В статье рассматривается семантика и функционирование лексемы платок . Целью исследования является создание представления о символике платка в фольклорных текстах Курского края: народных песнях, сказках и частушках. Автором предпринимается попытка доказать, что платок часто выходит за рамки своего существования как вещи и приобретает определяющее значение в любовных взаимоотношениях молодого человека и девушки. Он участвует во всех любовных перипетиях: является символом зарождающихся отношений, оберегом верности или знаком предательства, мести и т.д.
Идентификаторы и классификаторы
Функционирование отдельных лексем в произведениях русского фольклора, курского в частности, попадало в поле зрения учёных неоднократно [Бобунова 2008, 2014, 2020, 20221,20222; Климас 2011, 2018, 2020, 2022; Праведников 2009, 2013; Хроленко 1992, 2010, 2021 и др.].
Опираясь на традиции курской лингвофольклористической школы, мы обратились к лексеме платок с целью рассмотреть и описать особенности её употребления в текстах курского фольклора. Эмпирической базой нашего исследования послужили народные песни [Бобунова, Хроленко 2007; Бобунова 2019], сказки [Праведников 2019–2020] и частушки [Праведников
2021], записанные на территории Курского края.
Список литературы
-
Великорусские народные песни: в 7 т. / изд. проф. А.И. Соболевским. СПб.: Гос. типография, 1895-1902. Т. 2-6.
-
Праведников С.П. Лексикографический комплекс фольклорных текстов: Сказки Курского края / cоставление, научная редакция С.П. Праведникова. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2019-2020. Т. 1-3. EDN: MOOJJJ
-
Частушки Курского края / cоставление, научная редакция С.П. Праведникова. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2021. Т. 1-6. EDN: WZTKPI
-
Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. М.-Л.: Наука, 1964. Т. 3, 9.
-
Бобунова М.А., Хроленко А.Т. Конкорданс русской народной песни: Песни Курской губернии. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. 258 с. EDN: ZCGZAT
-
Бобунова М.А. Лексикографический комплекс фольклорных текстов: Песни Курской губернии. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2019. 286 с. EDN: VTZBEL
-
Бобунова М.А. “Баня парит, баня правит” (лексикографический портрет слова баня в русском фольклоре) // Лингвофольклористика. 2008. № 14. С. 14-19. EDN: UNSXCD
-
Бобунова М.А. Печь нам мать родная: опыт конкорданса одного слова / М.А. Бобунова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2014. 80 с. EDN: YWJBQL
-
Бобунова М.А. Русское фольклорное слово в жанровом аспекте // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 2. № 9. С. 33-39. EDN: WBNNIW
-
Бобунова М.А. Наименование сторон света в русском фольклоре // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы V Международной научной конференции, 07-11 сентября 2022 г. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. С. 26-31.
-
Бобунова М.А. О тихом и громком в русском фольклоре // Лингвофольклористика. 2022. № 35. С. 3-9. EDN: IMISWR
-
Бобунова М.А. У меня нарядов много… (общая характеристика названий одежды в курской частушке) // Лингвофольклористика. 2022. № 36. С. 15-25. EDN: DWBWOF
-
Дьяченко Ю.А. Фитонимические символы в русских частушках (на материале суджанских частушек Курской области) // Лингвофольклористика. 2022. № 36. С. 34-41. EDN: YJNKWZ
-
Климас И.С. "Родной" в фольклорной лирике // Лингвофольклористика. 2011. № 18. С. 13-17. EDN: UUYIUH
-
Климас И.С ДУШАвнеобрядовой фольклорной лирике // Лингвофольклористика. 2018. № 27. С. 88-100. EDN: YOQHLU
-
Климас И.С Иносемантизмы в фольклоре // Лингвофольклористика. 2020. № 32. Ч. 2. С. 3-9. EDN: IVGSVZ
-
Климас И.С. Дружба в курском фольклоре // Юдинские чтения - 2021: Традиции фольклора в современной культуре детства: материалы Международной научно-практической конференции, посвящено й памяти Ю.И. Юдина и С.Б. Каменецкой, 09 декабря 2021 г. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2022. С. 15-20. EDN: SZLFTM
-
Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.-Л., 1962.
