Pan-Art
Архив статей журнала
Цель исследования - дополнить известное в науке о публикационной деятельности С. П. Дягилева введением в научный оборот сведений о печатных изданиях 1897-1901 гг., принадлежащих хранению Научной библиотеки Русского музея. Нельзя отрицать возможность влияния указанных проектов на главный результат публикационной деятельности раннего (русского) периода Дягилева - издание «Ежегодника Императорских театров. Сезон 1899-1900 г.» и трёх Приложений к нему 1900 г. В настоящем тексте раскрывается позиция лидера театрально-выставочного процесса России конца XIX - начала ХХ в. С. П. Дягилева в отношении роли русского искусства, понимания им значимости происходивших в современное Дягилеву время важных преобразований в искусстве. Авторы статьи приводят описания творческих инициатив в издательских проектах великого антрепренёра, направленные на оценку художественной критики и библиографии. Читателю даны ссылки на известные и малоисследованные или впервые представленные издания С. П. Дягилева, рассмотренные с точки зрения их книжного оформления, и труды о нём. Научная новизна: новый ракурс видения поставленной задачи даёт возможность оценить вклад С. П. Дягилева в русское искусство, художественную критику, издательское дело и оформление книги. В результате анализа представленных фактов выявлены малоизученные грани издательской деятельности С. П. Дягилева, показан тот художественный фон, благоприятно повлиявший на достижение цели книжного дела, что представляет новое направление русской художественной критики: междисциплинарное исследование, объединяющее разряды библиографии, библиографоведения, издательского дела, графики, истории оформления иллюстрированной книги, театроведения и других смежных видов культуры.
В рецензии на монографию А. К. Векслер «Орнамент в содержании художественного образования» (2023) представлены рассмотрение и анализ рекомендуемого автором материала, отмечаются достоинства монографии и предложены рекомендации оценки и применения теоретического труда А. К. Векслер в художественно-педагогической практике. В рецензируемом издании впервые рассматриваются основы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству сквозь призму орнамента и формулируется взаимосвязь: орнамент - это дефиниция, демонстрирующая метапредметные связи.