КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ У. ЭКО И Р. БАРТА (ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ) (2024)
Цель исследования - выявление специфики теорий мифа Умберто Эко и Ролана Барта, а также схожести этих теорий посредством компаративного анализа их философско-культурных текстов. В ходе исследования проведен анализ теорий мифа обозначенных исследователей с позиций следующих аспектов: миф как особая семиотическая система; интегральность, полифункциональность мифа; идеологизированность мифа; подверженность мифа постоянным смысловым метаморфозам и пр. В результате исследования обосновывается тезис о том, что теории мифа Р. Барта и У. Эко изоморфны по всем вышеотмеченным аспектам, а также о том, что в теориях обоих мыслителей миф выводится центральным феноменом, который в современной культуре является «открытым текстом», основой гиперреальности и идеологических систем.
Идентификаторы и классификаторы
Миф во все времена существования человеческой культуры представлял собой особый феномен, который был интересен для изучения как для мыслителей прошлых эпох, так и эпохи современной. Оснований для такой «живучести» интереса к мифу достаточно много хотя бы потому, что культурный базис человечества, социальные, политические, поведенческие и мыслительные структуры всех народов (даже повседневная деятельность, форматы мышления и модели поведения современного человека) берут свое начало и до сих пор базируются на определенных мифах; при этом не имеет значения, зафиксированы ли те или иные мифы в текстовой форме или существуют только на ментальном и/или психологическом уровне их носителей.
Список литературы
-
Афанасьев А. Н. Славянская мифология. М. - СПб.: Эксмо; Мидгард, 2008.
-
Барт Р. S/Z / пер. с фр.; под ред. Г. К. Косикова. Изд-е 2-е, испр. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
-
Барт Р. Избранные работы: семиотика: поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.
-
Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2010.
-
Бахофен И. Я. Материнское право // Классики мирового религиоведения. Антология: в 2-х т. М.: Канон, 1996. Т. 1 / сост. и общ. ред. А. Н. Красникова.
-
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. на рус. яз. Е. А. Самарской. М., 2006.
-
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. EDN: QZNHLH
-
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесл. А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1990.
-
Кассирер Э. Философия символических форм: в 3-х т. М. - СПб.: Университетская книга, 2002. Т. 2. Мифологическое мышление.
-
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб.: Питер, 2018.
-
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
-
Леви-Стросс К. Мифологики: в 4-х т. М. - СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1. Сырое и приготовленное.
-
Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
-
Мамардашвили М. К. Введение в философию // Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.
-
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Изд-е 3-е, репринт. М.: Восточная литература, 2000. EDN: VNNIUT
-
Найдыш В. М. Философия мифологии. XIX - начало XX в. М.: Альфа-М, 2004.
-
Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. яз. А. М. Руткевич. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
-
Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.
-
Тайлор Э. Б. Первобытная культура / пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.
-
Фрейд З. "Я" и "Оно" / пер.: Л. Голлербах, И. Ермаков. М.: Эксмо-Пресс, 2023.
-
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: АСТ, 2017.
-
Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. М. Кузнецова. М. - СПб.: Медиум; Ювента, 1997.
-
Хюбнер К. Истина мифа / пер. с нем. И. Касавина. М.: Республика, 1996. EDN: SAAFVF
-
Эко У. Заклятие сатаны. Хроники текучего общества / пер. с итал. Я. Арьковой, И. Боченковой, Е. Степанцовой и А. Ямпольской. М.: АСТ; CORPUS, 2019.
-
Эко У. Заметки на полях "Имени розы" / пер. с итал. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2007a.
-
Эко У. Имя розы: роман / пер. с итал., глоссарий и послесл. Е. Костюкович. М.: АСТ; CORPUS, 2017a.
-
Эко У. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках / пер. с итал. Е. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2010.
-
Эко У. Маятник Фуко: роман / пер. с итал. Е. Костюкович. М.: АСТ; CORPUS, 2017b.
-
Эко У. Миф о Супермене // Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер. с англ. и итал. С. Д. Серебряного. СПб.: Симпозиум, 2007b.
-
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер.: А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1998.
-
Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / пер. с итал. и примеч. А. Миролюбой. СПб.: Александрия, 2007c.
-
Эко У. Полный назад! "Горячие войны" и популизм в СМИ / пер. с итал. Е. Костюкович. М.: Эксмо, 2007d. EDN: QPGTRB
-
Эко У. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю / пер. с итал. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцевой. М.: АСТ; CORPUS, 2014.
-
Эко У. Средние века уже начались / пер. с итал. Е. Балаховской // Иностранная литература. 1994. № 4.
