АРАБСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ЖАНР "МАВВАЛЬ" В АСПЕКТЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИФИКИ УСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА (2024)
Цель исследования - характеристика недостаточно изученного в арабском музыкознании жанра «мавваль» (в существующей литературе терминологически включенного в сферу народной музыки) в аспекте выявления параметров устного профессионализма. В статье представлены и систематизированы различные варианты жанра, обусловленные географическими, этническими, социальными факторами. Выделяются признаки, подтверждающие наличие у исследуемого жанра специфического профессионального статуса. Подчеркивается двойственность жанра, заложенная уже в легендах о его происхождении: трудовые фольклорные песни и дворцовые истоки. Научная новизна исследования заключается в самой постановке цели и задач. Впервые осуществлена попытка выявления диапазона проявлений профессионализма при сопоставлении жанровых вариантов в арабской традиционной музыке. В результате исследования установлено: на одном полюсе шкалы профессионализма находится наиболее соответствующий уровню традиционной классики повествовательный мавваль, а на противоположном полюсе - фольклорная атаба. На основании изложенного терминологически жанр можно обозначить как промежуточный - народно-профессиональный.
Идентификаторы и классификаторы
В современной музыкальной науке, несмотря на пристальное внимание к традиционному наследию, только в последние десятилетия появляется возможность уточнения терминологического аппарата и критериев профессионализма жанров устной традиции. Особые проблемы возникают в тех случаях, когда жанр имеет широкий ареал распространения, характеризуется вариативностью и нередко содержит различия в степени профессионализации. Именно поэтому мавваль (ﻣﻮﺍﻝ, в переводе с арабского означает «присоединенный»), традиционный жанр на арабском Востоке, распространенный в большинстве арабских стран, таких как регион Леванта (общее название, объединяющее территории стран восточной части Средиземного моря, а именно Сирии, Палестины, Израиля и Ливана), Ирак, Египет и другие, обладает различными, в том числе промежуточными признаками, что нередко приводит к терминологическим неточностям в определении его статуса в целом.
Список литературы
-
Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988.
-
Алхамви М. Сирийский город Алеппо как исторический центр арабского пения профессиональной устной традиции // Вестник музыкальной науки. 2023. № 2. EDN: TLCRXS
-
Алхамви М., Дрожжина М. Н. Традиционное искусство пения в контексте современного музыкального образования // Вестник музыкальной науки. 2022. № 2.
-
Атаред А. Народный театр в Египте: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 1993.
-
Галицкая С. П. О профессионализме в традиционной музыкальной культуре // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4. EDN: VCXOWH
-
Дрожжина М. Н. “Теория социальных эстафет” М. А. Розова и ее значение для современного этномузыкознания // Идеи и идеалы. 2012. № 2. EDN: PAJXRZ
-
Еолян И. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977.
-
Зейно Г. Значение жанра атаба в истории развития сирийской народной музыки // Colloquium-journal. 2019a. № 1-4 (25). EDN: ICTIFM
-
Зейно Г. Маввал как жанр народного сирийского пения: особенности и основные периоды исторического развития // Colloquium-journal. 2019b. № 1-4 (25). EDN: YVDRHF
-
Михайлов Дж. К. К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки: сборник научных трудов МПС. М., 1986.
-
Мусса С. С. Музыкальное искусство Ливана // Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. М.: Сов. композитор, 1987.
-
Науменко Т. И., Сусидко И. П. Музыкальный термин как проблема: о IV Конгрессе Общества теории музыки // Журнал Общества теории музыки. 2019. № 4. EDN: QJVLSQ
-
Розов М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. РАН, Ин-т философии. М.: Новый хронограф, 2008. EDN: QWVKNH
-
Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада (типы музыкального профессионализма). М.: Сов. композитор, 1983.
-
Шимон М. В. Пути развития музыкальной культуры Ирака: автореф. дисс. … к. иск. М., 1995. EDN: ZJPLRR
-
Юнусова В. Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. М.: Хронограф, 1997.
-
Farmer H. G. A History of Arabian Music to the XIII Century. L.: Luzac & Co., 1929.
-
Jargy S. The Folk Music of Syria and Lebanon // World of Music. 1978. No. 1.
-
Manzano R. F. Algunas notas sobre la estructura musical de la muvassahas. Oviedo: Univ. de Oviedo, 1985.