-
Лаврентьева О. Не ткань, а букет цветов: символы узоров на павлопосадских платках [Электронный ресурс]. URL: https://www.livemaster.ru/topic/2480703- ne-tkan-a-buket-tsvetov-simvoly-uzorov-na-pavlovoposadskih-platkah (дата обращения: 14.11.2022).
-
Праведников С.П. Купец в русских народных сказках // Лингвофольклористика. 2009. № 16. С. 17-22. EDN: UNSXGJ
-
Праведников С.П. Наименование артефактов в курских сказках // Курское слово. 2007. № 4. С. 93-106. EDN: UZOKUF
-
Праведников С.П. Функционирование лексемы камень в эпическом тексте // Лингвофольклористика. 2013. № 20. С. 21-36. EDN: UNSXWN
-
Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. 330 с.
-
Терещенко А.В. Быт русского народа: в 2 т. // Сост. А.В. Фроловой / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. Т. 1. 944 с.
-
Хроленко А.Т. Семантика фольклорного слова. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. 140 с. EDN: TGWJNW
-
Хроленко А.Т. Лексикон сибирских народных песен на фоне севернои южнорусской традиции // Традиционная культура. 2010. № 2 (38). С. 45-53. EDN: NQWYNB
-
Хроленко А.Т. Курское фольклорное слово: опыт истории его изучения // Курское слово. 2021. № 23. С. 67-73. EDN: MNVBRD
-
Частушка в записях советского времени / Изд. подгот. З.И. Власова, А.А. Горелов. М.-Л. "Наука", 1965. 496 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается формула гой еси , ее применение и функционирование в русской поэзии. Выявляются жанрово-стилистические, метрические особенности стихотворений, содержащих данный фольклоризм, анализируется динамика частотности формульного этикетного элемента. Отмечается, что первоначально конструкция гой еси используется как инструмент фольклорной стилизации, а в более поздних текстах - для пародирования.
В статье приводятся и анализируются факты использования элементов делового языка в произведениях устного народного творчества. Подчеркивается, что в XVII-XVIII вв. приказная письменность достигает наивысшей точки развития и выходит за рамки своей культурной традиции: жанры делового письма проникают в фольклор, который использует специфическую лексику, отдельные грамматические формы, метафорически переосмысляя деловые «сюжеты». Особое внимание обращено на то, как приспосабливалась одна письменно-литературная традиция к другой - устной. Примеры контаминации доказывают широкие возможности деловой письменности в использовании фрагментов приказной картины мира в художественных целях в текстах других жанров, и прежде всего - в фольклоре.
Анализ текстов заговорной традиции позволяет сформировать представление о религиозных воззрениях русского человека. Заговорам присущ религиозно-магический синкретизм, синтез народной традиционной культуры и религиозных православных ценностей. Представления о человеке и мире сводятся к триединству обряда, предмета и слова. Рассмотрение репрезентантов концепта «Бог» на региональном материале способствует пониманию места высших сил в религиозной картине мира курян. Состав лексических единиц данного концепта во многом оказывается традиционным для религиозной культуры русского человека.
В настоящей статье рассматриваются особенности употребления лексемы конь в курской народной сказке. Целью исследования является анализ синтагматических связей лексемы конь в текстах одного жанра курского фольклора, позволяющих раскрыть образ значимого концепта в русской ментальности. Описываются смысловые аспекты образа коня в курской народной сказке в сопоставлении денотативных и коннотативных признаков, символического и традиционного словоупотребления. Выявляются олицетворяющие контексты с лексемой конь в курской народной сказке.
В работе представлен конкорданс топонимической лексики, которая была использована пудожским сказителем А.Е. Чуковым в былинах, записанных от него П.Н. Рыбниковым. Демонстрируются возможности конкорданса как инструмента для выявления идиолектных особенностей каждого исполнителя.
Статья посвящена изучению структурных, стилистических и фонетических особенностей антропонимов в русской народной лирической песне. Автор устанавливает взаимосвязь между фольклорными и реальными антропонимами. Устанавливает народные, разговорные, просторечные и диалектные формы имен, употребляемых в лирических песнях. Описывает наиболее частотные способы образования народных, просторечных и разговорных форм, а также фонетические особенности диалектных имен.