-
Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. П. Большакова. Изд-е 5-е. М.: Академический Проект, 2010. EDN: QWWVTJ
-
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
-
Lechte J. Eco, Umberto // Lechte J. Fifty Key Contemporary Thinkers. From Structuralism to Postmodernity. L. - N. Y.: Routledge, 1998.
-
Pezzini I. Semiotics as a Critical Discourse: Roland Barthes' Mythologies // Semiotics and Its Masters: in 2 vols. / ed. by K. Bankov, P. Cobley. Boston - Berlin: De Gruyter Mouton, 2017. Vol. 1.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - характеристика недостаточно изученного в арабском музыкознании жанра «мавваль» (в существующей литературе терминологически включенного в сферу народной музыки) в аспекте выявления параметров устного профессионализма. В статье представлены и систематизированы различные варианты жанра, обусловленные географическими, этническими, социальными факторами. Выделяются признаки, подтверждающие наличие у исследуемого жанра специфического профессионального статуса. Подчеркивается двойственность жанра, заложенная уже в легендах о его происхождении: трудовые фольклорные песни и дворцовые истоки. Научная новизна исследования заключается в самой постановке цели и задач. Впервые осуществлена попытка выявления диапазона проявлений профессионализма при сопоставлении жанровых вариантов в арабской традиционной музыке. В результате исследования установлено: на одном полюсе шкалы профессионализма находится наиболее соответствующий уровню традиционной классики повествовательный мавваль, а на противоположном полюсе - фольклорная атаба. На основании изложенного терминологически жанр можно обозначить как промежуточный - народно-профессиональный.
Цель исследования - обоснование необходимости и демонстрация возможностей реализации комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза. В статье раскрыто содержание технологического обеспечения и продемонстрирован алгоритм процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на основе реализации отобранного комплекса педагогических технологий. Научная новизна исследования заключается в обосновании и демонстрации технологичности процесса музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. Технологичность организации музыкально-инструментальной подготовки обучающихся выступает как необходимое условие формирования исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов. В результате исследования раскрыты содержание педагогического обеспечения и технологичность организации процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке. Доказано, что формирование исполнительской компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным, если реализуется комплекс педагогических технологий: целеполагания и планирования учебной деятельности, игрового моделирования учебных ситуаций, развития слухо-двигательной координации и формирования исполнительских умений и навыков, рефлексивных метакогнитивных умений и навыков, интонационно-стилевого обучения игре на фортепиано. Разработан алгоритм реализации процесса формирования исполнительской компетентности на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза.
Цель исследования - рассмотрение и анализ работ, выполненных художником Дмитрием Бушеном (1893-1993) для театра Луи Жуве «Атеней» в Париже. В статье изучаются костюмы, созданные по эскизам Бушена для спектаклей «Тесса» и «Электра» в 1934 и 1937 годах соответственно; освещаются отзывы критиков на данные спектакли и их оформление. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые собраны воедино до этого разрозненные сведения и изображения, связанные с созданием «Тессы» и «Электры». Это единственные драматические постановки, в оформлении которых принимал участие Дмитрий Бушен, известный в первую очередь по сценографии для музыкального театра. В результате исследования выделен один из этапов творческого пути художника, пришедшийся на период формирования индивидуальной манеры и характерного стиля. Ранний этап работы Бушена для театра в Париже отличается разнообразием и поиском «своего» направления и творческого почерка. В статье отмечается высокая оценка работы Бушена критиками, особенно в отношении пьесы «Электра».
Цель данного исследования - выявление роли принципа контраста (образного, жанрового, тематического, темпового) как композиционного приема в Сонате для баяна Б. Мирончука. Сочинение донецкого автора впервые становится объектом комплексного изучения. Принцип контраста рассматривается как важный фактор формообразования и развития музыкального материала. Отмечается, что образный контраст, связанный с чередованием активной и лирической образных сфер, является «двигателем» драматургического развития произведения. Темповый контраст находит свое воплощение в разграничении разделов формы каждой из частей сонаты. Для образно-темповых сфер характерны сопоставления жанровых моделей токкаты, скерцо и песни, задействованы джазовый стиль буги-вуги и квазихоральные эпизоды. Тематический контраст проявляется в изменении ладотонального плана, особенностях гармонической и ритмической организации и стилистических решениях. Анализ интерпретации показывает тождественность мышления исполнителя и композитора, воплощенных в одном лице, и дает основания утверждать о своеобразной эталонности такого прочтения вследствие точного следования указаниям авторского текста. Результат исследования заключается в том, что анализ композиционных приемов и интерпретации данного опуса создает платформу для дальнейшего изучения творчества Б. Мирончука и жанра сонаты.
