СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА (2024)
Цель исследования - выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценического костюма. В статье рассмотрена история развития сценического костюма, кратко представлена ее периодизация с характерными чертами каждого этапа, социально-культурными формами кодирования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые прицельно исследуется проблема семантики костюма как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что сценический (театральный) костюм имеет свои закономерности развития и многофакторно обусловленную периодизацию. Выявлено, что в ХХ-ХХI вв. усиливается взаимодействие двух основных тенденций: 1) сценический костюм отличается высокой степенью кодифицированности и символизма, при этом конкретное содержание символов претерпевает значительные трансформации; 2) наблюдается многообразие приемов достижения различных аспектов «достоверности» как театрального действия в целом, так и театральных костюмов.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность данного исследования обусловлена устойчивым интересом в современной культуре к зрелищным видам искусства, которые существуют уже несколько веков. Независимо от конкретного вида искусства – будь то драматический театр, балет, опера, кино – особую роль в создании зрелищности всегда играл сценический костюм. Функция костюма как своеобразного средства выразительности всегда осознавалась и реализовывалась в сценических искусствах. Особой актуальности проблема создания костюма достигла на рубеже XIX-XX столетий, когда художественно-эстетические тенденции в искусстве выдвинули на первый план идеи реализма, натурализма, исторической правдивости и подлинности.
Список литературы
- Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. EDN: QOBYEP
- Барулин А. Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация. Краткая предыстория и история семиотики (до Фреге, Пирса и Соссюра): в 2-х ч. / науч. ред. С. Н. Кузнецова. М.: Спорт и культура, 2000. Ч. 2.
- Бахтин М. М., Дувакин В. Д. М. М. Бахтин: беседы с В. Д. Дувакиным. М.: Согласие, 2002. EDN: UYHMMO
- Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1981.
- Брук П. Пустое пространство / пер. с англ.; вступ. статья Ю. Кагарлицкого; коммент. Ю. Фридштейна и М. Швыдкого. М.: Прогресс, 1976.
- Ванслов В. В. Отзвуки минувшего: искусство и жизнь в прошедшем веке / Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств. М.: Знание, 2004.
- Васильев А. А. История моды. Костюмы Русских сезонов Сергея Дягилева. М.: Этерна, 2006. Вып. 2.
- Галкина Т. В., Третьякова Т. Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. Челябинск: ЮУрГУ, 1998.
- Гиляровская Н. В. Русский исторический костюм в изобразительном искусстве и на сцене. М. - Л.: Искусство, 1945.
-
Головня В. В. История античного театра: учеб. пособие для высш. и сред. театр. учеб. заведений, ин-тов культуры и хореогр. училищ. М.: Искусство, 1972.
-
Градова К. В. Театральный костюм: в 2-х кн. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1976. Кн. 1. Женский костюм.
-
Градова К. В. Театральный костюм: в 2-х кн. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1987. Кн. 2. Мужской костюм.
-
Густякова Д. Ю. Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры: автореф. дисс. … д. культ. Ярославль, 2019. EDN: DECKOQ
-
Ефимова Л. В. Семиотика как знаковая система костюма // Сервис plus. 2012. № 4. EDN: PTVAQN
-
Захаржевская Р. В. История костюма: от античности до современности. Изд-е 3-е. М.: РИПОЛ-классик, 2006.
-
Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие для сред. спец. и высш. учеб. заведений искусств и культуры / Моск. акад. хореогр. училище. М.: Искусство, 1976.
-
Каминская Н. М. История костюма. М., 1976.
-
Карпенко В. Н., Ежеченко П. С., Карпенко В. А. Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства // Таврический научный обозреватель. 2017. № 2 (19). EDN: YFXCTV
-
Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология: XX век: антология / гл. ред. и сост.: С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995.
-
Козлова Т. В. Костюм как знаковая система. М.: МТИ им. А. Н. Косыгина, 1980.
-
Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. М.: Астрель, 2005. EDN: QXRKKX
-
Кон Ми Ран. Костюмы в прижизненных постановках опер П. И. Чайковского "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" (опыт реконструкции): автореф. дисс. … к. иск. М., 1997.
-
Крэг Г. Э. Г. Искусство театра: сб. ст. / пер. под ред. В. П. Лачинова; введ.: д-р Александр Хевези, драматург и режиссер Правительств. театра в Будапеште. СПб.: Н. И. Бутковская, 1912.
-
Кузищин И. Л. Общество и культура древних этрусков // История Древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М., 1994.
-
Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический Проект, 2002.
-
Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник: в 2-х кн. СПб.: Композитор, 2003. Кн. 2.
-
Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах / пер.; ред. и вступ. статья Ю. И. Слонимского. Л. - М.: Искусство, 1965.
-
Плеханова Е. О. Костюм: междисциплинарный феномен в системе художественного образования // Вестник КИГИТ. Серия 9: Дизайн и архитектурно-средовое проектирование. 2015. № 9 (62).