-
Аль-Мавваль в арабском пении // Лига арабских государств. Arab Music Magazine. 13.10.2020. مجلة الموسيقة العربية2020-10-13 مجلة ثقافية تصدر عن المجمع.العربي للموسيقى "جامعة الدول العربية" الموال في الغناء العربي. https://www.arabmusicmagazine.org/item/981-2020-10-13-14-06-07.
-
Битар Х. Один из самых выдающихся арабских певцов, Ибрагим Аль-Мавсили, 125-188 гг. Хиджры, искусный певец и композитор Аль-Маджли // Музыкальная жизнь. 2004. Вып. 34. بيطار خليل، من أعلام الغناء العربي، إبراهيم الموصلي المغني الحاذق والملحن المجلي، مجلة الحياة الموسيقية العدد34، دمشق 2004، عدد صفحات البحث.
-
Далал К. Сабах Фахри, самый яркий современный пионер в Алеппо // Музыкальная жизнь. 2011. № 61. مجلة الحياة الموسيقية العدد61، 2011، محمد قدريقدري دلال، مقالة بعنوان صباح فخري ألمع الرواد المعاصرين في حلب عدد صفحات المقالة.
-
Калаа С. Книга песен II. Импровизация в арабской музыке, ее история и механизмы, ее элегантность и ее отсутствие // Энциклопедия. 2024. سعد الله أغا القلعة موسوعة كتاب الأغاني الثاني الارتجال في الموسيقى العربية تاريخه وآلياته ألقه وغيابه. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:www.agha-alkalaa.net/archives/15810.
-
Касир А. Мухаммад Садик Хадид, поэт упрека // Al-Arabi Al-Jadeed. 01.12.2014. عبد الله القصير مجلة العربي الجديد محمد صادق حديد شاعرالعتابا 2014-01.
-
Саллум Д. Аль-Мавваль в Леванте и Ираке в популярной литературе // Журнал популярной культуры. 2011. Вып. 13. سلوم درغام سلوم مجلة الثقافة الشعبية العدد 13المواويل في بلاد الشام والعراق في الأدب الشعبي. https://folkculturebh.org/ar/?issue=13&page=article&id=14.
-
Самим Ш. Народная музыка // Арабская музыка. Арабская музыкальная академия (Лига арабских государств). 31.12.2022. صميم الشريف (الموسيقى الشعبية)، مقال في مجلة الموسيقى العربية، مجلة موسيقية ثقافية تصدر عن (الجامعة العربية)، المصدر: الموسوعة العربية، 2022.12.31المجمع العربي للموسيقى. https://www.arabmusicmagazine.com/item/1381-2022-10-31-12-06-43.
-
Самим Ш. Творчество и арабская песня // Музыкальная жизнь. 2009. Вып. 51. صميم الشريف، الإبداع والأغنية العربية، مجلة الحياة الموسيقية العدد 51، دمشق 2009، عدد صفحات البحث.
-
Малази С. Совершенное арабское пение и его признаки / Сухайл. Малази // (первый эпизод) // Музыкальная жизнь. 2005. Вып. 36. ملاذي سهيل، الغناء العربي المتقن وأعلامه ( الحلقة الأولى)، مجلة الحياة الموسيقية العدد 36، دمشق 2005، عدد صفحات البحث.
-
Мурси Г. Традиционное лирическое наследие, связь Египта и Сирии (сравнительное исследование): дисс. … д. филос. в области музыкального образования. Каир: Хелуанский университет, 2001. التراث الغنائي التقليدي (الوصلة) في مصر= وسوريا، دراسة مقارنة، بحث مقدم من الدارسة غادة محمد حسنى أحمد مرسى، استكمالا للحصول على درجة دكتوراه الفلسفة في التربية الموسيقية ، تخصص موسيقى عربية ( شعبة تأليف عربي)، القاهرة 2001، جامعة حلوان كلية التربية الموسيقية، قسم الموسيقى العربية، عدد صفحات الكتاب الذي يحتوي على عدة أبحاث.
-
Наджми К. Наследие арабского пения, между Аль-Маусили и Зирьябом. Умм Кульсум и Абдель-Ваххаб // Дар Аль-Шорук. Каир, 1992. تراث الغناء العربي، بين الموصلي وزرياب. وأم كلثوم وعبد الوهاب، كمال النّجمي، دار الشروق، القاهرة,1992,عدد صفحات الكتاب.
-
Хоули С. Из моей жизни с музыкой. Каир: Рабаа аль Алавия, 2002.
من حياتي مع الموسيقى، المؤلف الدكتورة سمحة خولي، من مجلة الحياة الموسيقية، العدد واحد، القاهرة ، رابعة العدوية، 2002، عدد الصفحات.