Цель исследования - выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценического костюма. В статье рассмотрена история развития сценического костюма, кратко представлена ее периодизация с характерными чертами каждого этапа, социально-культурными формами кодирования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые прицельно исследуется проблема семантики костюма как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что сценический (театральный) костюм имеет свои закономерности развития и многофакторно обусловленную периодизацию. Выявлено, что в ХХ-ХХI вв. усиливается взаимодействие двух основных тенденций: 1) сценический костюм отличается высокой степенью кодифицированности и символизма, при этом конкретное содержание символов претерпевает значительные трансформации; 2) наблюдается многообразие приемов достижения различных аспектов «достоверности» как театрального действия в целом, так и театральных костюмов.
В рецензии на монографию А. К. Векслер «Орнамент в содержании художественного образования» (2023) представлены рассмотрение и анализ рекомендуемого автором материала, отмечаются достоинства монографии и предложены рекомендации оценки и применения теоретического труда А. К. Векслер в художественно-педагогической практике. В рецензируемом издании впервые рассматриваются основы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству сквозь призму орнамента и формулируется взаимосвязь: орнамент - это дефиниция, демонстрирующая метапредметные связи.
Цель исследования - выявление генезиса и художественно-смысловой специфики творчества современного художника В. А. Чёрного. В статье рассматриваются основные темы, образные трактовки, идейные доминанты его живописных произведений, свидетельствующие о развитии - преемственности традиций и новаторстве - отечественного академического искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые остающееся малоизученным творчество В. А. Чёрного анализируется в научном ракурсе, при этом в научный оборот вводится ряд его живописных произведений и архивных материалов. В результате исследования выявлен широкий диапазон тем, сюжетов, жанров, технико-технологических характеристик и образных трактовок в творчестве живописца. Уже в годы учебы художник приобрел высокий уровень мастерства, умение синтезировать традиции и варьировать индивидуальный живописный «почерк», что и в настоящее время позволяет ему работать на высоком профессиональном уровне, доказывает актуальность академического мастерства и востребованность реалистического искусства. Исследование творчества и деятельности В. А. Чёрного свидетельствует об эволюционном развитии как реализма, так и художественного образования России. Многогранность его искусства, сложносоставной характер художественного языка доказывают концептуальную специфику отечественного академизма начала XXI в., в которой доминирует сохранение вневременных духовных смыслов национальной культуры, неотделимых от идей патриотизма и православного учения, и синтезированный характер профессионального языка.
Цель исследования - обосновать тот факт, что уже в ранние исторические эпохи (Средневековье, Возрождение, Барокко) происходило постепенное зарождение функциональности музыкальной формы, одним из первых признаков которой стало осознание композиторами необходимости в достижении структурной целостности и законченности произведения. В статье показано, что на роль главного формообразующего средства выдвигались те композиционные факторы, которые наиболее активно развивались в данную историческую эпоху. Научная новизна исследования заключается в конкретном определении этих композиционных факторов: ритмического - в изоритмических мотетах XIV века, масштабно-структурного - в тексто-музыкальных формах Возрождения, функционально-гармонического - в произведениях Барокко. В результате установлено, что фактором законченности музыкальной формы в изоритмических мотетах Ф. де Витри стало изменение в сторону уменьшения мензуры тенора при последнем повторе мелодии грегорианского хорала; в мотетах, мадригалах и многоголосных песнях Возрождения аналогичную функцию выполняло масштабное укрупнение заключительного тексто-музыкального сегмента формы; а в инструментальных жанрах Барокко (прелюдиях, токкатах, фантазиях) - повышенная гармоническая устойчивость последнего раздела (тонический органный пункт, повторение каденционных оборотов).
В эссе приводится сводный обзор основных явлений художественной культуры в период Средневековья на Западе и Востоке (от Рождества Христова к XIII столетию). Мировая художественная культура периода Средневековья охвачена в работе как с точки зрения общеисторического процесса, так и в рассмотрении отдельных видов искусства (скульптура, архитектура, живопись, литература, музыка). Автор рассматривает достижения средневековых авторов в указанных видах творчества: наращение тенденций к опрощению в изображении людей и мифологических существ в западном искусстве, поступательное развитие искусства на Востоке (подъем зодчества и градостроительства, развитие изобразительного искусства). Отмечается поворот к обретению цивилизационных форм существования в западном искусстве под влиянием феодализма и монотеистической религии. Особое внимание уделяется осмыслению категории мироздания в средневековый период, постройке фортификационных сооружений как отражений воинственной настроенности Средневековья, проявлениям лирической образности в художественной культуре Запада и Востока. В итоге автор заключает, что средневековое искусство представляет собой огромный, богатейший пласт художественной культуры человечества, важнейший этап для создания художественной классики на Востоке и в дальнейшем в России.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)