Цветообозначения можно считать одним из ключевых элементов концептуальной и языковой картины мира. Центральным в колористической палитре цветов является белый цвет. В славянской культуре белый цвет, с одной стороны, означал почитание, благородство, истину, сакральность, чистоту, с другой стороны, ассоциировался со смертью, вечностью и пустотой. Рассмотрение символики белого цвета, отраженной в курской частушке, - задача данной статьи. Материалом исследования послужил свод «Частушки Курского края», в который вошли тексты, записанные в двадцати восьми районах Курской области в период с 1968-го по 2012-й год.
Статья посвящена описанию цветовой гаммы одежды в курской частушке. Материалом исследования послужил свод «Частушки Курского края», в котором представлены тексты, записанные в 28 районах Курской области в период с 1968 по 2012 г. Цветовые прилагательные анализируются с учетом частотности, валентности и функций. Особое внимание уделяется самому употребительному слову белый , обладающему в фольклоре широтой семантического диапазона. Отмечаются характерные особенности использования колоративной лексики в курских частушках и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Безусловной жанровой особенностью частушки является её импровизационный характер, высокая степень экспрессии, динамичность. Зачастую композиционные особенности этого малого жанра требуют от исполнителя поиска путей экономии языковых средств, в связи с чем важным инструментом выражения и расширения значений лексических единиц становятся словообразовательные средства языка, исследованию которых и посвящена данная работа. В статье проводится анализ некоторых словообразовательных типов и значений словообразовательных единиц с точки зрения их влияния на формирование языкового своеобразия частушки.
В статье на основе анализа текстов фольклорных песен, сказок и частушек, записанных в Курском регионе, рассматривается лексическая репрезентация концепта НАРОД, анализируется его место в устно-поэтической модели мира. Составленные автором концептограммы дают представление о типичных связях, отношениях, функциях лексемы-вербализатора, проявляющих ее семантику, и характеризуются в жанровом аспекте. Материалом послужили подготовленные курскими лингвофольклористами многотомные издания сказок и частушек, а также словарь-конкорданс необрядовой лирики.
Статья посвящена исследованию системной репрезентации гендера в пословицах русского народа. Анализ текстов пословиц позволил выявить два типа гендерного маркирования: непосредственный и опосредованный. Указанные типы гендерного маркирования коррелируются с лексическим и тестовым способами вербализации гендерной информации. В результате применения многоуровневой методики исследования установлено, что система репрезентации гендера в целом воплощает идею приоритетности гендерной симметрии по сравнению гендерной асимметрией.
Статья посвящена изучению былинной картины мира в призме лингвокультурных кодов на материале былины «Соловей Будимирович». Былинная картина мира - поликодовый лингвокультурный феномен, представляющий собой идеализированный образ эстетически преобразованного этногосударственного мира, описанного с помощью лингвокультурных кодов: антропонимического, топонимического, орнитологического, антропоморфного, зооморфного, природно-ландшафтного, вегетативного, количественного, предметного, космогонического, музыкального, религиозного, свадебного и архитектурного. В результате взаимодействия кодов, характеризуемых в былинной картине мира полисемантичностью, происходит пересечение традиционных культурных смыслов. Выделяются основные коды (свадебный и религиозный), определяющие доминирующие традиционные смыслы (свадьба и Крещение Руси, олицетворяющие начало новой жизни), и второстепенные лингвокультурные коды, большинство из которых наделены религиозным смыслом.
В статье исследованы структурно-семантические характеристики содержательной трансформации композиционного приема образного параллелизма макро- и микрокосма на материале более 16000 текстов русских народных примет в записях XIX-XX веков, выявлены критерии классификации, разработана типология содержательной трансформации параллельных формул, обозначены общежанровые черты и жанровые особенности исследуемых построений в примете и определен их эволюционно-генетический статус в единой модели развития приема.
В статье рассматриваются гидронимы, очерчивающие границы обитания славянского праэтноса в пределах так называемой европейской прародины. Гидронимические номинации анализируются при этом как факты языка и культуры, взятые в их единстве и концептуальной взаимосвязанности. В результате гидроним предстаёт как отражение древних воззрений в контексте мифологической картины мира славян и реалионим, своеобразная «изоглосса», репрезентирующая историческую область распространения этноколлектива.
Издательство
- Издательство
- Курский государственный университет
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- Юр. адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- ФИО
- Худин Александр Николаевич (ректор)
- E-mail адрес
- info@kursksu.ru
- Контактный телефон
- +7 (471) 2702247
- Сайт
- https://kursksu.ru