32. Шбейр Г. Техника арабского пения с помощью интонации Корана и канонического чтения. Каслик: Университет Святого Духа, 2017. تقنية الغناء العربي بمساعدة تجويد القرآن والقراءة المتعارف عليها، غادة شبير، لبنان، جامعة الروح القدس الكسليك، 2017،.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - обоснование необходимости и демонстрация возможностей реализации комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза. В статье раскрыто содержание технологического обеспечения и продемонстрирован алгоритм процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на основе реализации отобранного комплекса педагогических технологий. Научная новизна исследования заключается в обосновании и демонстрации технологичности процесса музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. Технологичность организации музыкально-инструментальной подготовки обучающихся выступает как необходимое условие формирования исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов. В результате исследования раскрыты содержание педагогического обеспечения и технологичность организации процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке. Доказано, что формирование исполнительской компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным, если реализуется комплекс педагогических технологий: целеполагания и планирования учебной деятельности, игрового моделирования учебных ситуаций, развития слухо-двигательной координации и формирования исполнительских умений и навыков, рефлексивных метакогнитивных умений и навыков, интонационно-стилевого обучения игре на фортепиано. Разработан алгоритм реализации процесса формирования исполнительской компетентности на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза.
Цель исследования - рассмотрение и анализ работ, выполненных художником Дмитрием Бушеном (1893-1993) для театра Луи Жуве «Атеней» в Париже. В статье изучаются костюмы, созданные по эскизам Бушена для спектаклей «Тесса» и «Электра» в 1934 и 1937 годах соответственно; освещаются отзывы критиков на данные спектакли и их оформление. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые собраны воедино до этого разрозненные сведения и изображения, связанные с созданием «Тессы» и «Электры». Это единственные драматические постановки, в оформлении которых принимал участие Дмитрий Бушен, известный в первую очередь по сценографии для музыкального театра. В результате исследования выделен один из этапов творческого пути художника, пришедшийся на период формирования индивидуальной манеры и характерного стиля. Ранний этап работы Бушена для театра в Париже отличается разнообразием и поиском «своего» направления и творческого почерка. В статье отмечается высокая оценка работы Бушена критиками, особенно в отношении пьесы «Электра».
Цель данного исследования - выявление роли принципа контраста (образного, жанрового, тематического, темпового) как композиционного приема в Сонате для баяна Б. Мирончука. Сочинение донецкого автора впервые становится объектом комплексного изучения. Принцип контраста рассматривается как важный фактор формообразования и развития музыкального материала. Отмечается, что образный контраст, связанный с чередованием активной и лирической образных сфер, является «двигателем» драматургического развития произведения. Темповый контраст находит свое воплощение в разграничении разделов формы каждой из частей сонаты. Для образно-темповых сфер характерны сопоставления жанровых моделей токкаты, скерцо и песни, задействованы джазовый стиль буги-вуги и квазихоральные эпизоды. Тематический контраст проявляется в изменении ладотонального плана, особенностях гармонической и ритмической организации и стилистических решениях. Анализ интерпретации показывает тождественность мышления исполнителя и композитора, воплощенных в одном лице, и дает основания утверждать о своеобразной эталонности такого прочтения вследствие точного следования указаниям авторского текста. Результат исследования заключается в том, что анализ композиционных приемов и интерпретации данного опуса создает платформу для дальнейшего изучения творчества Б. Мирончука и жанра сонаты.
Цель исследования - выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценического костюма. В статье рассмотрена история развития сценического костюма, кратко представлена ее периодизация с характерными чертами каждого этапа, социально-культурными формами кодирования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые прицельно исследуется проблема семантики костюма как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что сценический (театральный) костюм имеет свои закономерности развития и многофакторно обусловленную периодизацию. Выявлено, что в ХХ-ХХI вв. усиливается взаимодействие двух основных тенденций: 1) сценический костюм отличается высокой степенью кодифицированности и символизма, при этом конкретное содержание символов претерпевает значительные трансформации; 2) наблюдается многообразие приемов достижения различных аспектов «достоверности» как театрального действия в целом, так и театральных костюмов.
В рецензии на монографию А. К. Векслер «Орнамент в содержании художественного образования» (2023) представлены рассмотрение и анализ рекомендуемого автором материала, отмечаются достоинства монографии и предложены рекомендации оценки и применения теоретического труда А. К. Векслер в художественно-педагогической практике. В рецензируемом издании впервые рассматриваются основы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству сквозь призму орнамента и формулируется взаимосвязь: орнамент - это дефиниция, демонстрирующая метапредметные связи.
