучаются инофоны, владеющие русским языком на уровне недостаточном для его использования как средства обучения. Это создает проблемы языковой адаптации инофонов, которые требуют решения на методическом уровне. Анализ научно-методической литературы позволил определить основные пути разрешения противоречия между ориентированностью программ и методик обучения на носителя русского языка и наличием инофонов в составе обучающихся. К ним относятся совершенствование методики обучения русскому языку как школьному предмету в полиэтническом классе с учетом принципов методики русского языка как неродного и как иностранного; изменения в методике обучения всем предметам на русском языке с выделением в предметном содержании языкового аспекта; адаптация текстов учебников к восприятию учащимися-инофонами и создание в образовательной среде условий, обеспечивающих активизацию процесса бессознательного освоения инофоном системы нового для него языка в речевом общении с окружающими.
В статье рассматриваются трудности лексической работы на уроках русского неродного языка и предлагаются направления для реализации культуроведческого подхода через призму диалога культур. Приводятся возможности использования лексики с целью обогащения словаря учащихся по тематическим группам.
В статье рассматриваются особенности формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Представлен анализ теоретической психолого-педагогической и методической литературы. Проведено комплексное исследование большой группы учащихся первых классов. Представлены результаты диагностики, на основании которых предложен комплекс заданий и упражнений для уроков русского языка и литературного чтения, направленных на устранение дефицитов в знаниях и умениях исследуемой группы учеников.
В статье приведена точка зрения некоторых авторов на проблему поликультурного образования: подготовка педагога к деятельности в полиэтническом пространстве (А. В. Нуждин); понимание высказываний и интерес детей к лингвистическим явлениям (М. А. Косьмина); специфика работы по формированию читательских предпочтений (О. Б. Чеснокова). Описан практический опыт работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР в условиях поликультурной среды на материале произведений литературы.
В статье раскрыта актуальность развития эстетических качеств речи учащихся младших классов. Дано представление о семантике основных терминов статьи: эстетические качества речи и полисенсорный подход. Рассмотрены варианты эстетических качеств речи с их кратким описанием. Для эффективного решения вопроса развития эстетических качеств речи учащихся младших классов предложен полисенсорный подход. Уточнены наиболее актуальные виды искусства, которые можно использовать для решения поставленного вопроса. Описана их роль в развитии эстетических качеств речи учащихся младших классов. Сделан акцент на участии педагога в построении процесса развития эстетических качеств речи учащихся младших классов с использованием полисенсорного подхода.
Издательство
- Издательство
- УрГПУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
- Юр. адрес
- 620091, Свердловская обл, г Екатеринбург, Орджоникидзевский р-н, пр-кт Космонавтов, стр 26
- ФИО
- Биктуганов Юрий Иванович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- uspu@uspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3838438
- Сайт
- https://uspu.ru/