-
Полихова М. П. Символика костюма в контексте культуры: автореф. дисс.. к. филос. н. Ростов н/Д, 2003. EDN: NMGJWH
-
Потебня А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2007.
-
Режиссерское искусство А. Я. Таирова (К 100-летию со дня рождения) / ред.: К. Л. Рудницкий. М., 1987.
-
Синицина В. И. Основные исторические этапы в развитии костюма: учеб. пособие для студентов специальности 1112 / Всесоюз. заоч. ин-т текстильной и легкой пром-сти, кафедра швейного производства. М., 1976.
-
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999.
-
Степучев Р. А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. М.: МГТА, 1991.
-
Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки славянской культуры, 2005.
-
Французский символизм = Le symbolisme français: драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма / сост., вступ. ст., комент. В. Максимова. СПб.: Гиперион; Гуманитарная академия, 2000.
-
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: ТОО ТК "Петрополис", 1998.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - характеристика недостаточно изученного в арабском музыкознании жанра «мавваль» (в существующей литературе терминологически включенного в сферу народной музыки) в аспекте выявления параметров устного профессионализма. В статье представлены и систематизированы различные варианты жанра, обусловленные географическими, этническими, социальными факторами. Выделяются признаки, подтверждающие наличие у исследуемого жанра специфического профессионального статуса. Подчеркивается двойственность жанра, заложенная уже в легендах о его происхождении: трудовые фольклорные песни и дворцовые истоки. Научная новизна исследования заключается в самой постановке цели и задач. Впервые осуществлена попытка выявления диапазона проявлений профессионализма при сопоставлении жанровых вариантов в арабской традиционной музыке. В результате исследования установлено: на одном полюсе шкалы профессионализма находится наиболее соответствующий уровню традиционной классики повествовательный мавваль, а на противоположном полюсе - фольклорная атаба. На основании изложенного терминологически жанр можно обозначить как промежуточный - народно-профессиональный.
Цель исследования - обоснование необходимости и демонстрация возможностей реализации комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза. В статье раскрыто содержание технологического обеспечения и продемонстрирован алгоритм процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на основе реализации отобранного комплекса педагогических технологий. Научная новизна исследования заключается в обосновании и демонстрации технологичности процесса музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. Технологичность организации музыкально-инструментальной подготовки обучающихся выступает как необходимое условие формирования исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов. В результате исследования раскрыты содержание педагогического обеспечения и технологичность организации процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке. Доказано, что формирование исполнительской компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным, если реализуется комплекс педагогических технологий: целеполагания и планирования учебной деятельности, игрового моделирования учебных ситуаций, развития слухо-двигательной координации и формирования исполнительских умений и навыков, рефлексивных метакогнитивных умений и навыков, интонационно-стилевого обучения игре на фортепиано. Разработан алгоритм реализации процесса формирования исполнительской компетентности на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза.
Цель исследования - рассмотрение и анализ работ, выполненных художником Дмитрием Бушеном (1893-1993) для театра Луи Жуве «Атеней» в Париже. В статье изучаются костюмы, созданные по эскизам Бушена для спектаклей «Тесса» и «Электра» в 1934 и 1937 годах соответственно; освещаются отзывы критиков на данные спектакли и их оформление. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые собраны воедино до этого разрозненные сведения и изображения, связанные с созданием «Тессы» и «Электры». Это единственные драматические постановки, в оформлении которых принимал участие Дмитрий Бушен, известный в первую очередь по сценографии для музыкального театра. В результате исследования выделен один из этапов творческого пути художника, пришедшийся на период формирования индивидуальной манеры и характерного стиля. Ранний этап работы Бушена для театра в Париже отличается разнообразием и поиском «своего» направления и творческого почерка. В статье отмечается высокая оценка работы Бушена критиками, особенно в отношении пьесы «Электра».
Цель данного исследования - выявление роли принципа контраста (образного, жанрового, тематического, темпового) как композиционного приема в Сонате для баяна Б. Мирончука. Сочинение донецкого автора впервые становится объектом комплексного изучения. Принцип контраста рассматривается как важный фактор формообразования и развития музыкального материала. Отмечается, что образный контраст, связанный с чередованием активной и лирической образных сфер, является «двигателем» драматургического развития произведения. Темповый контраст находит свое воплощение в разграничении разделов формы каждой из частей сонаты. Для образно-темповых сфер характерны сопоставления жанровых моделей токкаты, скерцо и песни, задействованы джазовый стиль буги-вуги и квазихоральные эпизоды. Тематический контраст проявляется в изменении ладотонального плана, особенностях гармонической и ритмической организации и стилистических решениях. Анализ интерпретации показывает тождественность мышления исполнителя и композитора, воплощенных в одном лице, и дает основания утверждать о своеобразной эталонности такого прочтения вследствие точного следования указаниям авторского текста. Результат исследования заключается в том, что анализ композиционных приемов и интерпретации данного опуса создает платформу для дальнейшего изучения творчества Б. Мирончука и жанра сонаты.