Цель исследования - выявление специфики теорий мифа Умберто Эко и Ролана Барта, а также схожести этих теорий посредством компаративного анализа их философско-культурных текстов. В ходе исследования проведен анализ теорий мифа обозначенных исследователей с позиций следующих аспектов: миф как особая семиотическая система; интегральность, полифункциональность мифа; идеологизированность мифа; подверженность мифа постоянным смысловым метаморфозам и пр. В результате исследования обосновывается тезис о том, что теории мифа Р. Барта и У. Эко изоморфны по всем вышеотмеченным аспектам, а также о том, что в теориях обоих мыслителей миф выводится центральным феноменом, который в современной культуре является «открытым текстом», основой гиперреальности и идеологических систем.
Цель исследования - выявление генезиса и художественно-смысловой специфики творчества современного художника В. А. Чёрного. В статье рассматриваются основные темы, образные трактовки, идейные доминанты его живописных произведений, свидетельствующие о развитии - преемственности традиций и новаторстве - отечественного академического искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые остающееся малоизученным творчество В. А. Чёрного анализируется в научном ракурсе, при этом в научный оборот вводится ряд его живописных произведений и архивных материалов. В результате исследования выявлен широкий диапазон тем, сюжетов, жанров, технико-технологических характеристик и образных трактовок в творчестве живописца. Уже в годы учебы художник приобрел высокий уровень мастерства, умение синтезировать традиции и варьировать индивидуальный живописный «почерк», что и в настоящее время позволяет ему работать на высоком профессиональном уровне, доказывает актуальность академического мастерства и востребованность реалистического искусства. Исследование творчества и деятельности В. А. Чёрного свидетельствует об эволюционном развитии как реализма, так и художественного образования России. Многогранность его искусства, сложносоставной характер художественного языка доказывают концептуальную специфику отечественного академизма начала XXI в., в которой доминирует сохранение вневременных духовных смыслов национальной культуры, неотделимых от идей патриотизма и православного учения, и синтезированный характер профессионального языка.
Цель исследования - обосновать тот факт, что уже в ранние исторические эпохи (Средневековье, Возрождение, Барокко) происходило постепенное зарождение функциональности музыкальной формы, одним из первых признаков которой стало осознание композиторами необходимости в достижении структурной целостности и законченности произведения. В статье показано, что на роль главного формообразующего средства выдвигались те композиционные факторы, которые наиболее активно развивались в данную историческую эпоху. Научная новизна исследования заключается в конкретном определении этих композиционных факторов: ритмического - в изоритмических мотетах XIV века, масштабно-структурного - в тексто-музыкальных формах Возрождения, функционально-гармонического - в произведениях Барокко. В результате установлено, что фактором законченности музыкальной формы в изоритмических мотетах Ф. де Витри стало изменение в сторону уменьшения мензуры тенора при последнем повторе мелодии грегорианского хорала; в мотетах, мадригалах и многоголосных песнях Возрождения аналогичную функцию выполняло масштабное укрупнение заключительного тексто-музыкального сегмента формы; а в инструментальных жанрах Барокко (прелюдиях, токкатах, фантазиях) - повышенная гармоническая устойчивость последнего раздела (тонический органный пункт, повторение каденционных оборотов).
В эссе приводится сводный обзор основных явлений художественной культуры в период Средневековья на Западе и Востоке (от Рождества Христова к XIII столетию). Мировая художественная культура периода Средневековья охвачена в работе как с точки зрения общеисторического процесса, так и в рассмотрении отдельных видов искусства (скульптура, архитектура, живопись, литература, музыка). Автор рассматривает достижения средневековых авторов в указанных видах творчества: наращение тенденций к опрощению в изображении людей и мифологических существ в западном искусстве, поступательное развитие искусства на Востоке (подъем зодчества и градостроительства, развитие изобразительного искусства). Отмечается поворот к обретению цивилизационных форм существования в западном искусстве под влиянием феодализма и монотеистической религии. Особое внимание уделяется осмыслению категории мироздания в средневековый период, постройке фортификационных сооружений как отражений воинственной настроенности Средневековья, проявлениям лирической образности в художественной культуре Запада и Востока. В итоге автор заключает, что средневековое искусство представляет собой огромный, богатейший пласт художественной культуры человечества, важнейший этап для создания художественной классики на Востоке и в дальнейшем в России.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)