ПРИНЦИП КОНТРАСТА КАК КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ В СОНАТЕ ДЛЯ БАЯНА Б. МИРОНЧУКА (2024)

Цель данного исследования - выявление роли принципа контраста (образного, жанрового, тематического, темпового) как композиционного приема в Сонате для баяна Б. Мирончука. Сочинение донецкого автора впервые становится объектом комплексного изучения. Принцип контраста рассматривается как важный фактор формообразования и развития музыкального материала. Отмечается, что образный контраст, связанный с чередованием активной и лирической образных сфер, является «двигателем» драматургического развития произведения. Темповый контраст находит свое воплощение в разграничении разделов формы каждой из частей сонаты. Для образно-темповых сфер характерны сопоставления жанровых моделей токкаты, скерцо и песни, задействованы джазовый стиль буги-вуги и квазихоральные эпизоды. Тематический контраст проявляется в изменении ладотонального плана, особенностях гармонической и ритмической организации и стилистических решениях. Анализ интерпретации показывает тождественность мышления исполнителя и композитора, воплощенных в одном лице, и дает основания утверждать о своеобразной эталонности такого прочтения вследствие точного следования указаниям авторского текста. Результат исследования заключается в том, что анализ композиционных приемов и интерпретации данного опуса создает платформу для дальнейшего изучения творчества Б. Мирончука и жанра сонаты.

Тип: Статья
Автор (ы): Мирошниченко Олег Николаевич
Ключевые фразы: Б. МИРОНЧУК, СОНАТА ДЛЯ БАЯНА, ПРИНЦИП КОНТРАСТА, ОБРАЗНАЯ СФЕРА, жанровые модели, ТЕМАТИЗМ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
681.816. Клавишные инструменты. Клавиры. Органы
78.082. Симфонии. Сонаты. Концерты
Текстовый фрагмент статьи