В рецензии на монографию А. К. Векслер «Орнамент в содержании художественного образования» (2023) представлены рассмотрение и анализ рекомендуемого автором материала, отмечаются достоинства монографии и предложены рекомендации оценки и применения теоретического труда А. К. Векслер в художественно-педагогической практике. В рецензируемом издании впервые рассматриваются основы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству сквозь призму орнамента и формулируется взаимосвязь: орнамент - это дефиниция, демонстрирующая метапредметные связи.
Цель исследования - выявление специфики теорий мифа Умберто Эко и Ролана Барта, а также схожести этих теорий посредством компаративного анализа их философско-культурных текстов. В ходе исследования проведен анализ теорий мифа обозначенных исследователей с позиций следующих аспектов: миф как особая семиотическая система; интегральность, полифункциональность мифа; идеологизированность мифа; подверженность мифа постоянным смысловым метаморфозам и пр. В результате исследования обосновывается тезис о том, что теории мифа Р. Барта и У. Эко изоморфны по всем вышеотмеченным аспектам, а также о том, что в теориях обоих мыслителей миф выводится центральным феноменом, который в современной культуре является «открытым текстом», основой гиперреальности и идеологических систем.
Цель исследования - выявление генезиса и художественно-смысловой специфики творчества современного художника В. А. Чёрного. В статье рассматриваются основные темы, образные трактовки, идейные доминанты его живописных произведений, свидетельствующие о развитии - преемственности традиций и новаторстве - отечественного академического искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые остающееся малоизученным творчество В. А. Чёрного анализируется в научном ракурсе, при этом в научный оборот вводится ряд его живописных произведений и архивных материалов. В результате исследования выявлен широкий диапазон тем, сюжетов, жанров, технико-технологических характеристик и образных трактовок в творчестве живописца. Уже в годы учебы художник приобрел высокий уровень мастерства, умение синтезировать традиции и варьировать индивидуальный живописный «почерк», что и в настоящее время позволяет ему работать на высоком профессиональном уровне, доказывает актуальность академического мастерства и востребованность реалистического искусства. Исследование творчества и деятельности В. А. Чёрного свидетельствует об эволюционном развитии как реализма, так и художественного образования России. Многогранность его искусства, сложносоставной характер художественного языка доказывают концептуальную специфику отечественного академизма начала XXI в., в которой доминирует сохранение вневременных духовных смыслов национальной культуры, неотделимых от идей патриотизма и православного учения, и синтезированный характер профессионального языка.
Цель исследования - обосновать тот факт, что уже в ранние исторические эпохи (Средневековье, Возрождение, Барокко) происходило постепенное зарождение функциональности музыкальной формы, одним из первых признаков которой стало осознание композиторами необходимости в достижении структурной целостности и законченности произведения. В статье показано, что на роль главного формообразующего средства выдвигались те композиционные факторы, которые наиболее активно развивались в данную историческую эпоху. Научная новизна исследования заключается в конкретном определении этих композиционных факторов: ритмического - в изоритмических мотетах XIV века, масштабно-структурного - в тексто-музыкальных формах Возрождения, функционально-гармонического - в произведениях Барокко. В результате установлено, что фактором законченности музыкальной формы в изоритмических мотетах Ф. де Витри стало изменение в сторону уменьшения мензуры тенора при последнем повторе мелодии грегорианского хорала; в мотетах, мадригалах и многоголосных песнях Возрождения аналогичную функцию выполняло масштабное укрупнение заключительного тексто-музыкального сегмента формы; а в инструментальных жанрах Барокко (прелюдиях, токкатах, фантазиях) - повышенная гармоническая устойчивость последнего раздела (тонический органный пункт, повторение каденционных оборотов).
В эссе приводится сводный обзор основных явлений художественной культуры в период Средневековья на Западе и Востоке (от Рождества Христова к XIII столетию). Мировая художественная культура периода Средневековья охвачена в работе как с точки зрения общеисторического процесса, так и в рассмотрении отдельных видов искусства (скульптура, архитектура, живопись, литература, музыка). Автор рассматривает достижения средневековых авторов в указанных видах творчества: наращение тенденций к опрощению в изображении людей и мифологических существ в западном искусстве, поступательное развитие искусства на Востоке (подъем зодчества и градостроительства, развитие изобразительного искусства). Отмечается поворот к обретению цивилизационных форм существования в западном искусстве под влиянием феодализма и монотеистической религии. Особое внимание уделяется осмыслению категории мироздания в средневековый период, постройке фортификационных сооружений как отражений воинственной настроенности Средневековья, проявлениям лирической образности в художественной культуре Запада и Востока. В итоге автор заключает, что средневековое искусство представляет собой огромный, богатейший пласт художественной культуры человечества, важнейший этап для создания художественной классики на Востоке и в дальнейшем в России.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)